Этика бизнеса в исламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Краткое описание

Международное право не содержит норм, неприемлемых для какой-либо мировой религии. Почти все мировые религии могут быть истолкованы в защиту концепции прав человека и всякое обращение к религиозному и культурному контексту должно быть направлено на укрепление международных норм, а не на ограничение их действия.
Ислам, как и другие мировые религии, накладывает определенный отпечаток на различные стороны жизни его последователей. Не остается в стороне и сфера экономических взаимоотношений. Более того, данный аспект жизни человека является одним из важнейших в исламе.

Файлы: 1 файл

Этика бизнеса в исламе.docx

— 32.46 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

   Международное право не содержит норм, неприемлемых для какой-либо мировой религии. Почти все мировые религии  могут быть истолкованы в защиту концепции прав человека и всякое обращение к религиозному и культурному  контексту должно быть направлено на укрепление международных норм, а  не на ограничение их действия.

   Ислам, как и другие мировые религии, накладывает определенный отпечаток  на различные стороны жизни его  последователей. Не остается в стороне  и сфера экономических взаимоотношений. Более того, данный аспект жизни  человека является одним из важнейших в исламе.

   Ислам — единственная религия, которая не ограничивается лишь отправлением культовых обрядов, но через посредство специальных религиозно-правовых норм регулирует всю повседневную жизнь мусульман. При этом в мусульманском вероучении особо подчёркивается преимущество этических и нравственных ценностей перед материальными и экономическими благами.

   Принято считать, что власть Аллаха в отношении права собственности сводится к тому, что он выступает одновременно верховным распорядителем имущества, предоставляемого людям, законодателем, устанавливающим границы и условия приобретения и реализации права собственности на него, и верховным судьей, следящим за соблюдением этих правил.

   Одним из ориентиров является избежание крайностей — как расточительства, так и скупости. Ислам отнюдь не идеализирует аскетизм и считает богоугодным такой уровень достатка, который избавляет человека от тягот мирской жизни, а еще лучше — позволяет ему раскрыть все свои способности и реализовать свои благие желания. 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

   Все предписания и нормы ислама, содержащиеся в Священном Писании мусульман  – Коране – и жизнеописании  пророка Мухаммада – Сунне, в  совокупности составляют шариат (араб. – закон) – систему права, систему норм, всесторонне регулирующие жизнь мусульманина.

   Несмотря  на то, что в самом Коране нет  таких понятий, как исламская  экономика, исламский банкинг, либо исламское страхование, тем не менее, все эти явления берут свое начало из постулатов, которые несет  в себе эта священная книга  мусульман.

   Коран, как божественное руководство, данное людям, содержит множество аятов (стихов), посвященных вопросам распоряжения материальным имуществом человека. Таким образом, это руководство не ограничивается лишь духовной сферой (сферой поклонения), но и включает многие другие вопросы, взаимопроникающие и неразрывно связанные со сферой духовной.

   В исламе вопросы экономических взаимоотношений  относятся к сфере «муамалат» , в которой действует принцип «все, что не запрещено, разрешено». Поэтому для того, чтобы разобраться, каков взгляд ислама на экономическую жизнедеятельность человека, необходимо сначала узнать, какие действия относительно сферы хозяйствования и взаимоотношений людей вообще в исламе запрещены. Затем нужно узнать, что является предписанным и поощряемым. Во всем остальном, следовательно, человек свободен поступать так, как считает правильным.

   Однако  степень влияния религиозных  догматов на  социально-экономические структуры, образ мышления и действия несколько различны в разных частях мусульманского мира. В тех странах, которые в той или иной мере подверглись непосредственной европейской колонизации и где капитализм пустил корни раньше, там, где соседствуют другие религии и традиции, влияние исламских догматов существенно слабее, нежели в странах Аравийского полуострова с консервативными режимами, не испытавшими массированного европейского присутствия. Здесь нормы шариата по-прежнему доминируют. Местные бизнесмены, руководствующиеся этическими принципами, ориентируются не только и не столько на доходность или величину риска, как на «моральный облик» компаний и нравственные качества их руководителей. «Моральный облик» складывается из характера выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, места деятельности фирмы, степени экологичности производства, характера менеджмента и рекламы. Так, например, для них является недопустимой покупка ценных бумаг компаний, которые выпускают алкогольную и табачную продукцию, а также «неправильные» продукты питания (содержащие свинину или приготовленные с игнорированием соответствующих правил). 
 

Человек – временный  управляющий земными богатствами

Все, что есть на земле и чем пользуются люди в течение своей жизни, принадлежит  Всевышнему. Однако Он определил человека на земле в качестве «временного  управляющего», на период его существования:

• «Вот твой Господь  сказал ангелам: “Я установлю на земле  наместника”» [Коран, (2:30)].

• «Он - тот, кто  сделал вас наместниками на земле…» [Коран, (35:39)]. 

Именно человек, и только человек, и в его лице человечество, несет ответственность  за состояние, сохранность и рациональное использование всех природных ресурсов, имеющихся на земле и в ее недрах. 

Так же каждому  человеку на период его жизни Бог  определил его удел, представляющий собой его частную собственность (некоторая собственность определяется человеку с рождения путем закрепления  определенной доли в наследстве, иное имущество приобретается человеком  в течение его жизни посредством  трудовой деятельности). И по результатам  своей жизни каждый человек будет  держать ответ касательно того, как  он распоряжался вверенным ему имуществом.  

