Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

Источниками финансирования капитальных  вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов.

Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть:

  • государственные органы,
  • органы местного самоуправления,
  • физические и юридические лица,
  • а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Законодательство  определяет формы и методы государственнoгo регулирования капитальных вложений:

      1) путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности; .

      2) путем прямого участия государства  в инвестиционной деятельности; осуществляемой в форме капитальных вложений. 

   Размещение  средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах.

     Размер взимаемых при этом  процентов за пользование средствами  определяется законами о бюджетах на соответствующий год.

   Применяются и другие формы возврата бюджетных средств. 

   Средства  бюджета развития формируются за счет:

    • внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на инвестициoнныe цели;
    • части доходов от использования и продажи, а также приватизации федерального имущества;
    • доходов от бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
    • отчислений части поступлений от размещения государственных ценных бумаг и др.

Использование средств бюджета  развития должно осуществляться исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности.

 При  этом не допускается отвлечение его временно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.

Субъекты  Федерации могут  принимать участие в реализации задач бюджета развития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.

За  исполнением бюджета  развития осуществляется контроль, такой же, как и контроль за исполнением федерального бюджета.

Счетная палата РФ проводит проверку финансовой деятельности Правительства РФ по использованию средств бюджета развития на основе поручения Государственной Думы.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении порядка финансирования за счет средств соответствующих региональных бюджетов.

Федеральное законодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления. 
 

Правовое  регулирование государственных  и местных доходов. 

Выполнение  задач и функций государства  требует обеспечения финансовыми ресурсами.

Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений.

 Распоряжаются  ими соответствующие органы государственной  власти.

   Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

   Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

     Распоряжаются ими органы местного  самоуправления. 

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

  Муниципальные доходы  поступают соответственно в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципaльныx предприятий. 

Налоговый кодекс РФ закрепляет полный перечень платежей, включенных в налоговую систему.

 В  1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, в котором урегулированы вопросы привлечения государственными и муниципальными образованиями заемных cpeдств и определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями и т. д. 

Система государственных и местных доходов в РФ базируется на принципе единства.

  Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

 Федеральным  законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. 

Составляя единую систему, государственные и  местные доходы классифицируются по группам.

По  территориальному уровню доходы подразделяются на:

· федеральные;

· субъектов  Федерации;

.муниципальных образований. 

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления.

   Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта.

     Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. 

По  методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления.

 Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д.

  На добровольной  основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д. 

Доходные  источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ. 

В формировании доходов государства и муниципальных  образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

   Неналоговые доходы государства  и муниципальных  образований - это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

     В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами.

     На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др. 

Не налоговым  платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна  определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом.

 Причем  эти платежи могут иметь целевое  назначение, расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами). 

К неналоговым доходам также относятся платежи штрафного характера, которые формируются за счет:

    • поступлений за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
    • санкций за нарушение порядка применения цен;
    • административных штрафов и иных санкций, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;
    • сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

В составе неналоговых  доходов можно выделить следующие группы.

   1. Доходы от имущества,  находящегося в  государственной  или муниципальной  собственности, или  от определенных  видов деятельнoсти. К ним относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
    • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);
    • проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
    • доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
    • перечисление прибыли Центрального банка РФ;
    • платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

      2. Доходы от продажи  имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, формируемые за счет:

  • поступлений от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • поступлений от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций;
  • доходы от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
  • доходов от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

3. Административные  платежи и сборы.  К их числу относятся:

  • таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;
  • прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

4. Доходы от внешнеэкономической  деятельности. Их основу составляют поступления от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности. 

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"