Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
При
этом государственные органы наделены
властными полномочиями: они вправе издавать
предписания, обязательные для исполнения
другими участниками финансовых правоотношений
- предприятиями, организациями, учреждениями,
гражданами. Данные предписания могут
быть адресованы также другим государственным
органам согласно подчиненности и подконтрольности.
Виды финансовых правоотношений
Финансовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные.
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.
Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.
Процессуальные субъективные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.
По
материальному содержанию
финансовые правоотношения можно
разделить на следующие виды: бюджетные;
налоговые; страховые отношения; банковские
отношения; отношения по гос. кредиту;
расчетные отношения; отношения в сфере
денежного обращения; валютные отношения.
Элементы финансовых правоотношений:
Объект финансового правоотношения - это то, на что направлено поведение участников отношений. К объектам отнесены деньги и денежные обязательства.
Объекты финансового правоотношения подразделяются на две группы: отделимые от материального содержания и неотделимые.
К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, пошлины, бюджетные ассигнования, субсидии, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, дотации, субвенции, штрафы, недоимки, пени, проекты бюджетов, бюджеты и т. д.
К
неотделимым объектам
относятся: государственный финансовый
контроль; деятельность по поводу установления
казенному предприятию порядка распределения
прибыли и т. д.
Содержание
ФП правоотношения составляют права и
обязанности субъектов возникающие при
формировании, распределении и использовании
денежных фондов.
Субъекты ФП РФ - понимается физическое или юридическое лицо, обладающее правосубъектностью, потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Условно можно выделить три группы субъектов финансового права:
1) государство
и его территориальные
2) коллективные субъекты;
3) индивидуальные субъекты.
В
первую группу входят: РФ; субъекты РФ
- республики, края, области, города федерального
значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная
область, автономные округа, муниципальные
образования, административно-
Вторую группу составляют государственные и общественные организации, к числу которых относятся:
1) органы государственной представительной и исполнительной власти и управления;
2) органы местного
3) предприятия, организации,
Органы
государственной власти и управления
(органы представительной и исполнительной
власти федерального уровня и субъектов
Федерации) относятся к числу субъектов
финансового права, участие которых в
финансовых правоотношениях обязательно.
К
третьей группе относятся граждане
РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Их
права и обязанности связаны
большей частью с налоговыми и
другими обязательными
Среди субъектов финансового права - физических лиц выделяются особые группы: индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.
Понятие
«финансовые резиденты» нормативно
не определено, однако применяется налоговым
и валютным законодательством и служит
важным элементом правового статуса участников,
финансовых отношений.
Финансы
и финансовая система
В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. Словосочетание «финансовое право» предполагает его обусловленность термином «финансы», связь с денежными отношениями. Однако, в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения.
Финансы – одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.
Государство
не может реализовывать свою внутреннюю
и внешнюю политику, выполнять социально-экономические
программы, обеспечивать оборону и безопасность
страны, не располагая финансовыми ресурсами,
не используя широкие возможности воздействия
на все эти явления посредством финансового
механизма.
По
своему материальному
выражению ФИНАНСЫ
представляют собой денежные фонды
государства, его территориальных подразделений
(субъектов, муниципальных образований)
предприятий и учреждений, организаций,
используемые для потребностей общества
и развития производства. Это
финансовые ресурсы
страны.
Но сущность финансов, как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при их функционировании (т.е. – отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением, использованием денежных фондов)
Финансам свойственны: распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства.
Финансы, как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.
Совокупность
входящих в состав финансов звеньев
(институтов) в их взаимосвязи
образует финансовую
систему страны.
На современном этапе в финансовую систему РФ входят:
1.Центральное место в финансовой системе занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.
Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц.
Однако,
используется привлечение средств
и на возвратной основе, через внутренний
и внешний кредит.
2. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – как звено бюджетной системы появились с начала 1990г. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт.
Внебюджетные
целевые фонды создаются
К ним относятся в частности, такие социальные фонды, как:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд государственного социального страхования;
Сформированные
во исполнение требования законодательства.
В целом, внебюджетные фонды призваны
увеличивать финансовые ресурсы государства
и обеспечить их наиболее эффективное
и целесообразное использование. Однако,
в связи с недостаточностью средств в
бюджетной системе (бюджетным дефицитом),
распыленностью государственных финансовых
ресурсов по многочисленным фондам, фактами
их неэффективного использования проведено
включение (консолидация) в бюджетную
систему части этих фондов
Различают две формы кредита: государственный (муниципальный) и банковский.
Государственный кредит – отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию государством денежных средств юридических и физических лиц при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами.