Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Тема  №8: Правовые основы  бюджетного процесса.

 

-1-

Понятие бюджетного процесса и его принципы.

Бюджетный процесс представляет собой  регламентированную законодательством  деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления иных участников по составлению  рассмотрению проектов бюджетов  утверждению бюджетов их исполнению, а так же по осуществлению контроля  бюджетного контроля внешней проверки рассмотрению утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК)

 

Бюджетный процесс – это совокупность стадий следующих последовательно друг за другом не подлежащих изменению. Стадии бюджетного процесса периодически повторяются, образуют бюджетный цикл.

Выделяют:

  1. стадия составления проекта бюджета
  2. стадия рассмотрения проекта бюджета и его утверждение
  3. стадия исполнения бюджета
  4. стадия  составления, внешней проверки, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

 

внешняя бюджетная проверка, отчетность, бюджетный учет  - нововведение бюджетного законодательства определенные ФЗ от 26.04.06.

данные  определяются концепцией реформирования бюджетного процесса направленной на повышение ответственности участников  бюджетного процесса и реализацию  бюджетного планирования на среднесрочную  перспективу.

ФЗ от 26.04.2007 определяет  правило, согласно которому  бюджеты должны приниматься на 3 летний период,  т.е. на очередной финансовый год и плановый период  на федеральном уровне. На уровне субъекта федераций и МО бюджеты могут по-прежнему планироваться на 1 год. Всеобщий экономический кризис внес корректировки согласно которым законодатель  принимает федеральный бюджет на очередной финансовый год.

Бюджетному процессу свойственны  принципы его осуществления.

Принципы бюджетного процесса:

  1. полноты отражения доходов расходов  и источников  финансирования бюджетного  дефицита
  2. сбалансированности бюджета
  3. результативность и эффективности  использования бюджетных средств
  4. общего покрытия расходов бюджета
  5. прозрачности (открытость)
  6. достоверности бюджетов
  7. адресности и целевого характера использования бюджетных средств
  8. подведомственности  расходов
  9. единство бюджетной системы
  10. разграничение доходов, расходов, и источников финансирования  местных бюджетов
  11. единство касс

 

-2-

Стадии бюджетного процесса. Общие  правила  составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Распределение  компетенции между органами  представительной и исполнительной  власти.

Стадии бюджетного процесса  можно  охарактеризовать следующим образом:

  1. стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета в целом формируют его образование
  2. стадия исполнения бюджета
  3. стадия утверждения отчетности по исполнению бюджета

 

общие правила формирования бюджета  его исполнение  прежде всего  связаны  с распределением компетенции  или полномочиями между представительными  законодательными и исполнительными  органами власти.

Составление  исполнение бюджета  - это прерогатива исполнительных органов  власти.

Рассмотрение утверждение бюджета  это прерогатива представительных органов власти.

Осуществление контроля  за исполнением бюджета – совместная компетенция представительных и исполнительных органов власти.

Составление отчетности об исполнении  бюджета –  компетенция исполнительных  органов власти

Проведение внешней проверки, рассмотрение и утверждение отчетности  об  исполнении бюджета – это компетенция представительных органов власти.

Особое значение в бюджетном процессе играют финансовые органы.

Министерство финансов России, министерство финансов  субъектов федераций, финансовые органы  местного самоуправления

Федеральному казначейству отведена роль кассового обслуживания исполнения бюджета  РФ.

Особое место занимает центральный  банк РФ, который разрабатывает денежно кредитную политику страны и обслуживает бюджетные счета.

Бюджетное законодательство относит  к общим правилам  определение  в законе либо  решении бюджете  участников бюджетного процесса, а именно главных администраторов доходов бюджетов, администраторов  доходов бюджетов, главных администраторов источников финансирования бюджетного  дефицита, администраторов источников финансирования, главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

 При составлении проекта  бюджета территориального уровня  представительные органы власти  обязательно вносятся  направления  бюджетной и налоговой политики, предварительные итоги социально экономического развития территории за истекший период, ожидаемые итоги социально- экономического  развития территории за текущий период, перспективы ее правительства.

 БК определяет временные  рамки внесения проектов бюджетов  на рассмотрение в представительные (законодательные) органы власти в частности на местном уровне срок составляет не позднее 15 ноября текущего года.

Исполнение бюджета по общему правилу  должно начинаться с 1 января. Если же  исполнение бюджета задерживается на срок более 3 месяцев в случае невступления в законную силу закона или  законного решения  о бюджете к исполнение бюджета применяются более жесткие правовые регламенты. И на территории  субъекта федерации РФ и муниципального образования может быть введена временная финансовая организация, призванная  восстановить платежеспособность субъекта федераций и МО.

Исполнение бюджета строится  на единстве кассы и подведомственности расходов.

Общая ответственность за исполнение доходов возлагается на исполнительные органы государственной власти, т.е. Правительство РФ, Правительства Субъектов РФ, местные  администрации.

Непосредственную работу по исполнению бюджета осуществляют финансовые органы.

Исполнение бюджета строится на основании сводной бюджетной росписи   и кассовом  плане.

Исполнение  бюджета включает  исполнение по доходам и исполнение по расходам. Исполнение бюджетов заканчивается подготовкой отчета об их исполнении. Отчет содержит  информацию по исполнению бюджета по доходам, по расходам, по источникам финансирования бюджетного дефицита.

 

-3-

Бюджетное послание президента. Порядок составления проекта бюджета. Порядок его внесения для  рассмотрения. Утверждение законов или решений о бюджете.

