Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны. 

  Принципы бюджетной  системы (гл.5 БК, стр.42).

    . единства  бюджетной системы РФ (ст.29 БК);

    . разграничения  доходов и расходов между бюджетами разных уровней (ст.30);

    . самостоятельности  бюджетов (ст.31);

    . равенства  бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований (ст.31.1.);

    . полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.32);

    . сбалансированности  бюджета (ст.33);

    . эффективности  и экономности использования бюджетных средств (ст.34);

    . общего покрытия расходов бюджетов (ст.35);

    . гласности (ст.36);

    . достоверности  бюджета (ст.37);

    . адресности  и целевого характера бюджетных  средств (ст.38). 
     

   Возникающие в бюджетной сфере общественные отношения  регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует бюджетное право – подотрасль ФП РФ.

   Источники БП РФ включают в себя, помимо статей Конституции РФ, бюджетное законодательство, в том числе Бюджетный кодекс РФ, а также подзаконные акты и международные договоры. 

Источники Бюджетного права  РФ

   

   

     
 

   

   

     
 
 
 

   Бюджетное законодательство имеет сложную структуру: 

Бюджетное законодательство РФ
 

   

     
 
 
 
 
 
 
 

   Бюджетная классификация.

   Доходы  и расходы бюджетов всех уровней  группируются соответствующим образом, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.

   Группировка доходов и расходов всех уровней  бюджетной системы называется бюджетной классификацией (ст.18 БК РФ). 

   Бюджетная классификация включает:

    1. классификацию доходов бюджетов РФ;
    2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;
    5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    6. классификацию видов государственных  внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ, государственных внешних активов РФ;
    8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (ст. 20-25 БК РФ).
 
 
 

Бюджет  состоит из двух частей - доходной и расходной.

    1. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на: (ст.41 БК стр.47)

    . налоговые  доходы (ч.2-3 ст.41);

    . неналоговые  доходы (ч.4 ст.41);

    . безвозмездные  перечисления (ч.5 ст.41); 

Доходы  федерального бюджета- гл.7 БК (стр.51)

Доходы регионального бюджета – гл.8 БК (стр.55)

Доходы местных бюджетов – гл.9 БК (стр.62). 

Между бюджетами разных уровней осуществляются взаимные расчеты.

Взаимные  расчеты - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете. 

Применительно к каждому уровню бюджетной системы доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие  доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. 

Финансовая  помощь от бюджета  другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств:

    . дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;

    . субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

    . субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. 

    1. Расходы бюджетов (раздел 3 БК, стр.67) - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости  от экономического содержания расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы (ст.68) бюджетов предназначены для обеспечения текущих, ежегодно возобновляющихся расходов.

 С  их помощью государство распределяет  средства на различные функциональные задачи.

  Это – часть расходов бюджетов обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов не включенные в капитальные расходы.

  Получателями текущих расходов становятся органы исполнительной власти на всех уровнях власти, бюджетные учреждения и другие получатели средств из бюджета в режиме финансирования.

 Из  этой категории расходов средства  поступают на обеспечение межбюджетного механизма перераспределения средств в виде дотаций, субвенций, субсидий и др.

 В  бюджете текущих расходов может быть предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым производятся независимо от снижения объема поступлений доходов бюджета. 

Капитальные расходы бюджетов (ст.67) предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства и обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая инвестиции в виде бюджетных кредитов в деятельность юридических лиц в соответствии с инвестиционными программами.

Такой режим применяется прежде всего при осуществлении расходов на проведение капитального ремонта и иных расходов, связанных с расширенным воспроизводством.

 К  капитальным относятся и расходы, предназначенные для увеличения государственного или муниципального имущества.

Возможны  и иные направления расходов, включенные в категорию капитальных, в соответствии с экономической бюджетной классификацией.

  Важнейшей составной частью капитальных расходов бюджетов является бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. 

Расходы могут осуществляться в различных формах (ст. 69 БК РФ):

  1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст.70, 71);
  2. средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (ст.72-74) и др. В том числе, в форме межбюджетных трансфертов: Межбюджетные трансферты  - средства, направляемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня в целях достижения сбалансированности бюджетов.
 
 
Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст.75)
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 

В расходной  части бюджетов всех уровней предусматривается  создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ст.81 БК).

Размер резервного фонда в федеральном бюджете – не более 3%  всех утвержденных расходов.

Размер резервного фонда в бюджете субъекта РФ – устанавливается при утверждении бюджета.

Средства  резервных  фондов расходуются на:

  • финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других ЧС имевших место в текущем финансовом году.

В ст. 82 БК предусмотрено  создание резервного фонда Президента, в размере не более 1% утвержденных расходов на финансовый год. Средства этого фонда расходуются на основании письменного распоряжения Президента РФ, на непредвиденные расходы.

В случае возникновения расходов, которые бюджетом не были предусмотрены, порядок из погашения регулируется ст.83 БК (стр.77). 

      Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. (гл.13 БК, стр.85)

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом устанавливаются источники финансирования дефицита (ст.92).

В связи  с дефицитом бюджета из его  расходной части выделяются: бюджет текущих расходов; бюджет развития.

Бюджет  текущих расходов предусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности организаций и учреждений, в том числе государственных (местных) органов власти, финансиpyeмые из бюджета соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетным законодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

В бюджете текущих  расходов выделяются защищенные статьи. По этим статьям гарантируется производство расходов в полном объеме, даже в случае применения механизма секвестра.

Перечень  защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"