Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

   Систему финансовых органов  возглавляет Минфин РФ - орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране.

   Ему подчиняются:

    • министерства финансов республик,
    • финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах,
    • органы федерального казначейства.
 
 
 
 

Финансовый  контроль в Российской Федерации

Финансовый  контроль – это  один из видов государственного контроля.

   Финансовый  контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях социально-экономического развития страны и ее регионов.

Финансовый  контроль является формой реализации контрольной функции финансов.  

   Организация и порядок проведения финансового контроля регламентируются:

    1. Конституцией РФ,
    2. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»,
    3. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
 

    Функции финансового контроля: 

Функции финансового контроля

     
     
     
     
     
     
     
     

  Объекты финансового контроля - денежные средства,  и различные материальные, трудовые и иные ресурсы, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляется в денежной форме.

   Субъекты  финансового контроля - государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

   Подконтрольные  субъекты - РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, opганы гocyдapственной власти, органы местного самоуправления, организации, учреждения, предприятия и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции в системе правоотношений, складывающихся в сфере финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Предмет государственного финансового  контроля -  валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствам , бухгалтерская документация и т. д.

   Непосредственным  предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды.

     Эти показатели имеют систематический  характер, поэтому контроль за  их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм Финансово-кредитных взаимосвязей.

     Сфера финансового контроля – практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартер). 
 

    Классификация и Виды финансового контроля.

    1. По времени осуществления:
    • Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. п.
    • Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов капитального строительства и т. д.).
    • Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций (после использования доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т. п.).
 
  1. По  обязательности его  проведения:
    • Обязательный контроль проводится:

. в силу  требований законодательства, например контроль со стороны законодательных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

. по решению компетентных государственных  органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов;

. контроль, проводимый на основе  решений правоохранительных органов).

  • Инициативный финансовый контроль осуществляется по решению хозяйствующих субъектов.
 
  1. В зависимости от органов  его осуществляющих:
    • Государственный, который делится на: а) общегосударственный и б) ведомственный.

    Общегосударственный контроль осуществляют:

    - Парламент;

    - Правительство;

    - Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора (ФСФБН);

    - ФНС РФ

    - Федеральное казначейство (ФК);

    - Федеральная служба страхового  надзора (ФССН);

    - Федеральная служба по финансовому  мониторингу (ФСФМ);

    - ФТС РФ;

    - ФСФР;

    - ЦБ РФ;

    - правоохранительные органы и  др.

    Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.

    • Муниципальный, его осуществляют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.
    • Внутрихозяйственный контроль. Осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.
    • Независимый контроль (аудит). Его осуществляют негосударственные, независимые хозрасчетные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
  1. По содержанию:
  • Бюджетный – проводится Парламентом, Счетной палатой, Правительством, ФК, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
  • Налоговый – налоговые, таможенные и правоохранительные органы;
  • Банковский – ЦБ РФ и аудиторские фирмы;
  • Валютный контроль – органы и агенты валютного контроля.
  • Контроль за страховой деятельностью - Федеральная служба страхового надзора и аудиторские фирмы.
 

Эффективность финансового контроля во многом обусловлена  необходимостью его осуществления  в соответствии с принципами, закрепленными на международном уровне (Лимская декларация  ИНТОСАИ):

    1. универсальные принципы:

      - независомость

      - объективность и компетентность

      - гласность

    1. прикладные:

      - результативность

      - превентивность

      - презумпция невиновности

      - согласованность действий контрольных органов

      - неподкупность субъектов контроля

      - четкость и логичность предъявляемых контролерами требований

      - обоснованность и доказанность информации в актах проверок и ревизий 
       

   Методы  финансового контроля (приемы и способы его осуществления):

    1. Наблюдение общее ознакомление с состоянием фин. деятельности объекта контроля.
    2. Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Применяется для оперативного выявления соблюдения финансовой дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основная цель - общий анализ фин-хоз. деятельности и выявление ее недостатков.
    3. Проверка финансово-отчетной документации - один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства.

   Проверка  включает следующие действия – истребование документов; заслушивание отчетов о ходе выполнения фин. планов; работа с письмами, заявлениями о нарушениях финансовой дисциплины.

    1. Анализ проводится на базе текущей или годовой отчетности с исп. аналитических приемов (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

     Анализ включает:

    • Проверку выполнения указаний об устранении нарушений финансовой дисциплины;
    • Обследование
 
    1. Под финансово-экономической  экспертизой понимается проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений, движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период.

     В ходе экономической экспертизы  финансовой деятельности какого-либо  субъекта анализу подвергаются: планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов. 

    1. Ревизия является одним из важнейших методов последующего финансового контроля. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии.

     Ревизия проводится специально созданной комиссией на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.  

Независимый финансовый контроль.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторские проверки делятся  на два вида:

      1. обязательные (прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов);
      2. инициативные – по решению хозяйствующего субъекта
 

В зависимости от сферы  проведения аудита он делится на:

        1. банковский
        2. страховой
        3. общий аудит
        4. аудит внебюджетных фондов и бирж, инвестиционных фондов

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"