Основные направления современного иудаизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:32, реферат

Краткое описание

Данная тема, на мой взгляд, действительно интересна к рассмотрению.Иудаизм - это первая и древнейшая монотеистическая религиозная система. Все три монотеистические религиозные системы, известные истории мировой культуры тесно связаны друг с другом, выходят одна из другой и своими корнями уходят в один и тот же регион на ближнем востоке. О иудаизме написано много. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатыми историко-культурными традициями, которые зафиксированы в священных писаниях, фундаментально исследована многими специалистами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Основные принципы вероучения в иудаизме………………………………..4
II. Основные периоды развития иудаизма….......................................................6
III.Основные направления современного иудаизма
1. Реформизм……………………………………………………………….......12
2. Консервативный иудаизм……………………………………………….…..13
3. Ортодоксальный иудаизм……………………………………………….….17
Заключение............................................................................................................21
Список использованной литературы.....................

Файлы: 1 файл

Реферат течения иудаизма .docx

— 69.51 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления современного иудаизма.

Реферат по дисциплине «История религий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Основные принципы вероучения в иудаизме………………………………..4

II. Основные периоды развития иудаизма….......................................................6

III.Основные направления современного иудаизма

  1. Реформизм……………………………………………………………….......12

  2. Консервативный иудаизм……………………………………………….…..13

  3. Ортодоксальный иудаизм……………………………………………….….17

Заключение............................................................................................................21

Список использованной литературы..................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Представленная работа посвящена теме «Основные течения современного иудаизма.»

Данная тема, на мой взгляд, действительно интересна к рассмотрению.Иудаизм - это первая и древнейшая монотеистическая религиозная система. Все три монотеистические религиозные системы, известные истории мировой культуры тесно связаны друг с другом, выходят одна из другой и своими корнями уходят в один и тот же регион на ближнем востоке. О иудаизме написано много. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатыми историко-культурными традициями, которые зафиксированы в священных писаниях, фундаментально исследована многими специалистами. За века каждая значительная религия развивает в себе большое количество разнообразных течений. Ислам содержит в себе несколько конкурирующих течений, христианство разделено на сотни конфессий. Современный иудаизм также не является однородным. Существует мнение ,что термины "иудей" и "еврей" являются равнозначными ,однако иудаизм исповедуют не только евреи и не все евреи исповедуют данную религию. В мире проживает около1750 млн. привереженцев иудаизма и ,поэтому,  необходимо представлять , что изучение иудаизма является обязательным для понимания феномена мировых религий.

Целью данной работы является подробное рассмотрение основных концепции иудаизма, его направления, а также современное значение в обществе и  в мире целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Основные принципы вероучения в иудаизме.

Главным и незыблемым принципом веры в иудаизме является признание Единого Бога (имя Всевышнего нельзя, по законам иудаизма, писать полностью, потому оно пишется с пропуском буквы), которое выражается в молитве “Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един” (Второзаконие, 6:4). По-еврейски она обозначается словом “Шма” (“Слушай”). Под еврейским понимается язык, относящийся к семитской группе языков, который был разговорным у евреев на исторической родине, на котором написаны Священное Писание и молитвы. Иногда его называют древнееврейским. Современный вариант этого языка - “иврит” - возрожден в качестве языка общения в государстве Израиль.

Более детально основополагающие идеи иудаизма изложены в Десяти заповедях, дарованных согласно традиции, Богом на горе Синай (XIII в. до. н. э.) через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом Израиля по имени внука патриарха Авраама - Иакова-Израиля. Вот текст этих заповедей (Исход 20:2-17):

1. Я, Господь Бог твой, который  вывел тебя из Египта, из дома  рабства.

2. Да не будет у тебя других  богов перед лицом Моим. Не  делай себе кумира и никакого  изображения того, что на небе  вверху и того, что на земле  внизу, и что в воде ниже  земли. Не поклоняйся им и не  служи им, ибо я Господь Бог  твой - Бог ревнитель, наказывающий  детей за грехи отцов до  третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь  не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы  святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а  день седьмой - суббота Господу  Богу твоему; не делай в оный  никакого дела ни ты, ни сын  твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах  твоих. Ибо в шесть дней создал  Господь небо и землю, море  и все, что в них, а в седьмой  день почил. Посему благословил  Господь день субботний и освятил  его.

5. Почитай отца твоего и мать  твою, чтобы продлились дни твои  на земле, которую Господь Бог  твой дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства  на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего  твоего; не желай жены ближнего  твоего, ни раба его, ни рабыни  его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Этими заповедями закреплялся особый договор - “Завет” - между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту “избранным” в смысле первообладателя Священного учения - Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить слово Божие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и человека а остальные шесть отношениям людей между собой. Причем в иудаизме считается абсолютно неразделимым любовь к Богу и человеку как творению Бога. Поэтому в любом акте сострадания и милосердия присутствует Божественное начало. Разумеется, это относится не только к евреям, избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении и поэтому для нееврея даже гораздо легче достигнуть праведности, поскольку ему необходимо придерживаться только семи заповедей, предписанных всем сыновьям Ноя. Он только должен избегать:

1. Идолопоклонства

2. Разврата и прелюбодеяния

3. Кровопролития

4. Поругания имени Божьего

5. Несправедливости и беззакония

6. Грабежа

7. Жестоких, бесчеловечных поступков, в частности, жестокого обращения  с животными.

