Основные направления современного иудаизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:32, реферат

Краткое описание

Данная тема, на мой взгляд, действительно интересна к рассмотрению.Иудаизм - это первая и древнейшая монотеистическая религиозная система. Все три монотеистические религиозные системы, известные истории мировой культуры тесно связаны друг с другом, выходят одна из другой и своими корнями уходят в один и тот же регион на ближнем востоке. О иудаизме написано много. Эта религия со всеми ее догматами и обрядами, богатыми историко-культурными традициями, которые зафиксированы в священных писаниях, фундаментально исследована многими специалистами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Основные принципы вероучения в иудаизме………………………………..4
II. Основные периоды развития иудаизма….......................................................6
III.Основные направления современного иудаизма
1. Реформизм……………………………………………………………….......12
2. Консервативный иудаизм……………………………………………….…..13
3. Ортодоксальный иудаизм……………………………………………….….17
Заключение............................................................................................................21
Список использованной литературы.....................

Файлы: 1 файл

Реферат течения иудаизма .docx

— 69.51 Кб (Скачать)

В основу концепции консервативного иудаизма его идеологи положили стремление к реформам в иудаизме при условии, что они не будут затрагивать основы Галахи и противоречить иудаизму в целом. По мнению Франкеля, иудаизм — это живой и динамичный организм, приспосабливающийся к изменениям окружающего мира, но оставляющий вечным и неизменным свою сущность. По мнению Греца суть иудаизма — в политико-религиозном единстве Учения, народа и Земли Израиля, что и определило в веках историческую уникальность еврейства. Многовековую выживаемость еврейского народа оба видели именно в приспособлении религиозных законов к жизненным нуждам. Приветствуя новшества, представители консервативного иудаизма категорически были против упразднения иврита в литургии, против ликвидации кашрута и субботнего религиозного ритуала. Борьба за проведение реформ синагогальных установлений не прекращалась на протяжении всей истории консервативного иудаизма. Поводом для реформирования становились попытки внесения изменений в установленные Галахой нормы, в частности, в разные времена это были борьба за отмену разделения молитвенного зала синагог на мужскую и женскую части, за право на сопровождение молитвы органной музыкой, за отмену запрета ездить в субботние дни в синагогу, за право пользоваться микрофоном во время субботней службы и т. д. Особая борьба шла за женское равноправие. Дважды делалась попытка принять постановление правового комитета Раввинского собрания по изменению формулы брачного контракта и признать право замужней женщины, которая длительное время живет одна (агуна), получить признаваемый раввинскими инстанциями развод, несмотря на то что муж не дает ей развод (либо на то, что ей вообще неизвестно, где он находится и жив ли он). В 1936 это предложение натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксов и не было принято, и лишь в 1952, на фоне усилившихся в консервативном иудаизме радикальных тенденций, такое решение было принято. С 1970-х ведется борьба за право женщин получать звание раввина. Отдельные конгрегации уже приняли решение, позволяющее женщинам вести службы и работать хаззанами.

Консервативный иудаизм, занимающий некое промежуточное положение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом, вынужден постоянно находить компромиссные решения, которые бы позволяли ему, с одной стороны, принимать участие в проведении реформ и в борьбе с гегемонией ортодоксии в некоторых регионах (например, в Израиле), а с другой — искать возможность сближения с той же ортодоксией. Такая двойственность иногда приводит к обострению этих отношений, как это было в 1970-х, когда ортодоксы Израиля сделали попытку изменить Закон о возвращении и добиться, чтобы законным был признан только гиюр, произведенный в рамках ортодоксальной Синагоги.

Становление консервативного иудаизма как религиозного течения произошло в США, где возникли его первые крупные центры (Филадельфия, Нью-Йорк, Балтимор). При этом идеологию консервативного иудаизма стали исповедовать и многие крупные сефардские общины, не желающие принимать радикализм реформистов. Окончательный разрыв консервативного иудаизма с реформистами произошел после принятия последними в 1885 Питтсбургской платформы. Прообразом организации структуры религиозной общины для евреев стали протестантскиеконгрегации, которые вели автономное существование и предоставляли отдельным общинам свободу действий. Желая создать в США стройную систему религиозной жизни, Лисер еще в середине 19 в. попытался объединить все общины (и ортодоксальные, и реформистские) в единую централизованную организацию, и хотя подавляющее преобладание в этом союзе было бы у реформистов (в 1880 из американских синагог 188 были реформистскими), но из этого у него ничего не вышло. Тем не менее уже в 1867 Лисер основал раввинскую школу "Маймонидиз колледж", которая, несмотря на краткость своего существования (до 1873), успела выпустить первых четырех подготовленных в США раввинов.

