Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).

Среди неналоговых  доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами).

Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру.

Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

Учитывая  наличие названных  общих признаков данных платежей с налогами, законодатель объединил их в единую систему платежей, названную налоговой системой. 

Особое место  среди неналоговых платежей обязательного  характера занимают страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
 

Тарифы  страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ.

 Средства, поступившие  в результате уплаты этих взносов,  имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в Конституции РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных  случаях, установленных законом (ст. 39, 41 Конституции РФ) и используются соответственно задачам названных фондов.

 Действующим законодательством в налоговую систему они не включены.  

Все большее  значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах.

 Среди  них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

Тема 5. Правовые основы государственного и муниципального кредита и долга 
 

Значительное  место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в форме:

  • кредитов,
  • государственных займов,
  • займов органов местного самоуправления и в других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.

Возникающие при этом отношения основываются на принципах:

  • Срочности
  • Возвратности
  • Платности
  • Добровольности

Государство и муниципальные образования  выступают в качестве должника, а  население и юридические лица – в качестве кредиторов.

Совокупность  финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный  институт ФП – государственный и муниципальный кредит. 

Под государственным (муниципальным) кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства (субъектов Федерации, муниципальных образований) с физическими и юридическими лицами по поводу:

    • мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;
    • выдачи бюджетных средств на тех же началах: возвратности, срочности, платности.
 

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, взаймы (под проценты) денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности. 

В кредитных отношениях государство может выступать не только должником, но и кредитором:

При этом, Бюджетным кодексом РФ закреплен Принцип целевой направленности государственных кредитных средств, котороый означает право стороны, предоставляющей во временное пользование свои денежные средства оговаривать цели их размещения.

  Цели, на которые может быть предоставлен гос. кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

 При  оформлении правоотношений по  государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств.

  Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечет применение мер ответственности в соответствии с БК РФ. 

Финансовым  законодательством предусмотрено несколько гарантий возврата временно выданных государственных денежных средств.

На основании СТ. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетные кредиты могут предоставляться юридическому лицу только при отсутствии задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

 Обязательным условием предоставления государственного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита.

 Предварительный  финансовый контроль может быть осуществлен финансовым органом соответствующего территориального уровня либо по его поручению иным уполномоченным органом.

В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

Сюда  же относятся отношения, связанные  с выдачей государственных займов.

РФ может выступать как должником, так и кредитором относительно других государств. 

   Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

   Государственный займы размещаются Правительством РФ на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Взятые  взаймы у населения, хозяйствующих  субъектов, у других государств денежные средства поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы:

  • как планируемый бюджетный ресурс,
  • как ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели,
  • как инвестиционный ресурс,
  • обычно государственные займы особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.

   Источником  погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают  средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются отдельной строкой. 

   В условиях нарастания бюджетного дефицита государство осуществляет рефинансирование государственного долга, то есть погашает государственную задолженность путем выпуска новых займов (например, Государственные краткосрочные облигации). 
 

Государственный или муниципальный долг

Осуществление гос. и муниципального кредита ведет к образованию гос. (муниципального) долга. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются БК РФ

По действующему законодательству государственный или муниципальный долг - это, обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, ее субъектом или муниципальным образованием, гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, ее субъектом или муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

  Долг может быть внешним, и тогда обязательства по нему возникают в иностранной валюте; и внутренним, состоящим из обязательств, выраженных в рублях. 

Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг РФ в части, принятой ею на себя.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

 Государственный  долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается  всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. 

Долговые  обязательства Российской Федерации могут  существовать в форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней

      бюджетной системы Российской Федерации;

  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
 

Виды  государственного долга:

Виды  государственного долга классифицируют по различным основаниям:

  1. по объему:
    • капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим  обязательствам
    • текущий долг – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам  государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил
  2. в зависимости от субъекта-кредитора и валюты:
    • внутренний государственный долг
    • внешний государственный долг
  3. в зависимости от субъекта – кредитора:
    • федеральный
    • региональный
    • муниципальный
  4. в зависимости от сроков долговых обязательств:
    • краткосрочный (до 1 года)
    • среднесрочный (от 1-5 лет)
    • долгосрочный (от 5-30 лет), а по муниципальному – до 10 лет.
 

Долговые  обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпушенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. 

В объем  государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"