Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)
 

В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
 
 

Управление  государственным  долгом

Совокупность  мероприятий государства по выплате  доходов кредиторам и погашению  займов, изменению условий уже  выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ называют управлением государственным внутренним долгом.

В соответствии со ст. 102 Бюджетного кодекса РФ Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Субъекты  Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Обслуживание  государственного внутреннего  долга РФ производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ. 

Управление  осуществляется различными методами:

  • рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов
  • реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания  и погашения обязательств
  • пролонгация долговых обязательств
  • конверсия – изменение размеров доходности займа, т.е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам
  • консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов
  • унификация – объединение нескольких займов в один
  • отсрочка – перенос срока погашения долга
  • аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств

В настоящее  время, в соответствии с БК РФ, возможно только применение таких методов  как: реструктуризация, пролонгация  долговых обязательств и рефинансирование. Остальные методы использовались до вступления БК в силу. 

Государственные внешние заимствования РФ формируют гос. внешний долг России.

   Государственные кредиты, предоставляемые  РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, формируют государственные внешние активы РФ.

   Заимствование осуществляется на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде постановления.

     Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований и предоставляемых РФ государственных кредитов.

     В частности, предельный размер  государственных внешних заимствований  РФ не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию  и погашению ее государственного внешнего долга РФ.

   Учет  и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Министерства финансов РФ, а их порядок определяется БК РФ и актами Правительства РФ. 

В настоящее время структура внешнего долга РФ складывается из двух составляющих:

   l) внешний долг СССР, принятый РФ, в том числе по кредитам, полученным от:

   - правительств иностранных государств (официальных кредиторов - членов Парижского клуба);

   - иностранных коммерческих банков и фирм (членов Лондонского клуба),

   - коммерческих кредиторов;

   2) внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от международных финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития - МБРР, Европейского банка реконструкции и развития), правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и коммерческих фирм. 

Парuжскuй  клуб - это форум, на котором представители правительств стран-кредиторов и правительственная делегация страны-должника обсуждают условия реструктуризации задолженности. Этот клуб не является международной организацией. В его заседаниях участвуют только «заинтересованные» кредиторы, поэтому состав участников заседаний варьируется, за исключением стран-доноров.

 По  традиции председателем Парижского клуба является директор французского казначейства, а организационная работа возложена на многочисленный секретариат клуба, в котором также работают сотрудники французского казначейства.

Парижский клуб в лице всех своих членов подписывает с должником соглашение, содержащее «рекомендации» к условиям реструктуризации. И уже на основании этих рекомендаций после проверки задолженности по каждой стране кредитору подписываются двусторонние соглашения между правительствами кредиторов и должника.

 Последние  содержат и не регулируемые рекомендациями условия. 
 

Лондонский  клуб - это объединение коммерческих институтов - банков, которые руководствуются прежде всего собственными финансовыми инструментами, а не политическими соображениями. Количество членов в этом клубе в 30 раз больше, чем в Парижском, - более 600 банков, предоставивших кредиты СССР. 

Крупнейшими новыми кредиторами России являются международные финансовые организации, и прежде всего МВФ.

 Министерство  финансов РФ является полномочным  представителем РФ по всем вопросам, касающимся заключения соглашения о займе с МБРР, его использования, погашения, обслуживания. В свою очередь, оно предоставляет средства займа конечным субзаемщикам - российским министерствам, ведомствам, региональным и муниципальным органам власти, предприятиям и организациям.

Основными видами ценных бумаг по государственному и муниципальному кредиту являются государственные и муниципальные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО). 

Займы могут быть классифицированы по следующим основаниям:

   1) по срокам действия они делятся на:

    • краткосрочные (до одного года),
    • среднесрочные (от одного года до пяти лет)
    • и долгосрочные (от пяти до 30 лет).

        Все долговые обязательства РФ  погашаются в сроки, определяемые  конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ);

   2) по праву эмиссии они делятся на:

    • выпускаемые Правительством РФ,
    • правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это предусмотрено законом;

3) по  признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы делятся на:

  • реализуемые только среди населения;
  • реализуемые только среди юридических лиц (примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем);
  • реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения (в частности, ГКО и КО, которые государство продавало не только коммерческим и государственным структурам, но и населению);
 

Все условия  межправительственных займов фиксируются в специальныx соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и т. д.

Внешние облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами, которые за эту услyгy взимают комиссионные. 

На Минфин РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассьлки облигаций гос. займов.

Обязанностью  банковской системы является реализация ценных бумаг.

Причем  Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную.

Центральный банк РФ и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

 Банк  занимается также обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета.

Контроль  за состоянием государственного долга  осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти. 
 
 

Тема 6. Налоговое право 

Важным  источником доходов бюджетов всех уровней  являются налоги и сборы.

В ст. 8 НК РФ, закреплено понятие налога:

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги выполняют в обществе две основные функции, в которых проявляется сущность налогов:

  • Фискальную
  • регулирующую
 

Фискальная  функция (от лат. Fiscus – казна) – обеспечивает собираемость и поступление денежных средств в бюджет.

С помощью  регулирующей функции  государство, путем установления льгот и освобождений, воздействует на развитие различных сфер экономики, регионов, уровень потребления и др. 

Возникающие в процессе налогообложения общественные отношения отчасти регулируются нормами финансового права, но обладают собственной спецификой: 

Предмет Налогового права  РФ

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Источники Налогового права:

  1. Конституция Российской Федерации (ст.57, 71, 72, 74-76, др).
  2. Нормы международного права и международные договоры РФ.
  3. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно 
    именуется законодательством о налогах и сборах), которое в 
    свою очередь включает следующие элементы:

  а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • иные федеральные законы о налогах и сборах;

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"