Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

 К  ним относятся статьи, предусматривающие  выплату заработной платы, пенсии, стипендии, расходы на аренду помещений и др. 

В условиях бюджетного дефицита предусматривается применение ряда мер, а именно:

      · при утверждении бюджета устанавливается  предельный уровень дефицита (п.3,4 ст.92);

    · при  превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных статей) в течение оставшегося времени текущего финансового года;

      · привлечение средств путем выпуска займов, использование кредитов. 

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются (ст.94):

      1) внутренние источники:

      · кредиты, полученные от кредитных организаций  в валюте РФ;

      · государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

      · бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

      . поступления от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности;

      . суммы превышения доходов над  расходами по государственным резервам и запасам;

      . изменение остатков средств  на счетах по учету средств  федерального бюджета.

      2) внешние источники:

      · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

      · кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте. 
 

Источниками финансирования дефицита регионального (местного) бюджета являются только внутренние источники (ст.95):

  • государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ (от имени муниципального образования);
  • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта (муниципальной собственности);
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств  бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
 
 

Государственные внебюджетные фонды (гл.17, стр.138).

Вне федерального бюджета образуются государственные  фонды денежных средств, управляемые  органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, рождению и воспитанию детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
 

Средства  государственных  внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. 

Виды  внебюджетных фондов:

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Фонд социального страхования РФ;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  4. Государственный фонд занятости населения РФ.
 

Доходы  государственных  внебюджетных фондов (ст.146):

    • Обязательные платежи установленные законодательством РФ (перечень в п.п.1.1.)
    • Добровольные взносы физических и юридических лиц;
    • Другие доходы.

Расходы осуществляются в  соответствии с бюджетами  указанных фондов и законами РФ. 
 
 

Бюджетный процесс в РФ

   Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

   Основные  моменты бюджетного процесса определены Конституцией РФ и регламентированы в Бюджетном кодексе РФ. В нем также установлен единый для всех уровней бюджетной системы порядок бюджетного процесса, который можно разделить на несколько стадий бюджетного цикла (рис. 9).

   Бюджетный цикл - деятельность государства и. органов местного самоуправления от начала составления государственного и местного бюджета до утверждения отчета об его исполнении.

   Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:

  • Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета.
  • Принцип реальности запланированных доходов и расходов
  • Гласность и публичность
  • Принцип ежегодности бюджета
  • Принцип специализации показателей бюджета проявляется в конкретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов - по целевому назначению.
 
 

   В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

   По  прошествии года согласно закону для завершения бюджета предоставляется один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. 

   Стадии  бюджетного процесса (ч.3 БК). 

Стадии бюджетного процесса

   

     
 
 
 

                                                                                            Бюджетный год 

                                                                                                                                                                         

                                 Бюджетный   период                                                  

     
 

   В бюджетном процессе принимают участие  различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями (гл.19 БК).

Участники бюджетного процесса

   

   

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Составление бюджета основывается на:

      • Бюджетном послании Президента РФ;
      • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ст.173 БК);
      • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на соответствующей территории на очередной финансовый год;
      • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год (ст.175 БК);
      • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (ст.178 БК).
 

1.Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. 
 

2.Прогноз  социально-экономического  развития территории разрабатывается на основе:

  • данных социально-экономического развития территории за последний отчетный год;
  • прогноз социально-экономического развития территории до конца базового года;
  • тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.
 

Прогноз социально-экономического развития предшествует составлению проекта бюджета.

Прогнозы составляются: Минфином РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти. 

3.Составление  проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. 

Составление проекта  бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета. .

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. 

Одновременно  с проектом бюджета  формируется  перспективный финансовый план (ст. 174 БК).

ПФП – это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического  развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

ПФП законодательно не утверждается и разрабатывается в целях:

  • информирования представительных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
  • комплексного прогнозирования  финансовых последствий разрабатываемых реформ¸ программ, законов;
  • выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
  • отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
 

ПФП разрабатывается  на 3 года, из которых:

    1. первый год – год на который составляется бюджет;
    2. следующие 2 года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
 
 

При составлении  проекта бюджета за основу берут следующие макроэкономические показатели (ст.183 БК):

      • объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
      • уровень инфляции (темп роста цен)

Порядок составления проекта  бюджета (ст.184 БК).

Непосредственным  составителем проекта бюджета является Минфин РФ, которое, организует разработку:

  • проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
  • проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"