Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

Если  отчет об исполнении бюджета отклоняется  представительным органом, то указанный орган имеет право обратиться в прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. 

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

На  основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении ФЗ о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и готовит заключение по отчету  Правительства РФ используя материалы и результаты проведенных проверок. 

ГД  рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты.

По  итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

    • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
    • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
 

Руководители  и аудиторы Счетной палаты РФ в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо, с соблюдением требований ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Иные  должностные лица, несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством РФ. 
 
 

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность. 

Нарушение бюджетного законодательства – это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. 

За нарушения  бюджетного законодательства к нарушителю применяются меры принуждения (ст.282 БК):

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры предусмотренные БК и другими ФЗ.
 

Меры  принуждения вправе применять руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе (ст.284 БК):

  • списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, за просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1\3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;
  • выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафа;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1\300  действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
  • Приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
 

БК РФ закрепляет виды бюджетных правонарушений (ст.289-306):

    1. нецелевое использование бюджетных средств (ст.289) – (КоАП, УК)
    2. невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе (ст.293) –КоАП
    3. неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе (ст.291)
    4. непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов (ст.292)
    5. неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств (ст.293) КоАП, УК
    6. несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст.294)
    7. несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст.295)
    8. несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст.296) КоАП, УК
    9. финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст.297) КоАП, УК
    10. предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст.298) КоАП, УК
    11. предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка (ст.299) КоАП, УК
    12. предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст.300) КоАП, УК
    13. осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст.301) КоАП, УК
    14. нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст.302) КоАП, УК
    15. несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов (ст.303) КоАП, УК
    16. несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст.304)
    17. несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств (ст.305)
    18. несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам (ст.306)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 4. Правовые основы государственных доходов и расходов. Государственное финансирование. 

В процессе деятельности по осуществлению государственных расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств.

 В  таких правоотношениях могут  участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

   Классификация расходов:

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям.

1. В зависимости от форм собственности они подразделяются на: Государственные и муниципальные.

2.Соответственно уровням организации власти в РФ можно выделить три группы расходов:

  • Федеральные расходы;
  • расходы субъектов Федерации;
  • расходы местного значения, или муниципальные.

3.В зависимости от источников получения расходных средств, порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:

    • централизованные (за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов);
    • децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

4.В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование:

    а) оборотных  средств (текущих расходов);

    б) основных фондов (капитальных вложений);

    в) создание резервов. 

Государственные расходы u государственные доходы взаимосвязаны между собой.

  Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов.

 При  их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и т. д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис. 

Государственное финансирование

Государственные расходы осуществляются путем финансирования.

Источником  финансирования государственных  расходов, включая инвестиции, выступают средства:

    • государственных бюджетов (на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе);
    • государственных внебюджетных фондов;
    • централизованныx фондов министерств, ведомств, собственных финансовых ресурсов предприятий.
 

Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности.Финансирование распространяется в основном на государственные объекты

Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности. 

Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

    . безвозвратности;

    . целенаправленности (расходы имеют предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).;

    . финансирования по мере выполнения работ и услуг (средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов);

    . соблюдения  финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств). 

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"