Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:19, курс лекций

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА
2. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА
3. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
5. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
6. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ
7. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
8. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
...

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ_ПРАВО.doc

— 728.50 Кб (Скачать)
  1. бюджетная система РФ, включающая государственные бюджеты (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты муниципальных образований (статья 10 БК РФ);
  2. внебюджетные целевые государственные и муниципальные местные фонды (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС и территориальные фонды ОМС);
  3. финансы предприятий, организаций, учреждений;
  4. финансы страхования;
  5. кредит (государственный, муниципальный, банковский, бюджетный – с недавнего времени).

Все эти звенья финансовой системы существуют, соответственно, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но, в силу своих особенностей, по-разному влияют на социально-экономические процессы. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков, но в большей степени – денежными безналичными платежами и расчетами.

6. финансовые правоотношения: их  особенности и виды

Финансовые правоотношения – общественные отношения по регулированию норм финансового права, участники которых обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовые  правоотношения возникают в связи  с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права.

Особенности финансовых правоотношений заключаются в том, что они:

  1. возникают в сфере государственной деятельности в процессе распределения и перераспределения национального дохода;
  2. одним из субъектов данных отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (судебный, законодательный, исполнительный);
  3. обязательным объектом всегда выступают деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъекты финансовых правоотношений:

  • физические лица (граждане),
  • юридические лица, а также организации, не наделенные правами юридического лица,
  • государственные образования (РФ и субъекты РФ – статья 124 ГК РФ)
  • муниципальные (местные) образования (в Москве – внутригородские муниципальные образования – ВМО)).

Финансовые правоотношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли права, раздела и института финансового права на следующие виды:

  1. бюджетные правоотношения;
  2. налоговые правоотношения;
  3. неналоговые правоотношения;
  4. финансовые правоотношения:
    • в области государственного кредита;
    • в области страхования;
    • при осуществлении государственных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;
    • в области банковской деятельности;
    • в области денежного обращения и расчетов;
  5. валютные правоотношения.

В зависимости от объекта правового регулирования различают материальные и процессуальные финансовые правоотношения.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Финансовые  правоотношения возникают между:

  • органами государственной власти;
  • органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • законодательными органами и органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти и судебными органами;
  • финансовыми и кредитными организациями;
  • государственными унитарными предприятиями и их вышестоящими органами управления;
  • государственными учреждениями и их вышестоящими органами;
  • финансовыми органами и хозяйствующими субъектами;
  • налоговыми органами и хозяйствующими субъектами;
  • налоговыми органами и гражданами;
  • ЦБ и кредитными организациями;
  • кредитными организациями и хозяйствующими субъектами и т.д.

7. финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность государства – это деятельность государства (РФ) по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающая его обороноспособность, бесперебойное финансирование и развитие.

Финансовая  деятельность государства рассматривается как особый вид государственной деятельности, потому что этот вид деятельности осуществляют органы государственной власти трех уровней: законодательная, исполнительная и судебная.

Финансы в РФ можно определить как экономические отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов государства и отдельных учреждений.

Финансы как экономическая категория – это система стоимостных денежных отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода.

Финансы по материальному содержанию – это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для реализации своих функций (статья 4 ФЗ «О ЦБ РФ»).

Финансовой деятельности присущи следующие организационно-правовые особенности:

  1. она имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли сферы государственного управления;
  2. в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу других субъектов финансового права;
  3. осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти;
  4. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все Министерства и Ведомства РФ осуществляют финансовую деятельность через свои соответствующие структурные подразделения, исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления, а также выполняют на соответствующей территории определенные функции в области финансов в пределах свое компетенции.

Формы осуществления  финансовой деятельности различаются  в зависимости от компетенции  соответствующих органов государства. Согласно ФЗ «О Правительстве РФ» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • разрабатывает и предоставляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его представление;
  • предоставляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;
  • разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • принимает меры по регулированию РЦБ;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • руководит валютно-финансовой деятельности в отношении РФ и иностранных государств;
  • разрабатывает и осуществляет меры по единой политике цен и т.д.

Методы  осуществления финансовой деятельности:

1) при мобилизации  (сборе) денежных средств:

  • метод обязательных платежей (налоги и сборы);
  • метод добровольных платежей (лотереи, займы, пожертвования);

2) при распределении  государством денежных средств:

  • метод финансирования (безвоз<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"