Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
Неналоговые доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).
Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами).
Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру.
Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).
Учитывая
наличие названных
общих признаков данных платежей
с налогами, законодатель объединил их
в единую систему платежей, названную
налоговой системой.
Особое место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды:
Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ.
Средства, поступившие
в результате уплаты этих
Действующим
законодательством в налоговую систему
они не включены.
Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах.
Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.
Тема
5. Правовые основы государственного
и муниципального кредита
и долга
Значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме:
Возникающие при этом отношения основываются на принципах:
Государство и муниципальные образования выступают в качестве должника, а население и юридические лица – в качестве кредиторов.
Совокупность
финансово-правовых норм, регулирующих
данные отношения, образуют самостоятельный
институт ФП – государственный
и муниципальный кредит.
Под государственным (муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с физическими и юридическими лицами по поводу:
Государственный
кредит - это урегулированная
нормами финансового права деятельность
государства, направленная на получение
в кредит, взаймы (под проценты) денег от
юридических лиц и граждан, а также других
государств на условиях добровольности,
возмездности, целевой направленности
государственных кредитных средств, обеспеченности,
срочности и возвратности.
В кредитных отношениях государство может выступать не только должником, но и кредитором:
При этом, Бюджетным кодексом РФ закреплен Принцип целевой направленности государственных кредитных средств, котороый означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства оговаривать цели их размещения.
Цели, на которые может быть предоставлен гос. кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств.
Нецелевое использование
государственных кредитных
средств образует состав финансового
правонарушения и влечет применение
мер ответственности в соответствии
с БК РФ.
Финансовым
законодательством
На основании СТ. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетные кредиты могут предоставляться юридическому лицу только при отсутствии задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Обязательным условием предоставления государственного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита.
Предварительный финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.
В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
Сюда
же относятся отношения, связанные
с выдачей государственных
РФ может
выступать как должником, так и кредитором
относительно других государств.
Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Государственный займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Взятые взаймы у населения, хозяйствующих субъектов, у других государств денежные средства поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы:
Источником
погашения государственных
В
условиях нарастания бюджетного дефицита
государство осуществляет
рефинансирование государственного
долга, то есть погашает государственную
задолженность путем выпуска новых займов
(например, Государственные краткосрочные
облигации).
Государственный или муниципальный долг
Осуществление гос. и муниципального кредита ведет к образованию гос. (муниципального) долга. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются БК РФ
По действующему законодательству государственный или муниципальный долг - это, обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, ее субъектом или муниципальным образованием, гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, ее субъектом или муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Долг может быть внешним, и тогда обязательства
по нему возникают в иностранной валюте;
и внутренним, состоящим из обязательств,
выраженных в рублях.
Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг РФ в части, принятой ею на себя.
Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.
Государственный
долг Российской Федерации
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
бюджетной системы Российской Федерации;
Виды государственного долга:
Виды государственного долга классифицируют по различным основаниям:
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение
условий выпушенного в обращение государственного
займа, в том числе сроков выплаты и размера
процентных платежей, срока обращения,
не допускается.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: