Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:35, реферат
Международное право не содержит норм, неприемлемых для какой-либо мировой религии. Почти все мировые религии могут быть истолкованы в защиту концепции прав человека и всякое обращение к религиозному и культурному контексту должно быть направлено на укрепление международных норм, а не на ограничение их действия.
Ислам, как и другие мировые религии, накладывает определенный отпечаток на различные стороны жизни его последователей. Не остается в стороне и сфера экономических взаимоотношений. Более того, данный аспект жизни человека является одним из важнейших в исламе.
Обязанность выделения
доли имущества на тех, кого владелец
имущества обязан содержать:
• «Они спрашивают
тебя, что они должны расходовать.
Скажи: “Любое добро, которое вы раздаете,
должно достаться родителям, близким
родственникам, сиротам, беднякам, путникам.
Что бы вы ни сделали доброго, Аллах
знает об этом”» [Коран, (2:215)].
• «Мужчины являются
попечителями женщин, потому что Аллах
дал одним из них преимущество
перед другими и потому что
они расходуют из своего имущества
…» [Коран, (4:34)].
Ежегодное
отчисление доли имущества (от 2,5%
до 10%) на социальные
цели (закят):
• «Вот вас
призывают делать пожертвования
на пути Господа, и среди вас находятся
такие, которые скупятся. Кто скупится,
тот скупится только против самого
себя. Бог – богат, а вы – бедны.
И если вы отвернетесь, Он заменит
вас другими людьми, и они не
будут подобны вам» [Коран, (47:38)].
Если размер
закята и уровень достатка, по достижении
которого человек выплачивает закят, оговорены
сунной, то реципиенты закятных средств
прямо обозначены в Коране: «Пожертвования
предназначены для нищих и бедных, для
тех, кто занимается их сбором и распределением,
и для тех, чьи сердца хотят завоевать,
для выкупа рабов, для должников, для расходов
на пути Аллаха и для путников. Таково
предписание Аллаха. Воистину, Аллах –
Знающий, Мудрый» [Коран, (9:60)].
Современный исламский
ученый Юсуф аль-Карадави в этой связи
замечает: «Многие экономисты и социологи
всегда подчеркивали, что важным является
не сбор и взимание налогов, а то, как и
на что тратятся собранные налоги. Так
как именно в этом вопросе происходит
нарушение принципа справедливости, проявляется
эгоистичность и слабость человеческой
натуры, собранные средства присваивают
себе те, кто не имеет никаких прав на них.
Это было и есть в самых разных обществах
и цивилизациях, и наиболее вероятно, что
именно поэтому уже в самом Священном
Писании этому вопросу уделено должное
внимание» [6, с. 236].
Расходование
имущества на благие
цели:
«Все то доброе,
что вы предварите для себя, вы найдете
у Аллаха» [Коран, (2:110)].
«О те, которые
уверовали! Делайте пожертвования
из того, чем Мы наделили вас, до наступления
дня, когда не будет ни торговли,
ни дружбы, ни заступничества. А неверующие
являются беззаконниками» [Коран, (2:254)].
Поощряемые
пути расходования имущества
Во второй суре
(главе) Корана сказано, что «данная
книга, и в этом нет сомнения, является
руководством для людей набожных,
которые веруют в Бога, совершают
молитву и расходуют из того, чем
их наделил Всевышний». Таким образом,
набожные люди, т.е. те, кем их Создатель
доволен, а, следовательно, именно к
обладанию такого качества должны стремиться
все верующие, характеризуются в
исламе как верующие в Бога, исполняющие
молитву и расходующие свое имущество.
Этика расходования
имущества в исламе подразумевает
соблюдение следующих основных принципов.
Избежание
привязанности к имуществу:
«Благочестие
состоит не в том, чтобы вы обращали
ваши лица на восток и запад. Но благочестив
тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний
день, в ангелов, в Писание, в пророков,
кто раздавал имущество, несмотря на
свою любовь к нему …» [Коран, (2:177)].
• «Богатство
и сыновья – украшение мирской
жизни, однако нетленные благодеяния
лучше по вознаграждению перед твоим
Господом, и на них лучше возлагать
надежды» [Коран, (18:46)].
Рациональный
подход - придерживание
«золотой середины»:
• «Когда они
делают пожертвования, то не расточительствуют
и не скупятся, а придерживаются середины
между этими крайностями» [Коран, (25:67)].
Расходование
от чистого сердца:
• «Тем, кто
расходует свое имущество на пути
Аллаха и не сопровождает свои пожертвования
попреками и оскорблениями, уготована
награда у их Господа. Они не познают
страха и не будут опечалены» [Коран,
(2:262)] .
Соблюдение
договоров:
• «О, Вы, которые
уверовали! Будьте верны в договорах!»
[Коран, (5:1)].
Заключение
договоров в письменном
виде с присутствием
свидетелей:
• «О те, которые
уверовали! Если вы заключаете договор
о долге на определенный срок, то
записывайте его, и пусть писец
записывает его справедливо. Писец
не должен отказываться записать его
так, как его научил Аллах. Пусть
он пишет, и пусть берущий взаймы
диктует и страшится Аллаха, своего
Господа, и ничего не убавляет из него.
А если берущий взаймы слабоумен,
немощен или не способен диктовать
самостоятельно, пусть его доверенное
лицо диктует по справедливости. В
качестве свидетелей призовите двух
мужчин из вашего числа. Если не будет
двух мужчин, то одного мужчину и
двух женщин, которых вы согласны признать
свидетелями, и если одна из них ошибется,
то другая напомнит ей. Свидетели не
должны отказываться, если их приглашают.
Не тяготитесь записать договор, будь
он большим или малым, вплоть до указания
его срока. Так будет справедливее
перед Аллахом, убедительнее для
свидетельства и лучше для
избежания сомнений. Но если вы заключаете
наличную сделку и расплачиваетесь друг
с другом на месте, то на вас не будет греха,
если вы не запишите ее. Но призывайте
свидетелей, если вы заключаете торговый
договор, и не причиняйте вреда писцу и
свидетелю. Если же вы поступите таким
образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха
– Аллах обучает вас. Аллах ведает обо
всякой вещи» [Коран, (2:282)].
Помощь
должникам:
• «Если должник
находится в трудном положении,
то дайте ему отсрочку, пока его
положение не улучшится. Но дать милостыню
будет лучше для вас, если бы вы
только знали!» [Коран, (2:280)].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В эпоху
глобализации международное деловое
общение предусматривает
Мусульманин-
В Главном источнике знаний и законов для мусульман, «книге мудрости», «ниспосланной человечеству, как ясное руководство и прямой путь» — Священном Коране — разъясняются также и «мирские» термины, касающиеся предоставления займа, оплаты труда, весов и меры, прибыли и убытков, купли и продажи, мошенничества и т.д. Эта информация подчеркивает важность правильных взаимоотношений между людьми для построения справедливого, стремящегося к идеалу общества. Эти отношения — неотъемлемая часть поклонения человека, исполнения воли Всевышнего.
Только честная торговля и бизнес в широком понимании рассматриваются в исламе как средство поиска щедрости Бога, форма «ибадат» — поклонения Аллаху.
Сегодня
все больше мусульман-предпринимателей
озабочены вопросами, связанными с
дозволенным и запретным
Этика
труда и предпринимательства
в мусульманском мире, на наш взгляд,
сродни традициям русского предпринимательства,
в частности традициям