Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Тема №10: Правовой режим  финансов  государственных и  муниципальных предприятий

-1-

Понятие финансов государственных  и муниципальных предприятий.

- это система  экономических  денежных  отношений возникающих  в процессе формирования распределения  и использования предприятиями  денежных фондов и расходов в связи с осуществлением ими производственной и хозяйственной деятельности.

 Особенности  у финансовых предприятий 

  1. децентрализованные финансовые ресурсы  - в основном образуются и используются внутри предприятия
  2. специфика заключается в их распределительном характере – основная часть финансовых отношений предприятий возникает в результате распределения выручки от реализации продуктов и услуг при этом финн отношения предприятия классифицируются следующим образом
    1. финансовые отношения с бюджетом
    2. финансовые  отношения с государственными внебюджетными фондами, а так же с отраслевыми и межотраслевыми  фондами
    3. финансовые отношения с иными предприятиями, которые возникают в процессе приобретения товарно-материальных ценностей
    4. отношения, связанные с финансированием бюджета того или иного уровня
    5. отношения по поводу расчетов  с кредиторами и  инвесторами
  3. центральное место в финансовых  отношениях предприятий относится к формированию и использованию внутрихозяйственных фондов.
    1. Фонд основных средств
    2. Фонд оборотных средств
    3. Накопления
    4. Потребления
    5. Резервный
    6. Валютный фонд
    7. Фонд заработной платы
    8. Иные денежные фонды
  4. финансовые предприятия основанные  на 2 разновидностях правоотношений: нормах гражданского и финансового права

 

ФЗ от 14 ноября 2002 «о государственных и муниципальных предприятиях» 

СЗ РФ 2002 № 48 ст. 47, 46

 

Унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на  имущество  в форме унитарных предприятий могут быть созданы только унитарные и государственные предприятия.

В форме унитарных предприятий  могут создаться:

1. государственные унитарные предприятия

2. муниципальные унитарные предприятия

 

Виды  государственных  и муниципальных  предприятий:

  1. государственные унитарные  предприятия и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве  хозяйственного  ведения
  2. унитарные предприятия, основанные  на  праве  оперативного управления  (Казенные предприятия)(в  отличие от ГУП и МУП не формируется уставной фонд) 

 

    • Постановление Правительства от 15 дек 2007 «о  создании и регулировании деятельности казенных предприятий».

У казенного предприятия   есть  обязанность  предоставить соответствующие  средства  от  доходов не более 25% в  соответствующий бюджет.

 

  1. * ФЗ от 14.11.2002

*Примерный устав федерального  государственного унитарного предприятия основанного на праве  хозяйственного ведения, утвержденный министерством экономического развития и торговли  РФ от 25 августа 2005 года № 205.

2.   Федеральные казенные предприятия создается в случаях:

  1. если основная часть продукции предназначена для федеральных государственных нужд,
  2. если их функционирование  касается безопасности РФ и иных стратегических интересов
  3. касается производства продукции изъятого из гражданского оборота
  4. если касается ведения убыточных производств.

 

Казенные предприятия работают в более жестком  правовом режиме, в том числе это касается их финансовой деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти в месячный срок с даты государственной регистрации утверждает программу деятельности утверждает смету доходов и расходов назначает руководителя предприятия  согласовывает прием   работы  главного бухгалтера предприятия.

Руководитель казенного мероприятия готовит ежегодно предложения о распределении прибыли предприятия. Не более 25%  прибыли должно  перечисляться в федеральный/региональный бюджет. Не менее 75% перечисляются в резервный фонд предприятия.

Все перечисления должны совершаться  до 1 августа текущего года.

Уставы казенных предприятий закрепляется порядок распределения прибыли обязанности использования  федеральные денежные средства по целевому назначению, виды обязательной и самостоятельной деятельности.

Государство несет субсидиарную ответственность  по обязательствам  казенного предприятия.

Уставной фонд казенного предприятия не формируется.

 

-2-

Финансовая деятельность   государственных и муниципальных  предприятий.

- это выполнение функции по формированию распределению и использованию денежных фондов предприятий в связи с осуществлением своих производств и социальных задач, обусловленных статусом и полномочиями унитарного или казенного предприятия.

 

 Основные финансовые функции унитарных предприятий:

1-ая функция по планированию. Основа – утверждаемые показания лимитов. Плановых заданий, государственных и муниципальных заказов. Производственная хозяйственная деятельность унитарного предприятий осуществляется в соответствии с планом заказов и планом развития.

План заказ направляется  в  унитарные предприятия  из государственного или муниципального органа власти, к ведению которого находятся предприятия, а план развития составляется   органами управления самого предприятия на основании своего  плана-заказа.

2-ая функция это функция по  распределению и использованию  ресурсов на цели производства, реализации продукции,  материального поощрения работников и прочее. В порядке реализации  этой функции создаются те или иные денежные фонды (амортизационный, денежный)

3-я функция это функция по  выполнению финансовых обязательств  перед государством, вышестоящими  органами и другими субъектами, так  государственные и муниципальные предприятия обязаны  ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, которая остается после  уплаты налогов

4-ая функция это функция по  распределению финансовых ресурсов  между  структурными единицами  самого предприятия

5-ая функция это функция по  осуществлению финансового контроля

При осуществлении перечисленных  функций  государственного муниципального предприятия возникают  правоотношения с  участием  государственных  и муниципальных органов, в ведении которых находятся соответствующие предприятия. При этом, у органов власти имеются следующие полномочия в отношении  финансовой деятельности  государственных муниципальных предприятий:

  1. формирование уставного фонда
  2. право определять порядок  составления и утверждение показателей  планов  финансово хозяйственной  деятельности предприятия
  3. по планированию  финансовых ресурсов, передаваемых  для финансирования  деятельности предприятий.
  4. имеют право определять  создание  и использование централизованных денежных фондов, средства которых направляются на финансирование тех или иных мероприятий на предприятия отрасли.
  5. органы власти имеют право осуществлять финансовый контроль за деятельностью подведомственных  предприятий
  6. государственные и муниципальные органы утверждают бухгалтерскую отчетность в подведомственных предприятиях
  7. и ряд других полномочий.

