Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)
ype="DISC">
  • создавать комиссии с привлечением представителей правоохранительных и контролирующих органов, а также специалистов органов исполнительной власти для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений;
  • требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок;
  • вызывать должностных лиц для дачи объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.
  •  
     

       На  основе проведенных  проверок ГКУ:

      • подготавливает информацию для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности органов исполнительной власти.
      • направляет руководителям органов исполнительной власти предписания об устранении выявленных нарушений, которые подлежат безотлагательному рассмотрению.
      • При необходимости, направляет в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности или иные компетентные органы материалы о выявленных нарушениях.
     

       В своей деятельности ГКУ взаимодействует со Счетной палатой РФ, аппаратами Конституционного Суда РФ, ВС РФ, ВАС РФ, иными органами государственной власти РФ, осущеcтвляет сотрудничество с контролирующими органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной деятельности. 
     

    Тема 3.

    Бюджетное право. Внебюджетные фонды. 

       Центральное место в системе финансового  права занимают нормы, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами.

       Бюджетное право как подотрасль финансового права - это совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, регионального и местных бюджетов.

       Субъектом бюджетного права является физическое либо юридическое лицо, принимающее участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, или являющееся участником бюджетного процесса, или получающее из бюджета денежные средства в различных формах (дотация, бюджетный кредит, бюджетная ссуда, субсидия и т. д.).

       Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней.

       Эти отношения возникают  по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета.

         Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.

         Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько групп бюджетных правоотношений (ст.1). 

    Нормы БП устанавливают:

    • основы бюджетного устройства и структуру бюджетной системы Федерации,
    • роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы,
    • объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях,
    • перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы,
    • правовое положение субъектов бюджетного права.
     

       Бюджетное право лежит в основе бюджетного процесса, под которым понимается порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также контроль за их исполнением.

       .

       Виды  норм БП РФ:

      • материальные нормы права (содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений),
      • процессуальные нормы права (определяющие порядок бюджетного процесса).
     

    Материальные  нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами.

     В  центре бюджетного права, как  и всей бюджетной деятельности, находятся два института: доходы и расходы бюджетов. Ведущая роль принадлежит расходам, они - главное звено, ради которых формируются доходы бюджетов.

       Процессуальные  нормы бюджетного права определяют формы и порядок организации работы с бюджетом. Эта сторона чаще всего остается без должной проработки, вследствие чего проблематичным оказывается достижение бюджетных целей. 

    Бюджетное устройство РФ

       Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

    Бюджет  рассматривают и как экономическую  и как правовую категорию.

    Бюджет (как экономическая категория) это централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов, или система экономических взаимоотношений, которые складываются в процессе распределения национального дохода.

    Бюджет ( как правовая категория) - это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.

    Государственные и муниципальные  бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации.

    Бюджет  государства должен обеспечивать необходимым  финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. 

    Из приведенных  определений бюджета можно выделить его признаки:

    • бюджет – это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.
    • Бюджет – это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.
    • Бюджет – это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.
     

    Правовые формы бюджетов:

    1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов  разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;

       2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Федерации;

       3) местные бюджеты - разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 

    Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. 

    Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов трех уровней (ст. 71, 132 Конституции РФ и ст. 10 БК РФ): 

    Бюджетная система РФ

     

     

     
     
     

    1. Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
    2. Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

    Расходные обязательства - обусловленные законом, иным н.п.а., договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным. государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда). 

    Каждое  муниципальное образование  имеет собственный  бюджет.

       Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

       В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций (бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом другому на конкретные цели). 

    3. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет)  это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.

    В бюджетах субъектов Федерации в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов РФ и  полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

    Каждый  субъект Федерации  имеет собственный  бюджет. 

    Бюджет  субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

    Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет РФ. 

    Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.

    Необходимость консолидированного бюджета обусловлена тем, что по действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды.

    Для управления делами России в целом, а также  для прогнозирования развития ее территориальных подразделений важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами государственной власти.

    Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"