Однако в рамках общих положений иудаизм допускает большую свободу мысли в их толковании и осмыслении. Ввиду этого известны различные способы догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель Гилель, живший на рубеже новой эры, так ответил язычнику, просившего его сообщить сущность иудаизма за то время, когда он будет стоять на одной ноге: “не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.”( Бялик Н. и Равницкий И. :Агада , Иерусалим, 1992 . С. 280).

 

 

II.Основные периоды развития иудаизма.

Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма. Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция приписывает ему открытие существования Единого Бога - творца неба и земли. Авраам назвал этого Бога Элохим (буквально "Бог Высочайший", "Бог Всемогущий").

Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором этногенеза еврейского народа. Этноним "евреи", по одной из версий, произошел от древнесемитского наименования "ибири" - так первоначально назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных объединений.

Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского слова "эвер" (другая сторона), что означает "живущие на другой стороне реки".

Этноним "жид" ("жидовин") впервые фиксируется в русских письменных источниках с XII века и представляет собой результат длительной фонетической трансформации еврейского этнонима "йехуди". Долгое время этноним "жид" считался нормативным, однако с XIX века стал приобретать уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон антисемитизма. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего Бога пробудило сознание народа, дремавшее под наслоениями варварского политеизма, постепенно внося в него такие прежде неизвестные элементы, как моральный кодекс личного, общественного и государственного поведения, представления о грехе, смысле жизни и воздаянии, отсутствовавшие у других народов древности. Приоритетная историко-цивилизационная заслуга иудаизма - принцип единобожия, ставший одним из кристаллизационных моментов формирования мощной цивилизационной общности - иудео-христианской цивилизации.

Монотеистические представления древних евреев складывались в течение достаточно продолжительного исторического периода (XIX-II века до н. э.), получившего наименование библейского и включившего в себя так называемую эпоху патриархов (праотцев) еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова (Израиля).

Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов - покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз родственных племен, именуемый "Вене Исраэль" ("Сыны Израиля").

Согласно Библии первоначально в данный союз входило 12 колен (родоплеменных групп, связанных кровным родством, происходящих от 12 сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака, внука Авраама; Рувима (Реувена), Симеона (Шимона), Левия, Иуды (Йехуды), Иссахара, Завулона, Гада, Асира (Аше-ра), Иосифа, Вениамина (Беньямина), Дана и Неффалима (Нафгали). Позднее колено Иосифа разделилось на колена Манассии (Менаше) и Ефрема (Эфраима) - сыновей Иосифа. Около 1700 г. до н. э. израильский союз переселился в Египет, где древние евреи прожили около 400 лет в области Гесем в дельте Нила. Резкое ухудшение их положения в результате попадания в рабство к египетским фараонам привело около 1230 г. до н.э. к исходу еврейского народа из Египта под руководством религиозно-политического вождя Моисея (Моше) из колена Левия. В это время генотеизм религии патриархов получил форму бескомпромиссного монотеизма в виде Синайского завета-союза еврейского народа с Богом Праотцев, названным именем Яхве - ("Сущий", из бытия которого проистекает все).

Результатом этого завета стали Десять Заповедей, записанные на скрижалях (каменных досках), которые согласно Библии были переданы Моисею Богом на горе Синай после выхода из Египта. Это событие положило начало формированию этического монотеизма - качественно нового уровня религиозных представлений, следование моральным заповедям стало главным условием исполнения Божьей воли. Впоследствии Десять Заповедей легли в основу "Синайского кодекса" - древнейшей части Библии (книга "Исход").

Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев позволил им около 1200 г. до н. э. под руководством преемника Моисея - Иисуса Навина - завоевать историческую область Ханаан (позже получившую название Палестина), где около 1000 г. до н. э. было основано Израильско-Иудейское царство. Оно стало первым на Ближнем Востоке национально-религиозным государством, политический режим которого можно назвать иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до н. э. при царе Соломоне.

Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и Иудейское, а также ассирийское (722.г. до н. э.) и нововавилонское (586 г. до н. э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти полувековое (586 - 539 гг. до н. э.) "вавилонское пленение" - насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидим) - сторонников Синайского завета.

Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим ("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII-VI веках до н. э„ древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцев Яхве (генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии среди других народов.

Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния в Палестине.

В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистического монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639-609 гг. до н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал политеистические культовые центры.

В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (около 444 г. до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой общины, резко обособленной от окружающего мира. Это нашло свое отражение, прежде всего в этническом изоляционизме, то есть принципиальном несмешении с неевреями в браках, а также в бытовом и экономическом сепаратизме. Древнееврейский монотеизм оказался фактором столь сильным, что порожденные им настроения и доктрины сумели противостоять мощному ассимиляторскому влиянию эллинистической культуры.

В результате Маккавейских войн в 165 г. до н. э. древнееврейская государственность была восстановлена и в различных формах просуществовала вплоть до Иудейской войны с Римом (67-73 гг. н. э.). По словам протоирея А. Меня, "Израиль, самый молодой среди восточных народов, зародился как религиозное движение; он имел своих вождей, которых единая вера побудила объединиться, и уже из этого религиозного единства произрастало единство национальное. Период истории иудаизма со II века до н.э. по VI век н. э. получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всепроницающую систему предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 таких установлений.

Информация о работе Основные направления современного иудаизма