Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в двух формах:
.
финансирование
. финансирование
государственных бюджетных
Особое место в системе бюджетного финансирования занимают хозяйственные организации.
Свои
основные производственные и социальные
расходы они обеспечивают за счет собственных
средств и по мере необходимости привлекают
на данные цели кредиты коммерческих банков.
Финансирование из бюджета используется
только в определенных случаях, конкретно
установленных законодательством.
Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национального дохода не создают.
Основное назначение
бюджетных организаций состоит в
удовлетворении общественно-социальных
потребностей общества. К числу таких
организаций относятся социально-культурные
учреждения, органы государственного
управления и обороны страны.
Существует и такая форма финансирования, как сметно-бюджетное - безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е. учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы.
Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами.
Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.
Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности.
Сводная
смета представляет собой совокупность
индивидуальных смет подведомственных
министерств, ведомств, департаментов,
учреждений и смету расходов на централизованные
мероприятия. Сводные сметы представляются
в соответствующие фин. органы для включения
в бюджет.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению.
Статьи
расходов составляются
на основе норм расходов. Под нормами
расходов понимаются единые типовые измерители
сметных расходов по однородным учреждениям.
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование.
Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение.
Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.
После
утверждения бюджета в смету
могут вноситься необходимые поправки.
Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета.
Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.
Внебюджетные средства можно классифицировать по группaм, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы.
К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий, сооружений, транспорта и т. д.
Такие средства должны использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортных средств, улучшение питания и т. д.).
По
каждому виду специальных
средств бюджетное учреждение составляет
отдельные сметы.
Незаработанные
доходы - это средства бюджетного
учреждения, не связанные с результатами
его труда и не подлежащие возвращению.
К ним можно отнести доходы
от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей
и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные
пожертвования от национальных и иностранных
юридических и физических лиц, то есть
спонсоров; взносы в виде благотворительных
отчислений от государственных, общественных
и других организаций.
К внебюджетным средствам относятся депозиты.
Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении опpeдeлeнных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности (своевременно неполученная зарплата, стипендии студентам и т. д.)
Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных учреждений до определенного срока:
1) для передачи физическим лицам - три года;
2) для передачи юридически лицам - один год;
3) для передачи бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.
Суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу.
По
истечении указанных
сроков невостребованные
суммы перечисляются
в доходы соответствующего
бюджета.
Финансирование социально-культурных мероприятий:
Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
Источниками
финансирования социально-культурных
мероприятий, помимо бюджетных, выступающих
в качестве основных, могут являться дополнительные
средства, в том числе валютные, в виде
платы за дополнительные услуги, а также
добровольных пожертвований и целевых
взносов юридических и физических лиц,
включая иностранных.
Особое
место в системе социально-
Значительная часть СМИ действует на платной коммерческой основе и соответственно имеет собственные финансовые средства, часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется из бюджета.
Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов:
. Пенсионного фонда РФ;
. Фонда социального страхования РФ;
. Федерального
фонда обязательного
Все государственные
внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют
(накапливают) денежные средства. Их
можно назвать вторым
бюджетом страны.
Финансирование расходов на управление
Государство лимитирует (ограничивает) расходы на содержание всех органов государственного управления РФ.
Президент и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального управления.
В республиках в составе РФ, в других регионах, в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.
Во всех видах классификаций расходов бюджетной классификации РФ расходы на содержание аппарата государственного управления занимают первое место.
В Функциональной классификации расходов федерального бюджета первым разделом являются расходы на государственное и местное самоуправление.
Общим условием регулирования управленческих расходов является наличие сметы расходов органов государственного управления.
Данная смета включает оплату труда государственных служащих, набавки к заработной плате, прочие денежные выплаты.
На определенном уровне государственного управления: федеральном, региональном, местном в соответствии с утвержденной численностью аппарата - составляются штаты объединений, учреждений и организаций.
Штаты каждого учреждения утверждаются или в индивидуальном порядке, или на основе типовых штатов.
В аппарате управления значительны расходы на командировки и другие служебные разъезды в силу дороговизны оплаты транспортных средств.
Основными вопросами при определении расходов на командировки являются:
Размеры
выплаты суточных при краткосрочных
командировках в пределах территории
России и стоимость проездных документов
на все виды транспорта зависят
от групп государственных
должностей.
Расходы на национальную оборону входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Деятельность государства по обороне страны является важным фактором укрепления его независимости и могущества.
Расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на:
В условиях сокращения численности Вооруженных Сил РФ большое значение приобретают расходы на выплату единовременных денежных пособий военнослужащим при увольнении в запас.
В данные пособия входят:
. выплаты компенсации за вещевое имущество;
. оплата транспортных услуг;
. обеспечение
жильем военнослужащих, увольняемых
с военной службы.
Денежные средства, выделяемые государством на национальную оборону, предусматриваются сметой Министерства обороны РФ, которой распоряжается министр обороны.
Особым подразделением бюджетного раздела на военные цели являются расходы на проведение военной реформы, которой предается исключительно важное значение в совершенствовании Вооруженных Сил РФ.
Важное значение в развитии производства принадлежит капитальным вложениям, т. е. затратам на воспроизводство основных фондов.
Нормативным актом, закрепляющим основные положения этой деятельности, является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В
соответствии с ним капитальные
вложения - это инвестиции в основной
капитал, включая затраты на новое строительство,
реконструкцию и техническое перевооружение
действующих предприятий, приобретение
машин, оборудования, инвентаря и другие
затраты.