Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Скачать)

Тема №7: Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

 

-1-

Понятие и содержание бюджетной  компетенции РФ, ее субъектов и  муниципальных образований. Межбюджетные отношения.

В юридической литературе находит  применение термин «бюджетные права». Данный термин характеризует бюджетные полномочия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Между тем термин «бюджетное право» находит применение не в чистом виде, как «право», а как сочетание права и обязанности, в связи с чем толкуется расширительно в качестве компетенции, а именно совокупности предмета ведения, прав и обязанностей территориальных образований в лице соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. При этом бюджетные права территориальных образований непосредственно претворяются через бюджетные полномочия представляющих их органов власти. Посредством деятельности данных органов власти реализуются основные права территориальных образований на самостоятельный бюджет и регулирование бюджетных отношений на своей территории. Таким образом, бюджетные права РФ, ее субъектов и муниципальных образований – это принадлежащие им в области бюджета полномочия по формированию  исполнению собственного бюджета, а также регулированию бюджетных отношений на своей территории в устанавливаемых законодательством пределах, осуществляемые соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. В целом бюджетные права РФ, ее субъектов и муниципальных образований составляют совокупность следующих прав:

  1. На формирование своего бюджета.
  2. На получение закрепленных и регулирующих доходов.
  3. На самостоятельное использование своих бюджетов.
  4. На распределение доходов своих бюджетов между бюджетами нижестоящих территориальных образований, на подведомственной территории.
  5. На формирование и использование резервных фондов в рамках своих бюджетов.
  6. На привлечение в бюджеты заемных средств.
  7. На получение компенсации при передаче дополнительной функции в целях ее финансового обеспечения.
  8. на самостоятельное правовое регулирование бюджетных отношений на своей территории.

При осуществлении своих полномочий, органы государственной власти и  органы местного самоуправления вступают друг с другом в отношения по поводу бюджетных средств. Такие отношения получили именование межбюджетных отношений. Правовой основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в рамках этих отношений, выступают ФЗ «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года с последующими изменениями, а также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года.

 

-2-

Бюджетная компетенция РФ.

Бюджетная компетенция РФ представляет собой совокупность ее бюджетных  прав, обусловленных суверенитетом  РФ, федеративным устройством РФ, самостоятельностью местного самоуправления. Бюджетные права РФ представлены несколькими группами бюджетных прав. Первую группу составляют права в отношении бюджетных отношений, осуществляемых на всей территории РФ. Вторую группу бюджетных прав составляют бюджетные права по отношению к собственному федеральному бюджету. Третью группу составляют бюджетные права по отношению к бюджетам субъектов федерации. Четвертую – бюджетные права по отношению к бюджетам муниципальных образований. Бюджетные права РФ представлены следующей совокупностью бюджетных прав:

  1. Право на законодательное регулирование бюджетных отношений, складывающихся в стране в целом, исходя из федерального устройства и наличия местного самоуправления. Единое правовое регулирование обеспечивается БК РФ, нормативными актами, издаваемыми правительством РФ и Минфином России, определяющими единую методологию осуществления бюджетного процесса, единую бюджетную отчетность, единые меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также указами Президента, посланиями президента и бюджетными посланиями Президента, определяющими основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
  2. Право на самостоятельное формирование федерального бюджета. Закреплено ст. 71 Конституции и детально законодательно урегулировано БК РФ.
  3. Право на установление налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему РФ. При этом установление общих принципов налогообложения и обложения сборами является совместной компетенцией РФ и ее субъектов.
  4. Право на распределение доходов федерального бюджета между доходами бюджетов субъектов федерации и доходами бюджетов муниципальных образований.
  5. Право на определение компетенции субъекта федерации, муниципальных образований в области установления и введения на их территории соответственно региональных и местных налогов, закрепляемых ст. 14, 15 ч.1 НК РФ.
  6. Право на определение основных направлений расходования средств бюджетной системы в целом посредством установления расходных и бюджетных обязательств.

 

-3-

Особенности  бюджетной компетенции субъектов федерации.

КРФ определяет равенство субъектов  РФ в бюджетных правоотношениях. Правовой основой  бюджетной деятельности  субъектов федераций являются:

  1. КРФ
  2. бюджетный кодекс
  3. ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  4. законы РФ о региональных бюджетах
  5. ФКЗ, внесшие изменения в КРФ определили изменение состава субъекта федерации через  объединение отдельных субъектов, что было связано в оптимизацией бюджетных обязательств РФ, появились в частности Красноярский край, пермский край.

 

Бюджетные полномочия субъекта федерации  подразделяются на 3 большие группы:

  1. бюджетные полномочия  по отношению касающиеся федерального бюджета
  2. полномочия, касающиеся  бюджета субъекта РФ
  3. полномочия, касающиеся местных бюджетом

 

в целом бюджетно-правовой статус  характеризуется след полномочиями:

1. самостоятельное регулирование  бюджетного устройства, бюджетного  процесса на своей территории, через принятие  соответствующих  законов  РФ в соответствии  с БК.

2. полномочия на определение  бюджетных прав  МО входящих в состав  субъекта федерации.

3. право на самостоятельный региональный  бюджет

4. право на получение в региональный  бюджет средств из федерального бюджета при передаче субъекту отдельных государственных функций федерального характера

5. право на зачисление в региональный бюджет   закрепленных за бюджетом доходов

6. право на установление и  введение на территории субъекта  региональных налогов установленных  ст. 14 ч.1 НК РФ.

7. право на распределение между  собственным региональным бюджетом  и бюджетами муниципальных образований входящими в состав субъекта федерации получаемых доходов.

8. право на формирование в  рамках бюджета  различных  резервных фондов в т.ч. фондов  финансовой поддержки муниципальных  образований.

9. право на образование внебюджетных  целевых региональных фондов

10. право на осуществление контроля за расходами средств бюджета субъекта федерации.

11. право на самостоятельное  использовании доходов полученных  сверх нормативов закрепляемых  законами субъектов федераций  о региональных бюджетах.

 

-4-

Бюджетная компетенция  МО.

Бюджетно-правовой статус муниципальных  образований составляют следующие  группы  бюджетных отношений:

  1. отношения  к федеральному бюджету
  2. по отношению к бюджетам федераций
  3. по отношению к собственному муниципальному бюджету
  4. по отношению к бюджету муниципальных образований входящих в состав МО

 

правовой основой бюджетной компетенции муниципальных образований:

    • КРФ
    • ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления
    • БК
    • Решения представительных органов  МСУ о местном  бюджете

 

В целом  бюджетно-правовой статус  МО  характеризуют следующие права  ли полномочия:

      1. право на самостоятельное формирование  и исполнение местного бюджета
      2. право на компенсацию из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации расходов понесенных им вследствие передачи им отдельных государственных функций
      3. право на сбалансированность местного бюджета
      4. право на самостоятельное регулирование  межбюджетных отношений  на территории МО в случае вхождения в его состав иных муниципальных образований
      5. право на получение закрепленных доходов
      6. право на установление и введение на территорию местных налогов, определяемых ст. 15 ч.1 НК РФ
      7. право на самостоятельное расходование доходов полученных сверх нормативов закрепленных решением о местном бюджете и полученных в ходе исполнения местного бюджета.
      8. право на формирование в рамках  местного бюджета   резервных и иных бюджетных фондов
      9. право на осуществление контроля за расходованием средств местного бюджета выделяемых муниципальным образованием нижестоящего уровня.

 

Среди МО особое  правовое регулирование   осуществляется в отношении  закрытых административно территориальных образований и наукоградов.

Отношения ЗАТО в сфере бюджетов строятся на том, что данная территория находится в непосредственном ведении федеральных органов  исполнительной  власти  и в бюджетные отношения  данные образования  вступают непосредственно с федеральными органами власти поскольку   денежные средства идут из федерального бюджета.

В рамках трансфертов, объемы которых утверждаются ФЗ о региональных бюджетах.

Наукограды  имеют статус городского округа  с высоким научно техническим  потенциалом обладающие градообразующим  научно-производственным комплексом присвоение такого статуса осуществляется правительством РФ, финансирование идет из средств  федерального бюджета в рамках выделяемых трансфертов и субвенций

 


№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"