Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Тема №5: Правовые основы финансового контроля.

 

-1-

 понятие и значение  финансово контроля. Содержание  финансового контроля и финансовой  дисциплины

 

Финансовый контроль представляет собой контроль за законностью и  целесообразностью действий в области  ФРИ фондов денежных средств публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее территории в отдельности.

Значение финансового контроля обусловлено наличием функции контроля применительно к финансам. Значение финансового контроля в том что:

  1. проверяется финансовый порядок осуществления финансовой деятельности всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями , организациями и населением.
  2. проверяется экономическая обоснованность осуществляемых действий, а также их финансовая эффективность

основными направлениями финансового  контроля являются:

  1. проверка выполнения ОГР и МС функций по ФРИ публичных фондов денежных средств
  2. проверка выполнения государством и муниципальными образованиями финансовых обязательств перед населением страны
  3. проверка выполнения финансовых обязательств населением и хозяйствующими субъектами перед государством и органами местного самоуправления
  4. проверка целесообразности и законности использования государственными и муниципальными предприятиями имеющихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных средств.
  5. проверка соблюдения хозяйствующими субъектами правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств
  6. выявление финансовых резервов для более эффективного развития как территориальных образований в целом, так и хозяйствующих субъектов в частности
  7. устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины

 

Финансовая дисциплина тесно взаимосвязана  с финансовым контролем и представляет собой четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

 

-2-

Виды финансового контроля.

 

Финансовый контроль принято подразделять по ряду признаков:

1.в зависимости от времени проведения:

- предварительный - осуществляется до проведения финансовой операции.

- текущий – реализуется в процессе финансовой операции.

- последующий – проводится по итогам финансовой операции.

2. в зависимости от волеизъявления  субъектов финансового контроля

- обязательный – реализуется в силу положений законодательства и в силу решений уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления.

- инициативный – проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Он может проводится как внутренними организациями, так и с привлечением аудиторских организаций.

3. в зависимости от сферы финансовой  деятельности, подпадающей под контроль:

- бюджетный

- налоговый

- банковский и др.

4. в зависимости от правого  статуса субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

- государственный

- муниципальный

- общественный

- аудиторский 

- внутрихозяйственный

 

-3-

Государственный и муниципальный Финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль.

 

Финансовый контроль реализуется  на всех территориальных уровнях  и может осуществляться как органами представительной так и исполнительной власти.

Представительный и законодательный  органы власти осуществляют контрольные мероприятия через деятельность комитетов и комиссий. На федеральном уровне особое место принадлежит комитету по налогам и сборам  государственной думы, комитету по бюджету Совета Федераций.

Комитеты и комиссии участвуют  в соответствии со сферой своей деятельности в рассмотрении проектов бюджетов, в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов. В структуре законодательных органов власти действуют счетные палаты. На федеральном уровне – это постоянно действующий орган финансового контроля, чья деятельность регламентируется законов от 11.01.1995 г. Подотчетно федеральному собранию.

 В ее сферу деятельности  входит:

- Контроль за своевременном исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей данных  бюджетов

- финансовая экспертиза НПА,  предусматривающих расходы за  счет средств федерального бюджета

- представление федеральному собранию  информации об исполнении федерального  бюджета

Счетная палата имеют право проводить ревизии и тематические проверки. Применять какие-либо финансовые санкции счетная палата не может. В связи с этим материалы проверок с выявленными нарушениями передаются в правоохранительные органы.

На уровне субъектов федерации создаются аналогичные счетные палаты, выполняющие функции, подобные функциям счетной палаты РФ, но применительно к средствам региональных бюджетов.

Контроль  со стороны президента РФ осуществляется через деятельность контрольного управления президента РФ. Данное контрольное управление проверяет выполнение ежегодных бюджетных посланий президента и посланий президента федеральному собранию РФ, а также указов президента.

В ходе контрольных  мероприятий контрольное управление может выходить с предложениями  президенту к руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности соответствующих должностных лиц, либо о приостановлении их полномочий до принятия решения о проверке.

Правительство РФ согласно ФКЗ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой кредитной, денежной и валютной политики. В круг его деятельности также входит контроль за деятельностью в области финансов, федеральных министерств и иных федеральных ведомств.

Правительство вправе формировать комиссии по отдельным  направлениям деятельности с наделением их контрольными полномочиями.

В структуре  правительства РФ выделяют:

1. службы, осуществляющие  финансовый контроль:

- федеральное  казначейство – осуществляет  финансовый контроль в области  исполнения федерального бюджета  и кассового обслуживания бюджетов  всех территориальных уровней.  Может проводить как предварительный,  так и текущий контроль за  ведением финансовых операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств . принимает меры как ограничительного, так и предупредительного и профилактического характера.