 

В целях подготовки раввинов в духе "исторического иудаизма" в 1886 в Нью-Йорке было основано первое высшее религиозное учебное заведение консервативного направления — Еврейская теологическая семинария (ЕТС), получившая в 1902 академический статус. Основатели семинарии были выходцами из Западной Европы, выпускниками университетов, не испытавшими на себе влияния строго ортодоксального образа жизни Восточной Европы. Однако большинство еврейских эмигрантов в США тогда были выходцами как раз из Восточной Европы, поэтому попытки консолидации были неудачными. Правда, по инициативе главы сефардской общины Нью-Йорка Хаима Перейры Мендеса и еврейского общественного деятеля Сайруса Адлера была создана Ассоциация ортодоксальных синагог США, но уже на третьем ее съезде произошел раскол из-за отказа ортодоксов признать раввинский авторитет выпускников ЕТС, которая сыграла выдающуюся роль в развитии консервативного иудаизма. Семинария не только готовила раввинов, школьных учителей, канторов, специалистов в различных областях иудаики, но и возглавила работу по превращению мировоззрения консервативный иудаизм в религиозное течение. Союз выпускников ЕТС был создан еще в 1901 (с 1920 — Американское раввинское собрание, с 1929 — объединение раввинов консервативного иудаизма, с 1962 — Раввинское собрание, Международная ассоциация консервативных раввинов). По инициативе ректора ЕТС, известного гебраиста и исследователя талмудической (см. Талмуд) и раввинистической литературы Шломо Шехтера была создана Объединенная синагога Америки — основное учреждение консервативного иудаизма в США, в которое вошли все консервативные конгрегации страны. Именно Шехтер заложил в США основы философии консервативного иудаизма. Утверждая, что иудаизм является неделимым целым, Шехтер сделал союз религиозного и светского, а также национальной идеи и сионизма неотъемлемой частью концепции консервативного иудаизма. Разумно используя идеи реформизма, Шехтер в то же время возражал против жесткой фиксации проводимых реформ, считая, что они должны быть каждый раз подготовлены всем ходом исторического развития, а не приниматься "неким синодом". После Шехтера Объединенную синагогу Америки и ЕТС возглавил Сайрус Адлер. При нем лидеры консервативного иудаизма составили серьезную оппозицию молодым руководителям Американского раввинского собрания, настаивающим на внесение изменений в установленные Галахой нормы, которые бы более четко определяли отличие консервативного иудаизма от классической ортодоксии.

Консервативный иудаизм оказал серьезное влияние на религиозное мировоззрение американских евреев: в 1950 к течению консервативного иудаизма принадлежали около половины верующих евреев США. В последующем из-за отхода молодого поколения евреев от религии их количество несколько уменьшилось, и тем не менее в 1970 их число составляло не менее 40% (350 тыс. семей, 1,5 млн. чел.).

В 1957 по инициативе Объединенной синагоги Америки был создан Всемирный совет синагог консервативного иудаизма. С 1945 выходит журнал "Консерватив джудаизм". В 1978 в США была создана сионистская организация консервативного иудаизма — Мерказ. В Израиле первые общины консервативного иудаизма появились в начале 1960-х. В Иерусалиме открыто отделение ЕТС, названное в честь Шехтера "Неве Шехтер". Основу созданного в 1978 всеизраильского движения традиционного иудаизма "Ѓа-Тну’а леяѓадут месоратит" заложили Объединенная синагога в Израиле, имеющая в Иерусалиме центр "Бейт Атид", и израильский филиал Раввинского собрания. В 1982 в Израиле существовало 35 общин консервативного иудаизма (в том числе 9 в Иерусалиме).

 

3.3. Ортодоксальный  иудаизм.

Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

 

Основные черты:

  • Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и рассматривается евреями как их национальная религия.

  • Приверженцы иудаизма считают, что иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм,углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

  • Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

  • Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

  • Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

  • Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

  • При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

  • Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

  • Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа»  (Ис. 2:4).

Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элияhу), который был взят на небо живым.

  • Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»  (Дан. 12:2).

 

 

 

 

Этапы формирования:

В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себяйереим (`богобоязненные`) или харедим (`трепещущие(имеется в виду перед Всевышним)`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя адуким (`набожные`) или датиим (`религиозные`) в противоположность хофшим (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим — хилоним (`светские`).

Течения:

Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями, например:

Литваки.

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивынаходились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.

Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).

Хасидизм.

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.

Информация о работе Основные направления современного иудаизма