Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций
Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.
Тема №5: Правовые основы финансового контроля.
-1-
понятие и значение
финансово контроля. Содержание
финансового контроля и
Финансовый контроль представляет собой контроль за законностью и целесообразностью действий в области ФРИ фондов денежных средств публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее территории в отдельности.
Значение финансового контроля обусловлено наличием функции контроля применительно к финансам. Значение финансового контроля в том что:
основными направлениями финансового контроля являются:
Финансовая дисциплина тесно взаимосвязана с финансовым контролем и представляет собой четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.
-2-
Виды финансового контроля.
Финансовый контроль принято подразделять по ряду признаков:
1.в зависимости от времени проведения:
- предварительный - осуществляется до проведения финансовой операции.
- текущий – реализуется в процессе финансовой операции.
- последующий – проводится по итогам финансовой операции.
2. в зависимости от
- обязательный – реализуется в силу положений законодательства и в силу решений уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления.
- инициативный – проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Он может проводится как внутренними организациями, так и с привлечением аудиторских организаций.
3. в зависимости от сферы
- бюджетный
- налоговый
- банковский и др.
4. в зависимости от правого статуса субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
- государственный
- муниципальный
- общественный
- аудиторский
- внутрихозяйственный
-3-
Государственный и муниципальный Финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
Финансовый контроль реализуется на всех территориальных уровнях и может осуществляться как органами представительной так и исполнительной власти.
Представительный и
Комитеты и комиссии участвуют в соответствии со сферой своей деятельности в рассмотрении проектов бюджетов, в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов. В структуре законодательных органов власти действуют счетные палаты. На федеральном уровне – это постоянно действующий орган финансового контроля, чья деятельность регламентируется законов от 11.01.1995 г. Подотчетно федеральному собранию.
В ее сферу деятельности входит:
- Контроль за своевременном исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов
- оценка обоснованности
- финансовая экспертиза НПА,
предусматривающих расходы за
счет средств федерального
- представление федеральному
Счетная палата имеют право проводить ревизии и тематические проверки. Применять какие-либо финансовые санкции счетная палата не может. В связи с этим материалы проверок с выявленными нарушениями передаются в правоохранительные органы.
На уровне субъектов федерации создаются аналогичные счетные палаты, выполняющие функции, подобные функциям счетной палаты РФ, но применительно к средствам региональных бюджетов.
Контроль со стороны президента РФ осуществляется через деятельность контрольного управления президента РФ. Данное контрольное управление проверяет выполнение ежегодных бюджетных посланий президента и посланий президента федеральному собранию РФ, а также указов президента.
В ходе контрольных
мероприятий контрольное
Правительство РФ согласно ФКЗ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой кредитной, денежной и валютной политики. В круг его деятельности также входит контроль за деятельностью в области финансов, федеральных министерств и иных федеральных ведомств.
Правительство вправе формировать комиссии по отдельным направлениям деятельности с наделением их контрольными полномочиями.
В структуре правительства РФ выделяют:
1. службы, осуществляющие финансовый контроль:
- федеральное
казначейство – осуществляет
финансовый контроль в области
исполнения федерального
- федеральная служба финансового бюджетного надзора – реализует контрольные мероприятия в финансово-бюджетной сфере, а также в сфере валютной деятельности
- ФНС –
реализует контрольные
- федеральная
служба страхового надзора –
реализует контрольную
- федеральная
служба по финансовому
- федеральная
таможенная служба –
- федеральная служба по финансовому рынку – контролирует сферу финансовых рынков за исключением банковской, страховой и аудиторской.
Контроль, реализуемый Министерством финансов РФ.
Минфин выделяется из других органов финансового контроля комплексным характером соответствующих функций.
Положение «О Минфине РФ», утвержденное Постановлением Правительства РФ 30.06.2004 г. :
Минфин реализует свои полномочия в:
Финансовый контроль, реализуемый налоговыми органами.
Налоговый органы, согласно закону РФ «О налоговый органах» от 21.03.1991 г. (редакция 1999 года) призваны обеспечит функционирование единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства. Они следят за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды, обеспечивают предотвращение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за них.
В процессе осуществления этих полномочий налоговые органы также контролируют:
Налоговые органы реализуют свои полномочия в сфере контроля в следующих формах:
Потеем получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов путем проведения обследования, анализа и проверок.
Для целей финансового
При выявлении в ходе финансового контроля нарушений, налоговый орган обязан предпринимать меры к ее восстановлению:
Контрольные функции федерального казначейства.
Положение от 1.12.2004 г.
Этот орган создан для проведения единой государственной политики в области бюджета, контроля и эффективного управления доходами и расходами.
Функции Федерального Казначейства:
1. Осуществляет контроль за
2. Казначейство осуществляет
3. Управление и обслуживание совместно с Центральным Банком государственного внутреннего и внешнего долга.
Страховой надзор.
Положение «о Федеральной службе страхового надзора» утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06-2004г.
Полномочия:
Служба финансового и бюджетного надзора.
Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г.
Бывшие контрольные
Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Положение, утв. Постановлением Правительства РФ
Служба призвана осуществлять контроль и надзор за управлением юридическими и физическими лицами, требования законодательства о противодействии, легализации доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма.
Полномочия:
финансовый контроль, реализуемый банковской системой. Центральный Банк РФ.