Этика Ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.
Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

Файлы: 1 файл

Текст контрольной.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Введение. 

      Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение  к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное  внимание.

      Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

      Прежде  чем судить о народе, а тем более  воевать с ним, нужно изучить  его историю, а главное религию  и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

      Возможно, именно тогда можно будет найти  общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Исламская этика. 

      «Слово  «ислам» означает «покорность». Отношение  правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания».

      Коран является основным источником исламских  канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман  получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (Св. Коран, 20:50).

     Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в  Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в  формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости… и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми…» (Св. Коран, 4:40 - 42).

     Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. «Он дарует мудрость кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом» (Св. Коран, 2:269). Сподвижник пророка Мухаммеда,

Ибн-Зейд говорит: «Всякое слово, которое  тебя увещевает, или призывает к  совершению достойного, или удерживает от гадкого – это мудрость» (Св. Коран, 6;5). Более точным является высказывание Абу Джафара Мухаммеда бин Йакуба: «Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость» (Св. Коран, 6;6).

      Предписанием  Корана, высшей нравственной целью  является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех. «И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей…» (Св. Коран, 6:137(136). В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин  постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.

      Упование  на совесть особенно характерно для  мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Высшей Силой. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.

      Осуществление молитвы – дело совести каждого  человека, определяемая степенью его веры и искренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

    • Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаху, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их!» (Сура «Комнаты», аят 11).
    • Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого. Сказано: «Стягиваются раны от копья ,но не заживут те, что язык нанес».
    • Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие.
    • Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу.
    • Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность.
    • Исламом отвергается поклеп и хула. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура «Комнаты», аят 12).
    • Клевета и сплетня – более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура, «Письменная трость», аяты 10 – 11).
    • Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом – великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.

Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее и в сборниках  хасидов), направлены на объединение  разных народов на основе осмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих» (Св. Коран, 30:22). «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Св. Коран, 49:13). «Для мусульманина цвет кожи и языка – явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия – это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми – это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования исламу». Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран, 2:177).

     В этом аяте содержится полная характеристика последователей ислама, к которым  предъявляются требования не только быть искренними в вере, но и своими добрыми поступками быть готовым  доказать свою веру в глазах друзей, близких и посторонних. А также они должны быть добрыми, спокойными и духовно устойчивыми. Таковы нормы поступков для разграничения добра и зла или для рассуждения об этих категориях. Подобный способ мышления является стержнем, вокруг которого зиждутся все способы человеческих отношений. «Поистине, Бог любит тех, которые хорошо обходятся» (Св. Коран, 7:13).

     Ислам считается с принципом того, что  прежде чем предписать ту или иную этическую заповедь, она должна восприниматься желанием и прочно усваиваться. Появление первоисточника знаний – Корана – положило конец заблуждениям, дикарству, пошлым навыкам, была создана подходящая атмосфера для реформ и новаторства, были решительно укреплены позиции моральных стандартов. Ислам источает энергию, которая заставляет от всего сердца, со всей душевностью, искренностью и серьезностью усваивать нравственные нормы. Это не продиктовано стремлением к манерности и оригинальности, нет и фальшивого страха. Религиозная этика отводит известным правилам специфические функции в общей схеме жизни, характеризуя их сферы и величину воздействия. Это вносит разнообразия в условия личной и общественной жизни людей, их гражданского поведения, активности во всех областях жизни.

     Этика ислама охватывает все проблемы. Жизненные  проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека от господства над ним эгоистических страстей и желаний. Таким образом, исламская этика способствует созданию личностей, обладающих высокими морально-волевыми качествами. Ислам ставит человека в условие добра, создавая общественный порядок без участия негативных сил. Он не утверждает лишь благовоспитанность и человеческие добродетели, но и рекомендует способы уничтожения плохих навыков. Восторжествование совести и человеческих добродетелей не является лишь его основным требованием, он гарантирует их осуществление. Все те, кто имеет положительное отношение к этим требованиям, объединяются и называются мусульманами.

     В соответствии с Кораном, самым достойным  является тот, кто «занимает первое место по благочестию» (Св. Коран, 49:13).

     Смирение, скромность, умение контролировать собственные  страсти и желания, прямота, справедливость, терпение, исполнительность, единство между словом и делом – таковы морально-волевые качества, многократно  отмечаемые в Коране. «Аллах любит терпеливых» (Св. Коран, 3:146).