- федеральная  служба финансового бюджетного надзора – реализует контрольные мероприятия в финансово-бюджетной сфере, а также в сфере валютной деятельности

- ФНС –  реализует контрольные мероприятия  в сфере налогообложения. При  этом при перемещении товаров  через таможенную границу РФ  функции контроля налоговых органов передаются таможенным органам.

- федеральная  служба страхового надзора –  реализует контрольную деятельность  в сфере страхования, при этом  имеет право лицензировать страховую  деятельность отдельны страховых  организаций, приостанавливать ее и аннулировать.

- федеральная  служба по финансовому мониторингу  – осуществляет контроль в  сфере противодействия легализации или отмывания доходов, полученных преступным путем  и финансирования терроризма.

- федеральная  таможенная служба – контролирует сферу таможенного дела, в том числе правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов и иных таможенных платежей.

- федеральная служба по финансовому рынку – контролирует сферу финансовых рынков за исключением банковской, страховой и аудиторской.   

 

Контроль, реализуемый  Министерством финансов РФ.

Минфин выделяется из других органов  финансового контроля комплексным  характером соответствующих функций.

Положение «О Минфине РФ», утвержденное Постановлением Правительства РФ 30.06.2004 г. :

Минфин реализует свои полномочия в:

  1. в бюджетной сфере
  2. в области страхования
  3. в области валютного контроля
  4. контроля за государственным долгом
  5. контроля в сфере оборота драгоценных металлов и камней
  6. в области бухгалтерского учета и отчетности
  7. в аудиторской сфере

 

Финансовый контроль, реализуемый налоговыми органами.

 

Налоговый органы, согласно закону РФ «О налоговый органах» от 21.03.1991 г. (редакция 1999 года) призваны обеспечит функционирование единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства. Они следят за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды, обеспечивают предотвращение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за них.

В процессе осуществления этих полномочий налоговые органы также контролируют:

    • соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности,
    • законность сделок,
    • применение контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением,
    • осуществляют валютный контроль.

 

Налоговые органы реализуют свои полномочия в сфере контроля в следующих  формах:

Потеем получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов путем проведения обследования, анализа и проверок.

 Для целей финансового контроля  налоговые органы осуществляют  учет налогоплательщиков, позволяющий  получать сведения об их общем  числе о налоговых обязательствах, а также прогнозировать объем ожидаемых налоговых поступлений.

При выявлении в ходе финансового  контроля нарушений, налоговый орган  обязан предпринимать меры к ее восстановлению:

    1. взыскивать бесспорно, либо в судебном порядке суммы недоимок и пени по невнесенным обязательным платежам
    2. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках
    3. налагать арест на их имущество
    4. требовать устранения выявленных нарушений
    5. в установленных законодательством случаях предъявлять в суды и арбитражные суды требования о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы

 

Контрольные функции  федерального казначейства.

 

Положение  от 1.12.2004 г.

 

Этот орган создан для проведения единой государственной политики в  области бюджета, контроля и эффективного управления доходами и расходами.

 

Функции Федерального Казначейства:

1. Осуществляет контроль за исполнением  федерального бюджета, управление  его доходами и расходами. Казначейские  органы ведут лицевые счета  всех организаций, учреждений. Финансируемых  из федерального бюджета. Денежные ресурсы, при этом, хранятся в Центральном Банке РФ.

2. Казначейство осуществляет регулирование  финансовых отношений между бюджетными  и внебюджетными органами, финансовое  исполнение и контроль а этими  органами.  

3. Управление и обслуживание совместно с Центральным Банком государственного внутреннего и внешнего долга.

 

Страховой надзор.

Положение «о Федеральной службе страхового надзора» утв. Постановлением Правительства  РФ от 30.06-2004г.

 

Полномочия:

    1. принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензии.
    2. выдача и отзыв квалификационных аттестатов, ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений страховщиков, проведение проверок соблюдения ими страхового законодательства, получение, обработка, анализ отчетности предоставляемой субъектами страхового дела, выдача предписаний об устранении нарушений страхового законодательства

  

Служба финансового  и бюджетного надзора.

Положение, утв. Постановлением Правительства  РФ от 15.06.2004г.

Бывшие контрольные ревизионные  управления: КРУ

 

Федеральная служба по финансовому  мониторингу.

Положение, утв. Постановлением Правительства  РФ

Служба призвана осуществлять контроль и надзор за управлением юридическими и физическими лицами, требования законодательства о противодействии, легализации доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма.

 

Полномочия:

    1. ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
    2.   привлекает к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства о противодействии …

 

финансовый контроль, реализуемый банковской системой. Центральный Банк РФ.

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"