Таким образом, будучи благом, любое имущество является одновременно и испытанием, требующим  рационального и взвешенного  подхода и распоряжения: 

• «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать  то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» [Коран, (3:180)]. 

• «Знайте, что  мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба  между вами, и стремление обрести  больше богатства и детей. Она  подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом  они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в  труху. А в Последней жизни  есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь  – всего лишь предмет обольщения» [Коран, (57:20)]. 

В исламе религиозных  запретов относительно экономической  жизнедеятельности не так много, и все они предотвращают несправедливость в обществе. Именно эти запреты  легли в основу нового направления  в экономике, распространенного  под названием исламская экономика. 

Пути приобретения и расходования имущества подразделяются на запрещенные (харам), обязательные (относится лишь к расходованию), желательные, поощряемые (исламская этика бизнеса) и нейтральные (все, что не входит в предыдущие категории).  

Запретные и поощряемые способы  приобретения имущества 

К запретным  способам приобретения имущества в  исламе относятся любые сделки с  запрещенными товарами либо услугами. Запрещено, соответственно, и вкладывать средства в компании, занимающиеся запретной деятельностью. С конца 90-х гг. стали возникать исламские  индексы компаний. Исламский индекс Доу-Джонса (ИИДД) является базовым  индексом капитализации исламских  компаний. Он входит в группу Глобальных индексов Доу-Джонса, которые рассчитываются на основе акций компаний 34 стран. Исламский  индекс Доу-Джонса исключает акции  любых компаний, основная деятельность которых является недозволенной  согласно Шариату. К таким видам  деятельности относятся следующие. 

Производство, торговля, перевозки  и любое посредничество при производстве алкоголя и свинины:  

• «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» [Коран, (2:173)]. 

Обман и обвешивание, а  также сокрытие недостатков  своего товара: 

• Наполняйте меру и весы по справедливости» [Коран, (6:152)].  

• «…Мерьте и  взвешивайте честно, не придерживайте  имущество людей и не распространяйте  на земле нечестие» [Коран, (11:85)].  

• «Наполняйте  меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так  будет лучше и прекраснее по исходу» [Коран, (17:35)]. 

• «Наполняйте  меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон» [Коран, (26:181)]. 

Выдача  или получение  денежных средств  или иного имущества  в долг под проценты:  

• «Те, которые  пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: “Воистину, торговля подобна лихоимству”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. … Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» [Коран, (275-276, 278)]. 

Важно обратить внимание на следующий факт: то, что  законы ислама запрещают выплату  и получение процентов, не означает, что они не одобряют получение  прибыли или поощряют возврат  к чисто наличным расчетам или  бартерной экономике. Речь идёт о  том, чтобы все стороны финансовой операции делили между собой риск и прибыль или убытки предприятия. Вкладчиков исламской банковской системы  можно сравнить с инвесторами  или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает  прибыль, или теряют часть своих  сбережений, если банк заявляет об убытках. Логика заключается в том, чтобы  увязать прибыль по исламскому договору с отдачей и качеством проекта, обеспечивая тем самым более  справедливое распределение богатства [3]. 

Попрошайничество и настойчивые просьбы. 

Азартные  игры: 

• «Вам запрещены  мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя  Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или  забито до смерти, или подохло при  падении, или заколото рогами, или  задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что  зарезано на каменных жертвенниках (или  для идолов), а также гадание  по стрелам. Все это есть нечестие» [Коран, (5:3)]. 

• «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха  в них больше, чем пользы”...» [Коран, (2:219)]. 

Все другие сферы, связанные  с запретными товарами либо услугами. 

К поощряемому пути приобретения имущества  в исламе относится  производительный труд. 

В основе получения  материальных ресурсов (в том числе  денег) лежит труд: «По свидетельству  Рифа’а бин Рафи’: "Однажды Пророка (мир ему) спросили: "Какое из приобретений является наилучшим?" Он сказал: "То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля"» [4, № 942 (2072)] . 

В Коране слово  работа (ал-‘амал) упоминается в 360 аятах, его синоним – ал-фи’ал – присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые аяты подчеркивают необходимость труда. Неслучайно ислам называют «религией действия» [5]. Ведь, как уже было упомянуто, ислам поощряет все виды экономической деятельности, за исключением тех, которые явно приносят вред человеку или обществу. 

Запретные и поощряемые способы  распоряжения имуществом 

К запретным  способам распоряжения имуществом в  исламе относятся следующие 

Расходование  на запретные цели (покупка  запрещенных товаров  или услуг). 

Излишество (исраф) в расходовании и потреблении:  

• «Скажи: “О люди Писания! Не излишествуйте в своей  религии вопреки истине и не потакайте  желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в  заблуждение многих других и сбились  с прямого пути”» [Коран, (5:77)].  

• «Раздавай  должное родственнику, должнику и путнику, но не расточай чрезмерно... Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), но и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» [Коран, (17:26, 29)].  

С точки зрения экономической деятельности излишество можно разделить на следующие  категории: • излишество в накоплении; • излишество в потреблении; •  излишество в производстве. 

Каждый верующий человек обязан расходовать свое имущество. Причем, не бесцельно и  не в любом направлении. В расходовании имущества предписаны определенный порядок и правила. Основные коранические предписания касательно распоряжения своим имуществом заключаются в  следующем. 

Информация о работе Этика бизнеса в исламе