Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)
 

Этапы формирования федерального бюджета:

    1. первый этап – выбор Правительством РФ плана – прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год (план – прогноз содержит основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики);
    2. второй этап – на основе выбранного Правительством плана-прогноза, Минфин РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ, а также, проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
    3. третий этап – основные характеристики и проектировки бюджета передаются на рассмотрение Правительства РФ, одновременно Правительством рассматриваются предложения:
      • о соотношениях между величиной прожиточного минимума и МРОТ, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий и других пособий;
      • о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
    4. четвертый этап - Минфин РФ в 2-х недельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета:
    • направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
    • уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и ее субъектов на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством РФ.
 
    1. пятый этап – федеральные органы исполнительной власти осуществляют:
      • распределение предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств;
      • разрабатывают предложения о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере;
      • предложения об отмене н.п.а., исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в отчетном финансовом году;
      • предложения о приостановлении действия указанных н.п.а. или об их поэтапном введении.
      • Формируют перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
 

Все несогласованные  вопросы  по бюджетным проектировкам  рассматриваются межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой  Министром финансов. 

Все перечисленные действия д.б. завершены не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. Все собранные материалы подаются в Правительство РФ. 

    1. С 15 июля по 15 августа  года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает: прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и его уточненные параметры, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесении  его в ГД РФ.
    2. Правительство РФ вносит на рассмотрение ГД РФ проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами предусмотренными ст.182 БК РФ.
 

  Одновременно  с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов:

    . о внесении  изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;

     . о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

    . о внесении  изменений и дополнений в Федеральный  закон «О бюджетной классификации  Российской Федерации».

    .о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной фин. год.

   В случае, если проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, Правительство РФ одновременно вносит проекты федеральных законов о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении МРОТ. 

   Проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

   Одновременно  указанный законопроект представляется Президенту РФ. 

   Рассмотрение  проекта ФЗ о бюджете Парламентом РФ:

  • В течение суток со дня внесения проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы (или в период парламентских каникул Председатель ГД) направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ.
  • Совет Государственной Думы  на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.
  • Проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год, внесенный с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ, в течение 3 дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
  • Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.

      При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении.

    Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

  • Проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
  • Принятый Государственной Думой ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
  • Совет Федерации рассматривает ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ  для подписания и обнародования.
  • В случае отклонения ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении.
 

В РФ устанавливается  казначейское исполнение бюджетов.

На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

      .

Организация исполнения бюджета возлагается  на соответствующий финансовый орган.

Кассовое  обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

Для кассового  обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в ЦБ РФ с учетом положений ст. 156 и 216 Бюджетного кодекса РФ.

Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Отчетность  об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой.

В установленном  порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике. 

Исполнение  бюджетов всех уровней  бюджетной системы  РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям  на основе утвержденного бюджета  с поквартальной разбивкой и представляется в Правительство РФ в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. 

Финансовый  год завершается 31 декабря.

Лимиты бюджетных  обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Принятие денежных обязательство после 25 декабря не допускается. 

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые подтвержденные денежные обязательства.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета. 
 

Отчет об исполнении бюджета готовит финансовый орган на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств.

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона вместе с документами и материалами.

Представительный  орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет,  БК и законом (решением) о бюджете, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"