Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Тема №4: правовые основы финансовой деятельности  государства и органов местного самоуправления.

 

-1-

Понятие и роль финансовой деятельности  государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства – это комплексное осуществление государством функции по формирования, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития страны, поддержание обороноспособности и безопасности  страны, а так же  обеспечение финансовыми ресурсами деятельность государственных органов власти.

Финансовая деятельность муниципальных  образований – осуществление  функций по планомерному  образованию, распределению и использованию  муниципальных денежных фондов в  целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельность местных органов.

Финансовая деятельность государства  и муниципальных образований  носит публичный характер, но задачи, стоящие перед государством и  МО, различны. Роль  финансовой деятельности состоит в том, что она выступает составной частью механизма социального управления, поскольку  средства распределяются  и перераспределяются  на  различные мероприятия с учетом  их приоритетности для социально-экономического развития. Посредствам финансовой деятельности, формируется финансовая или материальная основа  жизнедеятельности органов государственной власти и ОМС. Финансовая деятельность влияет на федеративные отношения и на отношения в сфере местного самоуправления, поскольку в процессе ее реализации территориальные образования и их уполномоченные органы власти наделяются соответствующими полномочиями, при этом полномочия могут передаваться  с 1 территориального уровня на другой территориальный уровень, но при соблюдении условий финансирования  передаваемых полномочий. Правовой основой закрепления таких полномочий выступает БК и НК.

 

-2-

Методы финансовой деятельности государства и ОМС

Методы различны на каждом этапе  осуществления финансовой деятельности.

 При формировании денежных фондов выделяют методы:

  1. обязательных и добровольных платежей

На стадии  распределения:

  1. методы финансирования и кредитования (дотации, субвенции, субсидии)

На стадии использования:

  1. методы безналичных и наличных денежных расчетов. Распространен метод безналичных.

 

-3-

Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.

Распределение компетенции в области в финансов строится с учетом положений в РФ, а именно:

  • закрепление федеративного устройства РФ;
  • самостоятельностью местного самоуправления;
  • разделение властей на законодательную и исполнительную ветви власти.

Исходя из того какую роль играют  полномочия оп осуществлению финансовой деятельности  в компетенции органов местного самоуправления принято выделять:

  1. органы общей компетенции – представительные законодательные органы власти всех территориальных уровней, правительство РФ правительство субъекта федерации, местные администрации, а так же президент РФ высших должностных лиц субъекта федераций и глав местных администраций.
  2. органы специальной финансовой компетенции

 

-4-

Финансово-кредитные органы, их правовое положение и компетенция.

В соответствии с Указом президента от 9.03. 2004 в структуре органов  исполнительной власти принято выделять:

- Министерства

- Службы

- Агентства

Особое  значение в осуществлении финансовой деятельности принадлежим Мин финансов РФ, действующему на основании положения, утв. Постановлением правительства  РФ от 30.06.2004г. в ведении Мин финансов находятся ФНС, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансового бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство.

Министерство  финансов определяет государственную  политику в бюджетной, налоговой, страховой, банковской сферах деятельности, а также в сфере таможенного дела. В соответствии с направлениями деятельности министерства финансов, в его структуре существуют департаменты, в частности:

Департамент бюджетной политики

Департамент межбюджетных отношений

Департамент регулирования финансового  контроля

Службы, находящиеся в ведении  министерства финансов определяют государственное  регулирование в сферах, контроля за исполнением федерального бюджета,

 за формированием доходной  части бюджета в бюджетной  системе РФ

по осуществлению контроля в  области финансов и денежного  обращения

в области страхования

в области нормативно-правового  регулирования таможенного дела

Компетенция указанных служб определяется положениями. Наряду с данными органами власти существенное положение занимают органы государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Социальный и территориальные фонды обязательного мед страхования.

Реализация финансовой деятельности невозможна без участия банковской системы, объединяющей 2 звена:

  1. Центральный банк РФ
  2. Кредитные организации , среди кот. Выделяют банковские организации и небанковские

   Банковские организации,  в отличии от небанковских  имеют право осуществлять в  совокупности след. Виды операций:

  1. привлекать свободные денежные средства юридических и физических лиц
  2. размещать указанные средства на условиях срочности, платности и возвратности
  3. вести банковские счета

ЦБ при этом регулирует банковскую деятельность, ему принадлежит монопольное  право осуществлять денежную эмиссию, обеспечивать платежеспособность национальной валюты. ЦБ имеет двойственный статус:

  1. выполняя функции органа государственной власти по урегулированию банковской деятельность, денежного обращения и расчета
  2. являясь по сути, хозяйствующим субъектом, зарабатывающим прибыль.

Среди иных банков можно выделить:

*Внешторгбанк

*Сбербанк

 

Вопрос 5.

Понятие и виды правовых форм финансовой деятельности государства  и муниципальных образований.

 

Финансовая деятельность государства  и муниципальных образований  имеет организационно-правовые особенность:

1 носит комплексный характер, затрагивая  все сферы государственного и  муниципального управления

2. осуществляется как органами  представительной так и исполнительной  власти

3. реализуется во всех территориальных  образованиях на федеральном, региональном и местном уровне.

Финансовая деятельность подпадает  под правовое регулирование, итогом чего являются финансово-правовые акты, т.е. принятые  предусмотренной форме, имеющие юридические последствия  решения органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящей в их компетенцию.

Данные акты принято разделять:

  1. по юридическим свойствам

-нормативные

-индивидуальные (налоговые уведомления,  обращенные конкретным налогоплательщикам)

  1. по юридической природе

-законодательных органов власти

-исполнительных  органов власти

Особое  значение принадлежит ФЗ, законам  субъектов федерации, решениям представительных органов местного самоуправления о  бюджетах, актах министерства финансов РФ.

  1. по органам, их издающим

-акты, принимаемые федеральным  собранием

- правительством  РФ

- президентом  РФ

-финансово-кредитным  органам

И др.

Среди финансово  правовых актов  различают группу  финансовых плановых актов, т.е. актов  принимаемых в процессе  финансовой деятельности государства, органов местного самоуправления, содержащих конкретные задания в области финансов на определенный период, являющийся по сути актами по мобилизации, распределению и использованию финансовых средств.

Большое значение среди финансово-плановых актов имеют:

-Федеральный  бюджет

-Бюджеты  субъектов федерации

-Бюджеты  муниципальных образований

-Бюджеты  государственных внебюджетных фондов

-Финансово-кредитные  планы банков

-Финансовые  планы страховых организаций

-Сметы министерств  и ведомств

-Бюджетные  сметы бюджетных учреждений

 


№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"