Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
В результате
в консолидированном
бюджете РФ учитываются
все бюджеты, от федерального до местных,
действующие на территории страны.
Принципы бюджетной системы (гл.5 БК, стр.42).
. единства бюджетной системы РФ (ст.29 БК);
. разграничения
доходов и расходов между
. самостоятельности бюджетов (ст.31);
. равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований (ст.31.1.);
. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.32);
. сбалансированности бюджета (ст.33);
. эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст.34);
. общего покрытия расходов бюджетов (ст.35);
. гласности (ст.36);
. достоверности бюджета (ст.37);
. адресности
и целевого характера
Возникающие в бюджетной сфере общественные отношения регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует бюджетное право – подотрасль ФП РФ.
Источники
БП РФ включают в себя, помимо статей
Конституции РФ, бюджетное законодательство,
в том числе Бюджетный кодекс РФ, а также
подзаконные акты и международные договоры.
Источники Бюджетного права РФ |
Бюджетное
законодательство
имеет сложную структуру:
Бюджетная классификация.
Доходы и расходы бюджетов всех уровней группируются соответствующим образом, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.
Группировка
доходов и расходов всех уровней
бюджетной системы называется
бюджетной классификацией
(ст.18 БК РФ).
Бюджетная классификация включает:
Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной.
Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на: (ст.41 БК стр.47)
. налоговые доходы (ч.2-3 ст.41);
. неналоговые доходы (ч.4 ст.41);
. безвозмездные
перечисления (ч.5 ст.41);
Доходы федерального бюджета- гл.7 БК (стр.51)
Доходы регионального бюджета – гл.8 БК (стр.55)
Доходы
местных бюджетов –
гл.9 БК (стр.62).
Между бюджетами разных уровней осуществляются взаимные расчеты.
Взаимные
расчеты - это операции по передаче
средств между бюджетами разных уровней
бюджетной системы РФ,
связанные с изменениями в налоговом и
бюджетном законодательстве РФ,
передачей полномочий по финансированию
расходов или передачей доходов, происшедшими
после утверждения закона (решения) о бюджете
и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Применительно к каждому уровню бюджетной системы доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие
доходы бюджетов - федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым устанавливаются
нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной
финансовый год, а также на долговременной
основе (не менее чем на 3 года) по разным
видам таких доходов.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств:
. дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
. субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
.
субсидии - бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
Федерации, физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования
целевых расходов.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы (ст.68) бюджетов предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов.
С
их помощью государство
Это – часть расходов бюджетов обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов не включенные в капитальные расходы.
Получателями текущих расходов становятся органы исполнительной власти на всех уровнях власти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджета в режиме финансирования.
Из
этой категории расходов
В
бюджете текущих расходов может быть предусмотрено
выделение защищенных
статей бюджета, расходы по которым
производятся независимо от снижения
объема поступлений доходов бюджета.
Капитальные расходы бюджетов (ст.67) предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства и обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционными программами.
Такой режим применяется прежде всего при осуществлении расходов на проведение капитального ремонта и иных расходов, связанных с расширенным воспроизводством.
К капитальным относятся и расходы, предназначенные для увеличения государственного или муниципального имущества.
Возможны и иные направления расходов, включенные в категорию капитальных, в соответствии с экономической бюджетной классификацией.
Важнейшей составной
частью капитальных
расходов бюджетов является бюджет
развития, средства которого используются
для кредитования, инвестирования и гарантийного
обеспечения инвестиционных проектов.
Расходы могут осуществляться в различных формах (ст. 69 БК РФ):
В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ст.81 БК).
Размер резервного фонда в федеральном бюджете – не более 3% всех утвержденных расходов.
Размер резервного фонда в бюджете субъекта РФ – устанавливается при утверждении бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на:
В ст. 82 БК предусмотрено создание резервного фонда Президента, в размере не более 1% утвержденных расходов на финансовый год. Средства этого фонда расходуются на основании письменного распоряжения Президента РФ, на непредвиденные расходы.
В случае
возникновения расходов, которые бюджетом
не были предусмотрены, порядок из погашения
регулируется ст.83 БК (стр.77).
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. (гл.13 БК, стр.85)
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом устанавливаются источники финансирования дефицита (ст.92).
В связи с дефицитом бюджета из его расходной части выделяются: бюджет текущих расходов; бюджет развития.
Бюджет текущих расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности организаций и учреждений, в том числе государственных (местных) органов власти, финансиpyeмые из бюджета соответствующего уровня.
В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи. По этим статьям гарантируется производство расходов в полном объеме, даже в случае применения механизма секвестра.
Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти.