Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
К
ним относятся статьи, предусматривающие
выплату заработной платы, пенсии, стипендии,
расходы на аренду помещений и др.
В условиях бюджетного дефицита предусматривается применение ряда мер, а именно:
·
при утверждении бюджета
· при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных статей) в течение оставшегося времени текущего финансового года;
·
привлечение средств путем выпуска займов,
использование кредитов.
Источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются (ст.94):
1) внутренние источники:
· кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
. поступления от продажи
. суммы превышения доходов над расходами по государственным резервам и запасам;
. изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
2) внешние источники:
· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
·
кредиты правительств иностранных государств,
банков и фирм, международных финансовых
организаций, предоставляемые в иностранной
валюте.
Источниками финансирования дефицита регионального (местного) бюджета являются только внутренние источники (ст.95):
Государственные внебюджетные фонды (гл.17, стр.138).
Вне федерального
бюджета образуются государственные
фонды денежных средств, управляемые
органами государственной власти РФ
и предназначенные для
Средства
государственных
внебюджетных фондов
находятся в федеральной собственности
и не входят в состав бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Виды внебюджетных фондов:
Доходы государственных внебюджетных фондов (ст.146):
Расходы
осуществляются в
соответствии с бюджетами
указанных фондов
и законами РФ.
Бюджетный процесс в РФ
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Основные моменты бюджетного процесса определены Конституцией РФ и регламентированы в Бюджетном кодексе РФ. В нем также установлен единый для всех уровней бюджетной системы порядок бюджетного процесса, который можно разделить на несколько стадий бюджетного цикла (рис. 9).
Бюджетный цикл - деятельность государства и. органов местного самоуправления от начала составления государственного и местного бюджета до утверждения отчета об его исполнении.
Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:
В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
По
прошествии года согласно закону для завершения
бюджета предоставляется один
льготный месяц, в течение которого
завершаются операции по обязательствам,
принятым в рамках исполнения бюджета.
Стадии
бюджетного процесса (ч.3
БК).
В бюджетном процессе принимают участие различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями (гл.19 БК).
Составление бюджета основывается на:
1.Бюджетное
послание Президента
РФ направляется Федеральному Собранию
РФ не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году. В Бюджетном
послании Президента РФ определяется
бюджетная политика
РФ на очередной финансовый год.
2.Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе:
Прогноз социально-экономического развития предшествует составлению проекта бюджета.
Прогнозы составляются:
Минфином РФ, Министерством экономики
РФ, другими федеральными органами исполнительной
власти.
3.Составление
проектов бюджетов - исключительная
прерогатива Правительства
РФ, соответствующих органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление
проектов бюджетов осуществляют
Министерство финансов
РФ, финансовые органы субъектов РФ
и муниципальных образований.
Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта бюджета. .
Составление
проекта федерального бюджета начинается
не позднее чем за 10
месяцев до начала очередного финансового
года.
Одновременно с проектом бюджета формируется перспективный финансовый план (ст. 174 БК).
ПФП – это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
ПФП законодательно не утверждается и разрабатывается в целях:
ПФП разрабатывается на 3 года, из которых:
При составлении проекта бюджета за основу берут следующие макроэкономические показатели (ст.183 БК):
Порядок составления проекта бюджета (ст.184 БК).
Непосредственным составителем проекта бюджета является Минфин РФ, которое, организует разработку: