Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:19, курс лекций

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА
2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
3. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ
7. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
8. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
...

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ_ПРАВО.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВОЕ  ПРАВО

1. Понятие, предмет, метод финансового  права

Финансовое  право находится в ведении  РФ.

В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

К предмету финансового  права относятся:

  1. отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);
  2. между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;
  3. между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

По состоянию  на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов  РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

Предметом регулирования  финансового права являются финансы.

Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

1. в зависимости от функций финансовой деятельности:

  • мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,
  • распределения финансовых ресурсов государства,
  • использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,
  • контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,
  • эмиссии денежных знаков;

2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают:

  • с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,
  • между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

3. по экономическому критерию:

  • финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,
  • нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам:

  • бюджетные,
  • возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,
  • налоговые,
  • неналоговые,
  • отношения по государственному внутреннему долгу,
  • по сметно-бюджетному финансированию,
  • по государственному внебюджетному финансированию,
  • по бюджетным кредитам,
  • по государственному страхованию,
  • по денежному обращению и расчётам,
  • по валютному регулированию.

Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

Существует 2 метода финансового права:

  1. административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;
  2. гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

Существует  другая классификация методов финансового права. Их также два:

  1. императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);
  2. диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

2. Система финансового права

Система российского финансового  права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права – общая и особенная части.

К общей части относятся:

  • правовые нормы (корпоративные, моральные, нравственные, религиозные, социальные);
  • нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений, а также вопросы регулирования и финансового контроля государства.

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации имущественного и личного страхования;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования.

3. ПРИНЦИПЫ финансового права

Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в Конституции РФ от 12.12.1993 года.

Основные их них:

1) принцип  законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия.

2) принцип  гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».

Источники опубликования  ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета»  и журнал «Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13».

3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ».

4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах.

Основными финансово-плановыми  актами являются:

  • федеральный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций).

4. Источники финансового права

Источники финансового права – это нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Нормативно-правовые акты в зависимости от юр. силы можно разделить на следующие группы:

1) Конституция РФ от 12.12.1993 (особенно статьи 71, 75). Документ, имеющий высшую юридическую силу, содержащий в себе разные норм права. Имеет прямое действие. Номы Конституции регулируют общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизированные и детализированные в ФЗ, нормы которых определяют финансовые положения. Нормы Конституции разграничивают предмет ведения РФ и ее субъектов в области финансов, это отражено в Бюджетном кодексе, в частности, в нормах, регулирующих доходы и расходы бюджетов субъектов РФ, межбюджетные отношения, в нормах Налогового кодекса РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.

2) Федеральные законы – нормы, принимаемые Парламентом (Федеральным Собранием):

  • Конституционные ФЗ – законы, необходимость принятия которых предусматривает Конституция (о Президенте, о Правительстве);
  • Кодифицированные законы (в виде кодексов) – Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Административный, Административно-процессуальный Кодексы РФ и др.
  • Специальные законодательные акты – регулируют ту или сферу деятельности (О ЦБ РФ, Об аудиторской деятельности, О банках и банковской деятельности, О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ, Об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, О Счетной палате РФ, О валютном регулировании и валютном контроле, О бухучете и др.)

3) Подзаконные и нормативные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Министерств других центральных органов (ЦБ РФ, ВЦИК, Генеральная Прокуратура, Счетная палата), приказы, постановления, инструкции иных органов центральной исполнительной власти.

Кроме этого, в структуру  источников финансового права входят также нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общепризнанные принципы и нормы международных оговоров, ратифицированные РФ (часть 4, статья 15 Конституции РФ). Например, «Договор об избежании двойного налогообложения», «Женевская вексельная конвенция» и др.

5. понятие финансовой системы

Финансовая система в экономическом  аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих с них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждый из которых представляет собой специфическую группу финансовых отношений.

На современном этапе  в состав финансовой системы РФ входят:

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"