     «…которые преодолевают собственную ярость, которые  умеют прощать. Аллах любит милосердных» (Св. Коран, 3:133-134). «Не поворачивайся  спиной к людям и не зазнавайся, и не ходи по земле надменно, ибо  Аллах не любит надменных» (Св. Коран, 31:18). Посланник Аллаха Мухаммед обобщает этические нормы мусульман следующим образом: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

    - не  судить никого, будучи в ярости  или в радостном состоянии;

    - выбирать  средний путь между богатством  и бедностью;

    - восстановить  дружбу с тем, кто ее прервал;

    - заниматься  мыслительной деятельностью в  момент молчания;

    - раздавать  блага тому, кто не подает руки;

    - быть  справедливым» (1;7-9).

     Все вышеперечисленное в исламе автоматически  возлагает на его последователей.

     Социальные  проблемы в исламе решаются на милосердии, благородстве и отзывчивости. Существуют особые наставления даже по отношению  к благодарности.

     В обществе ислам уделяет особое внимание и благородству. Проблемы взаимоотношений  в более широком круге включает вопросы и обязанности к соседям, близким и родственникам. Существует хадис о том, как следует относиться к соседям: «Тот не мусульманин, который сам сыт, в то время как сосед его голоден». Что касается близких и родственников, то приоритеты располагаются в следующем порядке: родители, супруг или супруга, дети, близкие и дальние родственники, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи, друзья-мусульмане, люди остальные и животные. И каждому из этих категорий в Коране нашлось место и внимание, чтобы мусульманин поступал в границах дозволенного и запрещенного. Почет и уважение к родителям представляют собой один из важнейших разделов исламского учения, которому уделяется особое внимание. В Коране говорится: «Твой Господь повелевает… быть милосердным к родителям. Если один из них или оба живут с тобой на старости лет, никогда не оскорбляй их, радуй их добрыми словами» (Св. Коран, 17:23). «Когда они ослабли, будь снисходителен и милостив. Скажи: Господь, они вырастили и воспитали меня. Прости их» (Св. Коран, 17:24). «Дай своим близким, бедному и путешественнику-неудачнику то, что им полагается! Не растрачивай даром свои блага!» (Св. Коран, 17:26). 

     В соответствии с Кораном и Сунной, моральная ответственность любого мусульманина не ограничивается лишь его родителям. Он несет ответственность  и перед соседями, и перед близкими. Ответственность эта в дальнейшем охватывает даже все человечество, животный мир, деревья и растения. Не разрешается, например, охота на птиц и зверей для развлечения. Плодовые и подобные им деревья можно рубить лишь имея специальное разрешение, в исключительных случаях.

     Ислам учит, что плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога. Животные тоже имеют душу. «Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения», - учит Коран. Согласно исламу этические причины защиты природы можно сформулировать так:

    • Окружающая среда – творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявление божьего духа;
    • Все части природы существуют для восхваления своего создателя;
    • Все законы природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни;
    • Природа создана не только для нынешнего поколения.

     Ислам очищает душу человека от себялюбия, от жестокости и террора, от тщеславия  распущенности. Он – сторонник богобоязненных, самоотверженных, дисциплинированных, справедливых. Он стимулирует чувство  ответственности и самоконтроля. Исламская религия внушает к живой и мертвой природе бескорыстное милосердие, щедрость, дружелюбие, справедливость, честность. Рекомендует доброту и великодушие. Основные нравственные добродетели ислама создают необходимые предпосылки для достижения общественного благополучия в наиболее высшей степени.

     Затрагивая  коллективные аспекты человеческих взаимоотношений, будет логичным описать  этику семьи, отношений между  мужчиной и женщиной. В исламе всячески поощряется брак. Тот факт, что мусульманские  браки основываются на подчинении законам Корана, на общих убеждениях, ценностях, образе жизни, обеспечивает им прочный фундамент для построения совместной жизни. От мужчин и женщин требуется полное целомудрие до брака и абсолютная преданность супругу. Ислам почитает честь женщин неприкосновенной и настаивает на том, чтобы с ними обходились с должным достоинством и уважением. От них же требуется всячески хранить свою скромность и нравственную чистоту. Пророк Мухаммед сказал, что из всех вещей, разрешенных Богом, развод наиболее ненавистен Ему. Развод допустим разве что в качестве крайнего средства, когда все попытки примирения между мужем и женой потерпели неудачу. Поскольку семья является ячейкой общества и образует совокупность, именуемую государством, ислам предусматривает все стороны отрицательного и положительного факторов, влияющих на семью. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников, защищает их интересы. Поэтому в 58-ми государствах исламского мира не было и нет фактов отказных детей, отказных родителей или родственников.

Информация о работе Этика Ислама