Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
На основе проведенных проверок ГКУ:
В
своей деятельности ГКУ взаимодействует
со Счетной палатой РФ, аппаратами
Конституционного Суда РФ, ВС РФ, ВАС РФ,
иными органами государственной власти
РФ, осущеcтвляет сотрудничество с контролирующими
органами зарубежных стран и международными
организациями по вопросам контрольной
деятельности.
Тема 3.
Бюджетное
право. Внебюджетные
фонды.
Центральное место в системе финансового права занимают нормы, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами.
Бюджетное право как подотрасль финансового права - это совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, регионального и местных бюджетов.
Субъектом бюджетного права является физическое либо юридическое лицо, принимающее участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, или являющееся участником бюджетного процесса, или получающее из бюджета денежные средства в различных формах (дотация, бюджетный кредит, бюджетная ссуда, субсидия и т. д.).
Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней.
Эти отношения возникают по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета.
Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.
Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько
групп бюджетных правоотношений (ст.1).
Нормы БП устанавливают:
Бюджетное право лежит в основе бюджетного процесса, под которым понимается порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также контроль за их исполнением.
.
Виды норм БП РФ:
Материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами.
В центре бюджетного права, как и всей бюджетной деятельности, находятся два института: доходы и расходы бюджетов. Ведущая роль принадлежит расходам, они - главное звено, ради которых формируются доходы бюджетов.
Процессуальные
нормы бюджетного права определяют
формы и порядок организации работы с
бюджетом. Эта сторона чаще всего остается
без должной проработки, вследствие чего
проблематичным оказывается достижение
бюджетных целей.
Бюджетное устройство РФ
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Бюджет
рассматривают и как
Бюджет (как экономическая категория) это централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов, или система экономических взаимоотношений, которые складываются в процессе распределения национального дохода.
Бюджет ( как правовая категория) - это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.
Государственные и муниципальные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации.
Бюджет
государства должен обеспечивать необходимым
финансированием социально-экономическое
развитие страны, ее обороноспособность
и другие потребности.
Из приведенных
определений бюджета можно
Правовые формы бюджетов:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;
2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Федерации;
3)
местные бюджеты - разрабатываются и
утверждаются в форме
правовых актов представительных органов
местного самоуправления либо в порядке,
установленном уставами муниципальных
образований.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная
система является
главным звеном финансовой
системы государства.
Бюджетная
система представляет
собой совокупность
бюджетов трех
уровней (ст. 71, 132 Конституции РФ и
ст. 10 БК РФ):
Бюджетная система РФ |
Расходные
обязательства
- обусловленные законом, иным н.п.а., договором
или соглашением обязанности РФ, субъекта
РФ, муниципального образования предоставить
физическим или юридическим лицам, органам
государственной власти, органам местного
самоуправления, иностранным. государствам,
международным организациям и иным субъектам
международного права средства соответствующего
бюджета (государственного внебюджетного
фонда, территориального государственного
внебюджетного фонда).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В
местных бюджетах в соответствии
с бюджетной классификацией Российской
Федерации раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств муниципальных
образований в связи с осуществлением
органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения и расходных
обязательств муниципальных образований,
исполняемых за счет субвенций (бюджетные
средства, предоставляемые одним бюджетом
другому на конкретные цели).
3. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.
В бюджетах субъектов Федерации в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Каждый
субъект Федерации
имеет собственный
бюджет.
Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации.
Федеральный
бюджет и консолидированные бюджеты
субъектов Федерации составляют консолидированный
бюджет РФ.
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа.
Необходимость консолидированного бюджета обусловлена тем, что по действующему законодательству все бюджеты существуют как самостоятельные, обособленные денежные фонды.
Для управления делами России в целом, а также для прогнозирования развития ее территориальных подразделений важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Это имеет значение также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами государственной власти.