 

За финансовой деятельностью  предприятий по мимо собственника осуществляется налоговый контроль и другими  органами власти.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия  в случаях определенных собственником  подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверки независимой аудиторами. По окончанию отчетного периода предприятия представляют уполномоченным органам финансовую документацию по перечню утвержденному правительству, а также органами  субъекта федерации и ОМС.

В некоторых  случаях унитарные предприятия  обязаны укомплектовать свою отчетность. В целях  обеспечения эффективного  управления  государственной собственности  федеральные агентства по управлению  федеральным имуществом ведет реестр показателей финансовой деятельности  унитарных предприятий.

 

Принципы:

  1. самостоятельность предприятий  в финансовой сфере  - этот принцип ограничен правами  государственных и муниципальных  органов, но эти ограничения строго зафиксированы законодательством  
  2. принцип планирования и прогнозирования – осуществляется на основе лимитов, которые  спускаются  в форме планов заказов
  3. принцип самоокупаемости и самофинансирования    производственной деятельности предприятия – в соответствии с этим принципом затраты на производство  и реализацию  продукции  осуществляются за счет собственных средств получаемых в результате хозяйственной деятельности. В некоторых случаях  предприятия могут прибегать к заимствованию финансовых ресурсов, осуществляющиеся по средствам банковских кредитов, бюджетных кредитов, при этом казенные предприятия ограниченны в праве получать кредиты, казенные предприятия могут получить кредит только с согласия собственника
  4. принцип ответственности  предприятий – предприятия несут ответственность  за результат деятельности предприятия, такая ответственность может быть предусмотрена в рамках ГП, АП, УП так в частности ст. 113 ГКРФ  предусмотрено что унитарные предприятия отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, что касается казенных предприятий ст. 115 ГК ответственность  субсидиарно несет собственник
  5. принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия от финансовых   ресурсов  государства и муниципальных образований – согласно ГК РФ имущество унитарных предприятий не входит в состав  государственной или муниципальной казны.

 

Кроме названных принципов  финансовая деятельность основана и на других принципах таких как:

  1. контроль государственных и муниципальных образований за  их финансовой деятельностью
  2. принципы участия трудового коллектива в планировании хозяйственной деятельности  предприятия
  3. и другие

 

следует отметить, что в РФ законодательстве не имеется НПА, которым регулировались в целом  вопросы правового режима финансовой деятельности.

ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях в значительной мере устранил  имеющиеся   пробелы в имеющейся сфере.

Детальное регулирование  на законодательном  уровне получили лишь предприятия возникающие  лишь в отношении предприятия.

Что же касается  порядка формирования и использования финансовых ресурсов унитарных предприятий, взаимоотношений  этих предприятий и ряд других аналогичных вопросов, эти вопросы  регламентируются нормативными актами  разного уровня, главным образом это НА  Правительства и НА министерств и ведомств.

Существенное значение   по регулированию  предприятий имеют уставы.  Эти  уставы утверждаются  Правительством РФ и Правительством субъектов Федераций  администрациями МО.

 

-3-

Источники финансовых ресурсов предприятий.

Финансовый ресурсы  государственных  и муниципальных предприятий  – это децентрализованная часть  финансовых ресурсов страны. Они представляют собой  совокупность собственных    денежных доходов  предприятий  и  внешних поступлений. Предназначены для финансирования государственных заказов и расширенного правительства и выполнения финансовых обязательств предприятий.

Особенности финансовых ресурсов государственных  и муниципальных предприятий  обусловлены отсутствием правом собственности предприятия  на закрепленное за ним  имущество.

В учредительных документах закрепляется перечень доходов которые может  получать предприятие. Так эти ресурсы  можно поделить на собственные и  привлеченные.

Собственные – доходы от основной и иной деятельности, выручка от реализации выбывшего имущества, амортизационные отчисления и другие.

К  привлеченным источникам относятся заемные средства, поступающие в форме банковских кредитов, коммерческого кредита, сюда же относят бюджетные ассигнования, страховые возмещения, проценты  и т.д.

Существенную долю среди  финансовых ресурсов занимают бюджетные ассигнования. Они выделяются на возвратной и безвозвратной основе. Бюджетные ассигнования  выделяются   для   финансирования государственных заказов, либо для краткосрочной финансовой поддержки деятельности предприятия.

Структура источников  имеет важное значение, которое показывает соотношение  собственных    и заемных  средств  в активах  предприятий.  Отражает  эффективность  деятельность предприятия. Деятельность предприятия осуществляется  за счет собственных ресурсов говорит о его  надежности и платежеспособности, состав источников  финансовых ресурсов предприятия  зависит  от гражданско-процессуального статуса предприятия. Согласно ГК РФ государственные и муниципальные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения или на праве  кооперативного управления.

Правовой режим финансов унитарных предприятий основанных  на праве хозяйственного ведения, устанавливается собственником и фиксируется в уставе. Уставной фонд  таких предприятий подлежит   полной оплате  собственником на момент регистрации  предприятия. Однако последующую ответственность перед кредиторами  и государством  за соответствующие величины уставного фонда размеру чистых активов величины уставного  фонда размеру чистых активов несет само унитарное предприятие.

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"