Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

Финансовое  право дает представление:

  • о правовом регулировании финансовой жизни государства
  • и построении финансово-бюджетной системы РФ.

Что создает  необходимую основу для изучения таких дисциплин, как налоговое право, предпринимательское право и др.

Финансовое законодательство в последние годы развивается весьма интенсивно.

Приняты приоритетные законы, по большинству направлений  финансовой политики, которые закрепляют осуществление:

  • Бюджетных
  • Налоговых
  • Кредитно-расчетных
  • Валютно – денежных отношений
  • Функционирование механизма государственного долга
  • Организации страхового фонда
  • Создание рынка ценных бумаг и управление им
  • Ведение финансового контроля

    Нормы финансового  права, регулируют отношения возникающие в сфере финансовой деятельности государства составляют самостоятельную отрасль права.

    В то же время  финансовое право тесно связано  с другими отраслями права:

    • Базируется на КП (закреплены основы организации фин. Деятельности государства)
    • Административное права (регулировании е и координация деятельности министерств, ведомств, комитетов и др. орг. Исп. Власти)
    • Муниципальное право
    • Гражданское право
    • НП, Предпринимательское право, коммерческое право
    • УП РФ, где предусмотрена ответственность
 

Тема 1

Финансовое  право как отрасль  права: понятие, предмет, метод, источники

   Финансовое  право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения, использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

     Финансовое право определяет  источники и порядок образования  денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т. д.

   Финансовое  право отличается от других отраслей права своим предметом и методом правового регулирования.

   Предмет финансового права составляют общественные отношения, которые возникают в процессе, финансовой деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные органы; распределения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований; использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

   По  своему содержанию финансовые отношения  весьма разнообразны. Это обусловлено сложностью финансовой системы, ее связью со структурами общественного производства и распределения, с обширным кругом участников финансовых отношений (рис. 1). 

     
 

   

   

     

   Правовое  регулирование  финансового права осуществляется путем властных предписаний. Для этой отрасли права характерно неравенство субъектов правоотношений. 

   Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с определенными правилами, или принципами, основными из которых являются:

  • законность;
  • гласность;
  • федерализм;
  • плановость.

1.Принцип  законности в финансовой деятельности выражается в том, что процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами ФП, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственнoгo принуждения. 

2.Принцип  гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью СМИ, содержания проектов различных Финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

3.Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ ее субъектов в области финансов.

4.Принцип  плановости выражается в том, что вся финансовая деятельность государства базируется на системе финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах и реализуется планово. 

Система и источники финансового  права

   Система российского финансового  права - это единство, взаимосвязь и дифференциация финансово-правовых норм  по подотраслям и институтам, с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений.

   Это - объективно обусловленные общественными финансовыми отношениями его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

      В системе финансового права выделяются части Общая и Особенная.

   Часть Общая - включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы финансовой деятельности государства, ее задача, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности, принципы финансового права.

   Сущность  норм Общей части  финансового права  раскрывается в его Особенной части.

     Особенная часть ФП включает нормы, регулирующие отношения в области бюджета, публичных доходов, расходов, кредита страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валютного регулирования.

   Все перечисленные нормы, в свою очередь, объединяются в ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений.

   В системе ФП выделяют также подотрасли налогового, банковского права. 

Система Финансового права

   

 

 
 

 

   Юридической формой осуществления  финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то гос. органами и весьма многообразны.

   Классификация:

  1. По юридической силе:
    • Законы
    • Подзаконные акты
 
  1. По  органам их издающим:
  • Акты органов представительной власти (включают законы и решения по бюджетным, налоговым, кредитным, расчетным, валютным и другим вопросам.)
  • Акты органов исполнительной власти (различные указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, положения, правила, методические указания, издаваемые компетентными органами по финансовым вопросам, они подразделяются на:
  • Финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ)
  • Финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Минфин, ЦБ РФ);
  • Финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведомствами, отделами и управлениями местных органов.
 

   Источники ФП.

  1. Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства или субъектов Федерации в целом и по отдельным ее направлениям.
  2. Нормы международного права (например, соглашения между Российской Федерацией и другими странами по вопросам избежания двойного налогообложения), а также международные договоры России.
    1. Налоговый кодекс РФ  - ФЗ №146 от 31.06.98г.
    1. Бюджетный кодекс РФ – ФЗ №145 от 31.07. 1998 г.
    2. Другие ФЗ  - среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

            5. Подзаконные акты: в т.ч. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ также являются источниками финансового права.

   Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Инструкции и приказы ФНС РФ и т. д.

     Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или другими службами (например, ФТС) в зависимости от содержания регyлируемых отношений.

     Эти акты  должны строго соответствовать федеральному законодательству.

   В субъектах Федерации действуют  законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах; приняты положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. 

   Финансово-правовые нормы. Составляющие ФП финансово-правовые нормы  - это издаваемые законодательными органами гос. власти и местного самоупр. в соответствующей форме общеобязательные правила поведения субъектов в процессе осуществления финансовой деятельности.

   Их  можно классифицировать по различным основаниям:

    1. По характеру правового предписания: 1)Обязывающие; 2)Запрещающие; 3)уполномочивающие
    2. по содержанию общественных отношений: 1)бюджетные; 2)налоговые; 3)валютные; 4)страховые; 5)банковские и др.
    3. по характеру регулируемых отношений
    • материальные
    • процессуальные

Финансовые  правоотношения и субъекты и объекты финансовых правоотношений 

Финансовые  правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между участниками таких отношений по поводу образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

   Особенности:

    1. возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
    2. Одной из сторон в них всегда выступает гocyдаpство (непосредственно или через спец. уполномоченные органы (финансовые, кредитные), а также, органы м.с.).
    3. Объект фин. правоотношений - деньги или денежные обязательства в связи с образованием и исп-ем централизованных и децентрализованных денежных фондов.
    4. Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений определяются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредственно законом (подзаконным актом).

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"