Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:24, реферат
Выбирая тему реферата, передо мной встала проблема выбора предмета
исследования. Кажется, мы уже много знаем об
трех основных религиях мира, поэтому хотелось бы осветить некоторые
второстепенные религии. В Ветхом завете присутствует такие имена как Авраам,
Исаак и Иаков и т.д. Меня заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими
проповедовалась, оказалось, что Иудаизм - древнейшая монотеистическая
религия, возникшая в начале II тысячелетия до н. э. среди древнессмитских
племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев.
Введение…………………………………………………………………………………...
1. Генезис иудаизма основные периоды его развития……………
1.1. Этническая картина современного иудаизма……………………
2 . Священные книги иудаизма……………………………………………………
3. Вероучение иудаизма……………………………………………………………
4. Религиозная практика иудаизма……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………………..
ИУДАИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Введение…………………………………………………………
1. Генезис иудаизма основные периоды его развития……………
1.1. Этническая
картина современного иудаизма…
2 . Священные книги иудаизма………………
3. Вероучение иудаизма……………………………
4. Религиозная практика иудаизма…
Заключение…………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Выбирая тему реферата, передо мной встала проблема выбора предмета
исследования. Кажется, мы уже много знаем об
трех основных религиях мира, поэтому хотелось бы осветить некоторые
второстепенные религии. В Ветхом завете присутствует такие имена как Авраам,
Исаак и Иаков и т.д. Меня заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими
проповедовалась, оказалось, что Иудаизм - древнейшая монотеистическая
религия, возникшая в начале II тысячелетия до н. э. среди древнессмитских
племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. В моём реферате мы рассмотрим основные концепции иудаизма его направление а также современное значение в обществе и в мире целом.
Генезис иудаизма основные периоды его развития
Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором
этногенеза еврейского народа. Этноним "евреи", по одной из версий,
произошел от древнесемитского наименования "ибири" - так
первоначально назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных
объединений . Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского слова "эвер"(другая сторона), что означает "живущие на другой стороне реки" .
Монотеистические
достаточно продолжительного исторического периода ( XIX - II века
до н. э.), получившего наименование библейского и включившего в себя так
называемую эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа - Авраама, Исаака и
Иакова (Израиля). Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов – покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз родственных племен, именуемый "Вене Исраэль" ("Сыны Израиля").
Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII - VI веках до н. э„ древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцов Яхве (генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии среди других народов. Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния в Палестине.
В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистического монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639 - 609 гг. до н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал политеистические культовые центры.
В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (около 444 г. до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой общины, резко обособленной от окружающего мира. Это нашло свое отражение прежде всего в этническом изоляционизме, то есть принципиальном несмешении с неевреями в браках, а также в бытовом и экономическом сепаратизме. Древнееврейский монотеизм оказался фактором столь сильным, что порожденные им настроения и доктрины сумели противостоять мощному ассимиляторскому влиянию эллинистической культуры.
С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная самоидетификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще. К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев, сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим).Его основоположником явился еврейский публицист из Австрии Теодор Герцдь (1860 - 1904), автор книги "Еврейское государство". В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста (катастрофы) – физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей традиционной еврейской культуры погибло больше. Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление еврейской религиозной жизни как в Израиле, так и в диаспоре .
1.1.
Этническая картина
К середине 1980-х годов общая численность еврейского населения в мире составила 12 млн. 988 тыс. человек, которые проживали в 81 стране. Наиболее многочисленное еврейское население было в США (5,7 млн. человек) и Израиле (3,4 млн. человек). Третью по численности территориальную группу еврейской диаспоры представляли евреи СССР (свыше 1,7 млн. человек). Единство иудейской религии на протяжении веков определяло и единство еврейского народа вне зависимости от регионов его проживания, являясь основным фактором самоидентификации и консолидации евреев в странах диаспоры. Вместе с тем уникальными особенностями этой национально-монотеистической религии явились соединение принципиальной ортодоксии и изоляционизма с гибкостью и приспособляемостью к конкретным условиям существования ее приверженцев в странах пребывания, а также сочетание высокой мессианской идеи грядущего воссоединения разрозненного народа с практикой его прочного укоренения на местах. Следствием этого стало разнообразие этнических групп евреев, имеющих свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы. Это европейские евреи, этнокультурный очаг которых сформировался в средневековой Германии в IX - XII веках (Ашкеназ - название Германии в средневековой раввинской литературе), а впоследствии сместился на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, Россия). Основной этнокультурный очаг восточно-европейских евреев, охватывавший территорию Польши, Литвы, Белоруссии, Украины, со специфическим еврейским типом поселений, традиционным бытовым укладом и самобытной культурой, именуемой на идиш "голдене кейт" ("золотая цепь"), был практически полностью уничтожен гитлеровцами. Уцелевшие носители традиционной еврейской культуры в подавляющем большинстве эмигрировали в Израиль. Другая значительная субэтническая группа евреев, сложившаяся в средневековой Испании в период арабского господства, получила название сефардов (Сфарад – наименование Испании в средневековой раввинской литературе). После изгнания в 1492 г. Они расселились, главным образом, в странах Ближнего Востока, в Турции, на Балканах, сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино, сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали именовать всех евреев азиатских стран, в противоположность европейским евреям. Это не вполне точно, так как восточные евреи составили большое число самобытных этноконфессиональных общин, в том числе изолированных от остального еврейства вроде фалашей Эфиопии, "черных евреев" Индии, китайских иселони. До образования Израиля наиболее крупной субэтнической группой восточных евреев были евреи арабских стран: Марокко, Йемена, Египта. До установления в 1979 г. исламско-фундаменга-листского режима значительная еврейская община проживала в Иране. После образования в 1948 г. государства Израиль, еврейское население которого составили репатрианты, представлявшие различные группы еврейства, начался процесс образования принципиально новой еврейской этнокультурной общности. Она основана на языке иврит - современном разговорном и литературном языке, восстановленном на основе древнееврейского. Процесс этот пока далек от завершения. Израильские евреи - переселенцы с Востока и выходцы из Европы – все еще сохраняют обособленность в религиозном плане, имея двух самостоятельных главных раввинов: ашке-назского и сефардского.
