Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)

Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом, в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сбербанк и другие банки.

В таких  же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этим уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь, о.м.с. могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский  кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное пользование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга.

При этом банки используют в качестве кредитных  ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

Тема 2.

Финансовая  деятельность государства и муниципальных образований.

   Финансовая  деятельность государства и муниципальных образований - это процесс планового формирования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения стоящих перед ним задач.

   Финансовая  деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода.

   Это первое объективное условие существования  финансовой деятельности. 

   Финансовой  деятельности свойственны следующие организационно-правовые особенности:

    1. Эта деятельность имеет публичный характер и нацелена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    2. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
  1. в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли государственного управления.

   В процессе финансовой деятельности государство  контролирует работу государственных  органов, а также предприятий, организаций  и учреждений по реализации их задач;

      4. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы власти в зависимости от своей компетенции.

   Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

   Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.

   Полномочия  Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

   Правительство обеспечивает проведение единой финансово-кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение и т. д.

   Правительственные и исполнительные органы субъектов  Федерации, а также органы местного самоуправления выполняют на соответствующей территории возложенные на них функции в сфере финансов в пределах своей компетенции. 

Задача  финансовой деятельности.

В процессе осуществления  финансовой деятельности государство  и муниципальные образования  должны выполнить следующие три  задачи:

  • Планирование и распределение денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований;
  • Экономическое стимулирование общественного производства в целях его развития и интенсификации;
  • Контроль за законным и целесообразным использованием денежных и материальных ресурсов.
 

    Первая  задача заключается в том, чтобы, в соответствии с федеральным бюджетом – финансовым планом обеспечить собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов.

    Вторая  задача – состоит в том, чтобы распределить денежные средства таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

    Третья  задача – состоит в осуществлении финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов. 
     
     

Методы  финансовой деятельности.

Финансовая деятельность осуществляется с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство и муниципальные образования вступают в отношения, а также, конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов.

В зависимости от от 2-х  сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на 2 группы:

  1. методы собирания фондов денежных средств;
  2. методы их  распределения и использования
 

Методы  собирания (мобилизации) денежных фондов:

  1. Налоговый метод – используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
  2. метод добровольного привлечения денежных средств – реализуется в форме вкладов населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
  3. метод взимания сборов и пошлин – которые поступают в бюджет за услуги оказываемые уполномоченными на то органами(судебная, таможенная и др. пошлины);
  4. метод страхования – за счет средств страхования формируются страховые фонды;
  5. эмиссия денег – дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
 

   Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц и использование их осуществляется посредством расчетных операций.

     Они производятся безналичными денежными расчетами в различных формах и наличными денежными средствами.

   Расчеты предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления производятся в основном в безналичном порядке, платежи населения - наличными денежными знаками, но применяются и безналичные расчеты.

   При осуществлении внешних экономических, научных, культурных и других связей используются различные формы международных расчетов, совершаются валютные операции. 

Методы распределения фондов денежных средств:

  1. финансирование – плановое, целевое, безвозвратное и безвозмездное их предоставление из бюджета;
  2. кредитование, означающее плановое, целевое выделение средств из бюджета, но на началах возмездности и возвратности в форме банковских ссуд;
  3. выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые за счет образованных ранее соответствующих фондов.
  4. расчеты – осуществление расчетов между различными субъектами.

     

Эти методы варьируются на несколько видов  в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов.

     Государственные и муниципальные  организации получают средства  государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные путем кредитования. 
 

Финансы: понятие, роль, функции, финансовая система.

Осуществление финансовой деятельности обусловлено  объективным существованием финансов.

Финансы – это  экономические отношения , посредством  которых на основе планового распределения и перераспределения денежных средств аккумулируются  и распределяются  государственные денежные средства. 

Финансы - система стоимостных (денежных) отношений, в процессе которых путем распределения и перераспределения национального дохода формируются государственные и муниципальные денежные фонды.

   По  своему материальному  содержанию финансы - это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для реализации свих функций. 

   Финансам  свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально - экономическая  роль в обществе.

      1. Распределительная функция заключается в том, что при посредстве финансов происходит распределение(перераспределение) совокупного общественного продукта и национального дохода;
      2. Посредством контрольной функции осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.
 

   Финансовая  система.

   Финансовая  система  представляет собой совокупность взаимосвязанных финансовых институтов (групп экономических отношений).

   Под финансовым институтом понимается – совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений. К этим отношениям относятся в частности: отношения в области бюджета, налогов, кредита и другие.

   Финансовая  система вкл. Ряд институтов:

                                                                                      

    1. Государственные финансы включают в себя централизованные финансы, аккумулированные в бюджетной системе, в том числе бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (соц. Страх, занятости, мед. Страх, пенсионный);
    2. Финансы предприятий, учреждения и организаций – объединяет децентрализованные финансы: а) предприятий, функционирующих на коммерческой основе; б) учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.
    3. Институт кредитования образуют: 1) финансы, аккумулированные в банковской системе; 2) государственный кредит;
    4. Институт страхования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев представлено особой отраслью страхования: социальное, личное, имущественное, страхование предпринимательских рисков и др.
    5. Местные финансы включают: средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые ресурсы.
 

Органы, осуществляющие финансовую деятельность. 

   Финансовую  деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных  образований.

   В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов.

   К ним, в первую очередь относятся: Минфин РФ и ЦБ РФ.

Минфин  осуществляет свою деятельность на основании  Положения  о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.  В соответствии с данным постановлением: 

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"