Религия Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:27, доклад

Краткое описание

Ислам - самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

Файлы: 1 файл

РЕЛИГИЯ ИСЛАМ.docx

— 24.14 Кб (Скачать)

РЕЛИГИЯ ИСЛАМ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ИСЛАМА

Ислам - самая  молодая из мировых религий, возникшая  в VII веке в Аравии на перекрестке  культур и цивилизаций Востока  и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также  некоторым другим верованиям народов  Ближнего Востока и Средиземноморья.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей  истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы  общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекают все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования  в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога - Аллаха.

Одним из важнейших, хозяйственных и идейных центров  Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии - ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц после рождения сына, мать - на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот, участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.

Во время  поездок по торговым делам, да и в  самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и  предавался раздумью.

В возрасте сорока лет (около 610 года) Мухаммеду впервые  стали являться видения, слышаться  голоса, со временем эти явления, сначала  испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи - все более  определенные. Первые, кому поведал  Мухаммед об этом, были его ближайшие  родственники и друзья: Хадиджа, приемный сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу Бакр Оман (позднее все они сыграли важную роль в истории ислама), уверовавшие, что слышанное и произнесенное Мухаммедом - слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям пророческие мысли.

Слухи о новом  пророке и содержании его проповеди  стали, чрезвычайно быстро распространятся  в Мекке и за ее пределами. Однако большинство мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось невозможным.

Пятнадцатого  июля 622 года Мухаммед со своими последователями  переселился (совершил хадж) в город  Ярсиб, позднее названный Мединой.

Если в  Мекке Мухаммед был лишь посланником  Аллаха, духовной главным главой небольшой  общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.

Дата переселения  в Медину считается у мусульман  начальной точкой отсчета истории  ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет  с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 - 732 гг.) Медина стала не только центром  распространения новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства  вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в  истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога - Аллаха.

КОРАН И ЕГО  РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

При жизни  пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических  записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст священной книги мусульман корана (с арабского - то, что читают, произносят) , впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых состоит из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой « Фатиха » (арабское - « открывающая »), дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду (610 - 622гг.) как правило, более длинные, чем Мединские (622 - 732гг.).

Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках и высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского - «правильный путь») - комплекс принципов и правил поведения, обязательных для каждого мусульманина.

Наиболее  краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед - его посланник.

Вера в  единого бога и пророчество составляют один из пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся  также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

Основные  черты мусульманского культа в частности  предписаний, зафиксированных в  пяти «столпах», сложившихся при  жизни Мухаммеда, в мединский период. В Медине возникло первое мусульманское культовое здание - мечеть (первоначально это был дом пророка).

В мединских сурах Корана зафиксированы основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной жизни (пищевые запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее тяжкие грехи - ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Подобного переплетения богословных и чисто светских проблем мы, пожалуй, не встретим ни в одной другой религии.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА

В исламе выделяются несколько основных направлений - суннизм, шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство  мусульман. В рамках каждого из них  сформировались самостоятельные идейные  течения и секты. Особенно они  многочисленны в шиизме. Основные расхождения между большинством из них сводятся к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой  практике.

СУННИЗМ

Основной  религиозной и общественной книгой суннитов кроме «Священной книги» - Корана является сунна - «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность  некоторых суннитских хадисов и  пользуются собственными сборниками (ахбар). Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и  священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) в отличии от шиитских не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

ШИИЗМ

Шиизм не представляет собой единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и  секты (исмашииты, друзы, алавиты и другие) связаны общими историческими корнями и основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений - признание четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В МИРЕ

Немногочисленная  мусульманская община Мухаммеда, уже  через несколько десятилетий  после своего возникновения стала  ядром формирующегося мощного арабо-мусульманского государства - Арабского халифата, - которое спустя столетие контролировало земли от западных границ Китая до берегов Атлантического океана. В последующим столетие, многочисленные мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда - на освобождение мусульманских народов от иностранного гнета.

Уже к VIII веку арабы подчинили себе огромные территории. В состав арабского халифата, помимо самой Аравии, входили Северная Африка, Пиренейский полуостров, Двуречье, Иран, Афганистан, Закавказье, Средняя Азия и часть Северной Индии.

На обширных территориях, единство которых выражалось в общности основополагающих идей веры и сакрального языка (арабского) - языка Корана, создалась своеобразная культура, вобравшая в себя элементы многих культур разноязыких мусульманских  народов.

Ислам проник даже в те страны, где арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезию, где его исповедают 90 % населения, в Малайзию (60%), страны Черной Африки.

В современном  мире ислам занимает второе место  по численности последователей (более 800 миллионов человек), большую часть  мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты  составляют большинство, лишь в Ираке  и Иране. Из более 120 стран мира, в  которых существуют мусульманские  общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан и другие). В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной  или официальной религией, в некоторых  слово «исламский» включено в  их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существуют и целая сеть международных  исламских организаций (Организация  исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как  на государственной, так и на неправительственной  основе. Некоторые из них сосредоточили  свою деятельность в религиозной - культурной сфере, часть - в политической, некоторые  в сфере экономики.

В XVIII веке в  Аравии возникло религиозно - политическое движение, названное по имени его  основателя Ал - Ваххабы - ваххабизмом. Ваххабиты считают, что мусульмане отошли от норм первоначального ислама, стали поклоняться не только Аллаху, но и многочисленным святым. Последователи Ал - Ваххаба призывают мусульман вернуться к скромной жизни времен раннего ислама, отказаться от роскоши и измениться в быту.

Ваххабиты часто  проявляют фанатизм в вопросах религии  и непримиримость в борьбе со своими политическими противниками.

ИСЛАМ В РОССИИ

Ислам распространен  и среди значительной части населения  нашей страны. При этом подавляющая  их часть - сунниты. Они объединены в  несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных  городах нашей страны. Действуют  мусульманские институты и ряд  средних учебных заведений (медресе). Ежегодно мусульмане отправляются для  паломничества в Мекку.

В России, в  ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице  Екатерине II был официально признан  царским правительством. В 1789 году в  Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.

Самый многочисленный народ на территории России исповедующий ислам, - татары их насчитывается в  нашей стране больше семи миллионов  человек.

Второй по численности народ России, исповедующий ислам, - башкиры. Большее число башкир исповедующих ислам, расселено в  Башкортостане и на территории Челябинской  области. Всего их насчитывается  около двух миллионов человек.

Много мусульман  живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ - чеченцы. Их насчитывается более  одного миллиона человек. Ислам в  Чечне распространился около  двухсот лет тому назад в форме  мюридизма, что означает полное подчинение мусульманина своему наставнику - шейху. Это требование мюридизма сохранилось повсеместно в Чечне и в наше время.

Рядом с чеченским  народом живет близкородственный  ему по языку и культуре народ - ингуши. Среде них исповедуют ислам  около трехсот тысяч человек. Исторические судьбы и религии этих народов тесно переплелись между  собой.

Очень разнообразно по своему национальному составу  население Дагестана. Ислам в  этой республике исповедают более 90% населения, что составляет около миллиона восьместа тысяч человек.

Информация о работе Религия Ислама