Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций
Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.
Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом, в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сбербанк и другие банки.
В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этим уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь, о.м.с. могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.
Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное пользование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга.
При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.
Тема 2.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это процесс планового формирования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения стоящих перед ним задач.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода.
Это
первое объективное условие
Финансовой деятельности свойственны следующие организационно-правовые особенности:
- в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли государственного управления.
В процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций и учреждений по реализации их задач;
4. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы власти в зависимости от своей компетенции.
Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство обеспечивает проведение единой финансово-кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение и т. д.
Правительственные
и исполнительные
органы субъектов
Федерации, а также органы местного
самоуправления выполняют на соответствующей
территории возложенные на них функции
в сфере финансов в пределах своей компетенции.
Задача финансовой деятельности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство и муниципальные образования должны выполнить следующие три задачи:
Первая задача заключается в том, чтобы, в соответствии с федеральным бюджетом – финансовым планом обеспечить собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов.
Вторая задача – состоит в том, чтобы распределить денежные средства таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.
Третья
задача – состоит в осуществлении
финансового контроля за законностью
и целесообразностью собирания, распределения
и использования денежных ресурсов.
Методы финансовой деятельности.
Финансовая деятельность осуществляется с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство и муниципальные образования вступают в отношения, а также, конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов.
В зависимости от от 2-х сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на 2 группы:
Методы собирания (мобилизации) денежных фондов:
Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц и использование их осуществляется посредством расчетных операций.
Они производятся безналичными денежными расчетами в различных формах и наличными денежными средствами.
Расчеты предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления производятся в основном в безналичном порядке, платежи населения - наличными денежными знаками, но применяются и безналичные расчеты.
При
осуществлении внешних экономических,
научных, культурных и других связей используются
различные формы международных
расчетов, совершаются валютные операции.
Методы распределения фондов денежных средств:
Эти методы варьируются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, организационно-правовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношениях, и других факторов.
Государственные и
Финансы: понятие, роль, функции, финансовая система.
Осуществление финансовой деятельности обусловлено объективным существованием финансов.
Финансы – это
экономические отношения , посредством
которых на основе планового распределения
и перераспределения денежных средств
аккумулируются и распределяются
государственные денежные средства.
Финансы - система стоимостных (денежных) отношений, в процессе которых путем распределения и перераспределения национального дохода формируются государственные и муниципальные денежные фонды.
По
своему материальному
содержанию финансы - это денежные
фонды, мобилизуемые и используемые государством
и местными органами для реализации свих
функций.
Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально - экономическая роль в обществе.
Финансовая система.
Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных финансовых институтов (групп экономических отношений).
Под финансовым институтом понимается – совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции, или распределения денежных средств, экономических отношений. К этим отношениям относятся в частности: отношения в области бюджета, налогов, кредита и другие.
Финансовая система вкл. Ряд институтов:
Органы,
осуществляющие финансовую
деятельность.
Финансовую деятельность осуществляют все органы государства и муниципальных образований.
В то же время ее значимость и специфический характер обуславливают необходимость формирования специальных субъектов, наделяемых соответствующей компетенцией в сфере финансов.
К ним, в первую очередь относятся: Минфин РФ и ЦБ РФ.
Минфин
осуществляет свою деятельность на основании
Положения о нем, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. В соответствии
с данным постановлением: