Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций
Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.
Тема №4: правовые основы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
-1-
Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовая деятельность государства – это комплексное осуществление государством функции по формирования, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития страны, поддержание обороноспособности и безопасности страны, а так же обеспечение финансовыми ресурсами деятельность государственных органов власти.
Финансовая деятельность муниципальных образований – осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельность местных органов.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, но задачи, стоящие перед государством и МО, различны. Роль финансовой деятельности состоит в том, что она выступает составной частью механизма социального управления, поскольку средства распределяются и перераспределяются на различные мероприятия с учетом их приоритетности для социально-экономического развития. Посредствам финансовой деятельности, формируется финансовая или материальная основа жизнедеятельности органов государственной власти и ОМС. Финансовая деятельность влияет на федеративные отношения и на отношения в сфере местного самоуправления, поскольку в процессе ее реализации территориальные образования и их уполномоченные органы власти наделяются соответствующими полномочиями, при этом полномочия могут передаваться с 1 территориального уровня на другой территориальный уровень, но при соблюдении условий финансирования передаваемых полномочий. Правовой основой закрепления таких полномочий выступает БК и НК.
-2-
Методы финансовой деятельности государства и ОМС
Методы различны на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
При формировании денежных фондов выделяют методы:
На стадии распределения:
На стадии использования:
-3-
Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
Распределение компетенции в области в финансов строится с учетом положений в РФ, а именно:
Исходя из того какую роль играют полномочия оп осуществлению финансовой деятельности в компетенции органов местного самоуправления принято выделять:
-4-
Финансово-кредитные органы, их правовое положение и компетенция.
В соответствии с Указом президента от 9.03. 2004 в структуре органов исполнительной власти принято выделять:
- Министерства
- Службы
- Агентства
Особое значение в осуществлении финансовой деятельности принадлежим Мин финансов РФ, действующему на основании положения, утв. Постановлением правительства РФ от 30.06.2004г. в ведении Мин финансов находятся ФНС, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансового бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.
Министерство финансов определяет государственную политику в бюджетной, налоговой, страховой, банковской сферах деятельности, а также в сфере таможенного дела. В соответствии с направлениями деятельности министерства финансов, в его структуре существуют департаменты, в частности:
Департамент бюджетной политики
Департамент межбюджетных отношений
Департамент регулирования финансового контроля
Службы, находящиеся в ведении министерства финансов определяют государственное регулирование в сферах, контроля за исполнением федерального бюджета,
за формированием доходной части бюджета в бюджетной системе РФ
по осуществлению контроля в области финансов и денежного обращения
в области страхования
в области нормативно-правового регулирования таможенного дела
Компетенция указанных служб определяется положениями. Наряду с данными органами власти существенное положение занимают органы государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Социальный и территориальные фонды обязательного мед страхования.
Реализация финансовой деятельности невозможна без участия банковской системы, объединяющей 2 звена:
Банковские организации, в отличии от небанковских имеют право осуществлять в совокупности след. Виды операций:
ЦБ при этом регулирует банковскую деятельность, ему принадлежит монопольное право осуществлять денежную эмиссию, обеспечивать платежеспособность национальной валюты. ЦБ имеет двойственный статус:
Среди иных банков можно выделить:
*Внешторгбанк
*Сбербанк
Вопрос 5.
Понятие и виды правовых форм финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований имеет организационно-правовые особенность:
1 носит комплексный характер, затрагивая все сферы государственного и муниципального управления
2. осуществляется как органами
представительной так и
3. реализуется во всех
Финансовая деятельность подпадает
под правовое регулирование, итогом
чего являются финансово-правовые акты,
т.е. принятые предусмотренной форме,
имеющие юридические
Данные акты принято разделять:
-нормативные
-индивидуальные (налоговые уведомления,
обращенные конкретным
-законодательных органов
-исполнительных органов власти
Особое значение принадлежит ФЗ, законам субъектов федерации, решениям представительных органов местного самоуправления о бюджетах, актах министерства финансов РФ.
-акты, принимаемые федеральным собранием
- правительством РФ
- президентом РФ
-финансово-кредитным органам
И др.
Среди финансово правовых актов различают группу финансовых плановых актов, т.е. актов принимаемых в процессе финансовой деятельности государства, органов местного самоуправления, содержащих конкретные задания в области финансов на определенный период, являющийся по сути актами по мобилизации, распределению и использованию финансовых средств.
Большое значение среди финансово-плановых актов имеют:
-Федеральный бюджет
-Бюджеты субъектов федерации
-Бюджеты муниципальных образований
-Бюджеты
государственных внебюджетных
-Финансово-кредитные планы банков
-Финансовые планы страховых организаций
-Сметы министерств и ведомств
-Бюджетные сметы бюджетных учреждений