Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)
 

Специальные режимы налогообложения:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 6%.
  2. Упрощенная система налогообложения (доходы не более 15млн.руб. за предыдущие 9 месяцев) (доходы – 6%, дох-расх – 15%).
  3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 15%.
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
 
 
 
 
 

Тема 7 Правовое регулирование страхования.

Общая характеристика законодательства в сфере страховой  деятельности 

Для привлечения дополнительных временно свободных денежных средств и для формирования специальных денежных фондов для защиты имущественных интересов юридических и физических лиц государство использует страхованиеметод мобилизации денежных средств.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ.

Оно представляет собой особый правовой институт, регулирующий круг однородных финансовых отношений.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов регулируется несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом.

   Гражданское право регулирует договорные отношения  в этой области, финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях.

     Нормы финансового  права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности и Т. Д. 

Страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

 Оно  представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Источниками регулирования страховой  деятельности являются:

  • Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ» (изм. от 7 марта 2005 г.);
  • ФЗ от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»;
  • Гражданский кодекс РФ.
 

Страховая деятельность (страховое  дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачами  организации страхового дела являются:

  • проведение единой государственной политики в сфере страхования;
  • установление принципов страхования и формирование механизмов страхования обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
 

Страховое правоотношение

Страхование как звено финансовой системы  государства выполняет три функции:

      1) защита имущественных интересов  публичных и частных субъектов. Посредством осуществления страховой деятельности государство получает возможность компенсировать свои потери или потери иных субъектов права, которые возникли в результате непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств.

   2) накопление публичных финансовых средств за счет привлечения страховых взносов от иных субъектов. После реализации этой функции, государство аккумулирует и обособляет дополнительные финансовые средства;

    3) снижение риска непредвиденных бюджетных расходов. 

В процессе осуществления государством деятельности в сфере страхования складываются финансовые правоотношения, имеющие свое содержание. .

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

   1) отношения  между государством в лице Правительства РФ и Федеральной службой страхового надзора (ФССН) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ;

   2) отношения между ФССН и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний ФССН об устранении нарушений Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков;

   3) отношения между государством в лице Федеральной антимонопольной службы и страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона);

  4) отношения по обязательному государственному  страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей;

   5) отношения между ФСФР, инспекцией ФНС со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью. 

Особенности правоотношений, возникающих при обязательном страховании, позволяют отнести их к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом. 

 Характерными  чертами страховых правоотношений по, обязательному страхованию, как и финансовых правоотношений, являются:

  1. установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию;
  2. применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений императивного метода (метода государственно- властных велений).
 
 

  Все  участники  страховых правоотношений  делятся на:

  • Субъекты страхового дела;
  • Страхователи
  • Органы страхового надзора

К Субъектам страхового дела относятся:

    1. Страховые организации,
    2. общества взаимного страхования,
    3. страховые агенты
    4. страховые брокеры
    5. страховые актуарии.
 

Деятельность субъектов страхового дела осуществляется на основе лицензии, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.

Сведения  о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.

Страховщиками являются юридические  лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законом порядке.

  Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия. 

Юридические и физические лица для страховой  защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются ФЗ о взаимном страховании (ФЗ №286 от 29.11.07г.)

Общество взаимного страхования - особая разновидность страховой организации , которое может создаваться только в форме некоммерческой организации.

 Такие общества страхуют имущественные и неимущественные интересы своих членов непосредственно на основе их членства в обществе без заключения договора страхования.

 Если же  общество страхует интересы не только своих членов, но и третьих лиц, то оно должно быть создано в форме коммерческой организации, должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности и осуществлять такое страхование на основании общих правил о страховании. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает обязательное взаимное страхование ответственности банков перед клиентами, участником которого является и Центральный банк РФ; 

Страховые агенты - граждане РФ, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - граждане РФ, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве ИП, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.

Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.

Деятельность  страховых агентов и страховых  брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями, на территории РФ не допускается.

Страховые актуарии - граждане РФ, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в установленном им порядке.

   Требования  к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются органом страхового надзора. 
 

Надзор  за страховой деятельностью  осуществляет Федеральная служба страхового надзора.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). 

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"