 

БК РФ детально регламентирует процесс  составления  рассмотрения или утверждения  федерального бюджета. Общее руководство  по составлению  проекта федерального бюджета осуществляет Правительство РФ. Его непосредственной разработкой занимается Министерство Финансов. При разработке оно руководствуется бюджетным посланием Президента Федеральному Собранию (направляется не позднее марта предшествующего очередному финансовому году). В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и соответствующие  плановые периоды. Само внесение проекта закона о федеральном бюджете  в правительство осуществляется Министерством Финансов не позднее 15 дней со дня внесения этих проектов в государственную Думу.

Ст. 184.1 БК РФ определяет основные характеристики бюджета, которые должны быть обозначены  в ФЗ.

Вместе с проектом закона вносятся соответствующие документы и  материалы. Регулирование их – ст. 184.2 БК РФ.    Например, итоги социально-экономического развития РФ за истекший финансовый год и ожидаемый год.

В соответствии с ст.184, а так же положение о разработке перспективного финансового плана и проекта ФЗ о федеральном финансовом бюджете, установлено, что перспективный финансовый план и проект ФЗ о федеральном бюджете разрабатываются исходя из условий  функционирования  экономики страны и прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

Перспективный финансовый план разрабатывается  в 3 этапа:

  1. одобряются основные направления налоговой и таможенной политики
  2. разрабатываются и утверждаются основные показатели плана и направление долговой политики     
  3. разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана

 

На Министерство Финансов возложена  обязанность по организации разработок:

  1. проектировка основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
  2. проект ФЗ о федеральном бюджете  на очередной  финансовый год.

 

Формирование федерального бюджета.

На 1 этапе идет разработка федеральными органами исполнительной власти, а также выбор Правительством РФ плана прогноза  функционирования  экономики РФ на очередной финансовый год. Он сдержит основные макроэкономические показатели. После этого на основании выбранного плана прогноза   Министерство Финансов осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета, а  также распределение расходов на очередной финансовый год. Одновременно с этим Правительство РФ рассматривает предложение о соотношении между  величиной прожиточного минимума и минимальным размером  оплаты труда, минимальным размером пенсии, пособий и других социальных обязательных выплат, а также предложение о порядке индексации заработной платы работникам бюджетной сферы и государственных пенсиях на период очередного финансового года и на среднесрочную перспективу. После этого принятые Правительством РФ основные характеристики основного бюджета  и распределение  расходов бюджета по запросам палат Федерального Собрания могут быть представлены  в виде информации. Министерство Финансов в течение 14 дней  осуществляет:

  1. направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения  по  конкретным получателям средств федерального бюджета
  2. уведомляет региональные органы исполнительной власти о методике формирования межбюджетных  отношений на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

 

2 этап заключается   в распределении федеральными  органами исполнительной власти  предельных объемов бюджетного финансирования. А также в  разработке этими органами предложений  о проведении структурных  и организационных преобразований  в отраслях экономики и социальной сфере. Сюда относятся также вопросы,  связанные с отменой (приостановление действия) НПА, исполнение которых не обеспечено реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, а также формирование  перечня федеральных целевых программ которые подлежат финансированию из средств федерального бюджета. Все несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат  рассмотрению  межведомственной правительственной комиссии. Возглавляется эта комиссия Министром Финансов.

Правительство вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную  думу проект  федерального  бюджета  на очередной  финансовый год и  плановые периоды не позднее 26 августа  текущего года. Одновременно с проектом вносятся  соответствующие документы  и  материалы. Правительство РФ одновременно с проектом  федерального закона о федеральном бюджете   вносит проект следующих законов:

  1. об утверждении отчетов  об исполнении федерального бюджета в отчетном финансовом году;
  2. о бюджетах  государственных внебюджетных фондов на  очередной финансовый год и на  плановый период;
  3. проекты ФЗ о страховых тарифах  на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

в этот же период до 26 августа ЦБ РФ  представляет в государственную думу проект основных направлений  единой денежно-кредитной политики (предварительно он направляется Президенту и Правительству). Ст. 194 БК РФ регулируется порядок принятие к рассмотрению проекта ФЗ  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и соответствующие плановые периоды.

В соответствии с законодательством проект о федеральном бюджете считается внесенным в срок,  если он доставлен в Государственную Думу не позднее 24 часов 26.08.

Одновременно в эти же сроки  ФЗ направляется Президенту РФ. В течение последующих  24 часов совет думы  направляет его в комитет о бюджетах, который в соответствии со ст. 192 БК РФ готовит по нему заключение  о соответствии представленных документов и представленных материалов указанных в этой статье. На основании данного комитетом заключения  совет Государственной Думы принимает решение о принятии  проекта к рассмотрению, если выносится решение, что законопроект  не соответствует требованиям, то он направляется на доработку, обратно в Правительство РФ.

Правительство в течении 10 дней  представляет уже доработанный законопроект Государственной Думе для последующего рассмотрения. 

В соответствии со ст. 195 БК РФ указанный  проект  закона в течении 3 дней  направляется советом  Государственной Думы  в Совет Федерации. А так же другим субъектом права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений по проекту.  А в Счетную палату для дачи соответствующего заключения  по проекту.

Совет Государственной Думы определяет комитеты соисполнители по рассмотрению отдельных  разделов  и подразделов проекта.

 

Рассмотрение проекта федерального бюджета. Чтения.

С 2007 года рассмотрение законопроекта  предусматривается в 3 чтениях.

1 чтение – срок подготовки в 1 чтению составляет 20 дней. В 1ом чтении обсуждается  концепция проекта, а также  прогноз социально-экономического развития проекта основные направления бюджетной и налоговой политики предметом рассмотрения являются следующие позиции:

1. основные характеристики  федерального  бюджета (например, прогнозируемый  общий объем доходов)

2. общий  объем расходов

3. верхний предел государственного  внутреннего и внешнего долга  

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"