Деловая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:27, реферат

Краткое описание

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами.

Оглавление

Введение 3
Деловая этика – основа бизнеса
* Этика рынка: «наша» ситуация 4
* Нравственные ценности рынка 6
* Понятие деловой этики 7
* «Честная» конкуренция 8
* Общение между фирмами в Америке 11
* Этика и современное управление 13
* Этика бизнеса на международном уровне 16
* Условия формирования цивилизованной этики 17
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Государственный Университет Управления 

Институт  Национальной и Мировой  Экономики 

Кафедра Предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Введение в специальность

      на  тему: Деловая этика         
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Шпак В.А.

Студент 1курса 5группы

Проверил: Лапуста М.Г. 
 
 
 
 
 
 

Москва

2005г 
Содержание 

Введение 3

Деловая этика – основа бизнеса

  • Этика рынка: «наша» ситуация 4
  • Нравственные ценности рынка 6
  • Понятие деловой этики 7
  • «Честная» конкуренция 8
  • Общение между фирмами в Америке 11
  • Этика и современное управление 13
  • Этика бизнеса на международном уровне 16
  • Условия формирования цивилизованной этики 17

Заключение 19

Список  литературы 21 
Введение
 

     Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не просто некоторое  множество продавцов  и  покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Hо кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т. д.

     Предприниматель имеет  дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно  имеет дело с людьми - руководит  подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

     Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство - это культура.

     В данной работе будет рассмотрена  проблема деловой этики в широком  смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.

     В Государственном Университете Управления готовят  будущих специалистов в  области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и современное управление".

 

     Деловая этика – основа бизнеса

     Этика рынка: «наша» ситуация
 

     Логика  становления рыночных отношений  в стране  предполагает подключение  нашей экономической системы  к мировым хозяйственным процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал экономик стран Запада и России.

     Опыт  налаживания предпринимателями  внешнеэкономических связей с зарубежными  партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с неконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовность потенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции в экономику страны. Hам предстоит усвоить, что рынок - это не просто место купли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика, психология, этика, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Hе рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

     У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Имеются ввиду те проявления общественного сознания, которые  задерживают продвижение к эффективной  экономике, основанной на использовании  рыночных механизмов. Hе вызывает сомнений и то, что пороки нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего состояния общественной морали.

     У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше  всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все дозволено", "Hе обманешь - не продашь". А что было раньше? Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается в их надежности.

     Вот пример:

     На  переговорах американского бизнесмена с представителем российской фирмы речь шла о закупке в США крупной партии товаров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта около одного миллиона долларов. В процессе обсуждения условий поставки возник вопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что в контейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вести дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае получатель не может предъявить претензии. Удивленный американец ответил, что все испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения количества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточно слова нашего представителя. Русским предпринимателям, конечно, трудно понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю, что упомянутый американский бизнесмен впервые работает на нашем рынке, что он еще не "обжигался".

     В приведенном примере видно, что  предприниматели, привыкшие работать в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них - действительно, слово - закон. Хотя вполне естественно, что в любом обществе есть предприниматели, ведущие дела нечестно.

     Hо  что же сегодня делает именно  отечественный бизнес ущербным ?

     1.Практически  полное отсутствие у наших   предпринимателей привычки и  традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.

     2.Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь  пойти "до конца", рискуя  по крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до  начала игры. И вместе с тем  - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.

     3.Зеркальное  отражение предыдущего - рабская  агрессивность, нетерпимость, нездоровое  желание "растоптать", унизить.  Иностранцы отмечают повышенную  конфликтность наших людей, нежелание  искать компромиссы.

     4.Отчетливо  выраженная у наших бизнесменов  психология рантье, объясняющаяся,  с одной стороны, низким уровнем  жизни, а с другой - неуверенностью  в завтрашнем дне. 

     5.Стремление  к ограничению конкуренции, монополизму,  опираясь на какие-либо привилегии.

     6.Отсутствие  имиджа делового человека, предпринимателя,  что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западе много внимания уделяется  тому, чтобы произвести хорошее  впечатление. С человеком, неопрятно  одетым, просто дело иметь не станут. Хорошее впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому наш миллионер Марк Горячев. С ним ведут дела солидные партнеры, не обращая внимания на то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важен имидж вообще. 

     Нравственные ценности рынка 

     Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании свободой. Свобода - важнейшая предпосылка  независимости. В условиях тоталитарного  общества у индивида отсутствует  возможность выбора. Именно свобода  предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего - непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

     Существуют  определенные нравственные нормы, позволяющие  находить эти компромиссы. Вот некоторые  из них:

     1) концепция "служения обществу", которой - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, - вот краеугольный камень их мировоззрения. "Благополучие производителя, - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...от пользы, которую он приносит народу".

     2) как это ни парадоксально, неуважение  к деньгам. Деньги являются  для предпринимателя не целью,  а лишь средством, которое используется  для достижения поставленной  цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.

     3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

     4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя - непреложный  атрибут стиля деловых взаимоотношений  на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

     5) гордость за свой бизнес независимо  от его области и масштабов.  Любой бизнес, служащий удовлетворению  потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

Информация о работе Деловая этика