2 .Священные книги иудаизма.
Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - ТаНаХ (это
аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей: Тора
(Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). ТаНаХ идентичен Ветхому Завету
христианской Библии. Он составлен из текстов, датируемых XV - V веках
до н.э. и написанных на древнееврейском языке. Два главных отличия ТаНаХа от христианской Библии: во-первых, его свод не содержит Нового завета - христианских священных книг, не признаваемых иудаистами; во-вторых, он заключает в себе 39 книг, в то время как христианская (христианский Ветхий Завет) - 50. Одиннадцать книг, написанных на греческом языке в IV - 1 веках до н.э., в еврейский канон уже не вошли. Они содержатся в христианском Ветхом завете, причем католики считают их каноническими, а православные - нет. Свой современный вид ТаНаХ приобрел в III веке до н. э.-1 веке н. э. Окончательное оформление его текста произошло к VIII веку н. э. трудами масоретов (хранителей еврейского предания), отчего он также получил название "Масоретский канон".
Характерна высокая степень сакрализации ТаНаХа у евреев. Сама книгапочитается как предмет культа; обращение с ней строго ритуализировано. Тора вбогослужении употребляется в виде свитков, навернутых на деревянные стержни - втаком виде она, по преданию, существовала в древние времена. Свитки Торы,пришедшие в негодность, не уничтожаются, а погребаются на еврейском кладбище (иногда их вкладывают в руки умершего). Несколько позже началась систематизация так называемой Устной Торы •законодательного материала, состоявшего из комментариев и разъяснений Торы, в течение долгого времени бытовавшего в устной традиции. Ее начал ученый Иерусалим-ский законоучитель Гиллель в конце 1 века до н.э.- начале 1 века н. э. Затем она была продолжена в ученых коллегиях городов Явны и Ципоры. В конце II - начале III веков весь этот материал был обработан и объединен Йегудой ха-Наси, главой ученой коллегии палестинского города Ципоры, после чего получил название Мишна (Повторение).
Главная цель Мишны - помощь скрупулезному следованию заветам Бога в мельчайших проявлениях жизни, чтобы ощущалась непосредственная связь с Богом всяким правоверным иудеем. Особый интерес представляет трактат Авот ("Поучения Отцов"), включенный в раздел Незикин. В нем в афористической форме изложены религиозно-нравственные установления, принадлежащие еврейским ученым мудрецам III века до н. э. - III века н. э. В III - V веках н. э. в палестинских и вавилонских йешивах был составлен третий слой комментариев и толкований, получивших название Гемара (Заключение). В относительно упрощенном понимании Гемара - это комментарии к Мишне. Вместе с Мишной Гемара палестинских шкод составила Иеруса-лимский Талмуд (Талмуд Иерушалми), сформированный в IV веке.
Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию
еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную
неквалифицированному
своеобразности и прочной
неевреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом"
любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и
отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов
Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает
осуществляться.
По словам российского исследователя иудаизма ХК века В. Григорьева, Маймонид "дал
своими трудами зданию талмудизма,
с одной стороны, целостность, стройность и полноту, которых оно до него не
имело, а с другой - старался проникнуть мрак его светом разума, утвердить его
на рациональных началах" ..
Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние), почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в 1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе, перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую связано богословие хасидизма.
Заключение
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия вляется составной
частью современной
играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека
до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как
этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от
иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями
корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема -
отлучения от синагоги и от еврейства -рассматривалось как самое страшное
наказание.
Литература
1. Религия в истории и культуре:
Учебник для вузов (под. ред.
проф. Писманика М. Г. ) - 430 с. Писманик М. Г. , Вертинский А. В.,
Демьяненко С. П. и др. М: ЮНИТИ
2. Язык и религия: Пособие для
студентов гуманитарных вузов - 352 с.
Мечковская Н. Б. Фаир-Пресс 98г.