Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:19, курс лекций

Краткое описание

Общетеоретические вопросы Финансового права. Правовые основы финансовой деятельности и финансового контроля. Налоговое право. Бюджетное право. Отдельные институты финансового права.

Файлы: 1 файл

Лекции ФП.doc

— 811.00 Кб (Скачать)
 

В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном  банке РФ (Банке  России)» Банк России осуществляет надзор за деятельностью банков посредством специфических средств и нормативное регулирование расчетных отношений.

Посредством использования экономических методов (резервные требования, осуществление рефинансирования) он воздействует на отношения, которые возникают у кредитных организаций и их контрагентов.

Банковское  законодательство является комплексной отраслью законодательства, объединяющей публичные и частно-правовые методы правового регулирования. Такое сочетание приводит к тому, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормами административного, финансового, а также гражданского законодательства. 

   Большое значение в регулировании банковской деятельности имеют нормативные акты Центрального банка РФ.

Он вправе издавать нормативные акты только по вопросам, которые отнесены к его компетенции Законом о Банке России (ст. 7 ФЗ «О ЦБ РФ»).

 Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц и не могут иметь обратной силы.

 В  тех случаях, когда нормативные акты Банка России затрагивают права, свободы или обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, они подлежат регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. 

Нормативные акты Банка России издаются в форме: инструкций, правил, положений, писем и др.

Надзор и контроль в банковской системе связан прежде всего с получением и анализом определенной информации от банков и иных кредитных организаций с последующими мерами реагирования на эту информацию.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

    · деятельностью ЦБ РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

    · деятельностью  Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ. 

Счетная палата РФ осуществляет также проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений.

Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета. 
 

Правовой  статус ЦБ РФ

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью.

Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус юридического лица; в связи с чем вступает в гражданско-правовые отношения с коммерческими банками и государством.

   Центральный банк - это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

   Центральный банк РФ подотчетен Государственной  Думе, назначение на должность и  освобождение от должности его Председателя осуществляется Государственной Думой  по представлению Президента РФ. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Центрального банка РФ. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение.

     Государственная Дума определяет  аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России, проводит парламентские слушания о его деятельности и заслушивает доклады Председателя Банка России.

   ЦБ РФ независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность.

   Основными целями деятельности ЦБ РФ в соответствии со СТ. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России») являются:

    • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    • развитие и укрепление банковской системы РФ;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
 

Получение прибыли не является целью деятельности Банка.

В целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ предоставлено право от своего имени осуществлять эмиссию (выпуск) облигаций, размещаемых только среди кредитных организаций.  

Монополией ЦБ РФ является осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения. 

Центральный банк РФ является контрагентом государства в целом в лице его органов.

     В этом качестве он проводит  операции с бюджетом и обслуживает государственный долг, выполняет функции агента и депозитария Правительства РФ.

   Центральный банк РФ - собственность государства, поэтому Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ присущи некоторые контрольные полномочия, имеющие в основном внешний  характер.

     Согласно закону о нем Центральный банк РФ, с одной стороны, является федеральной собственностью, с другой – сам владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, т. е. обладает полномочиями собственника. 

Центральный банк РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

 В  систему Банка России входят:

  • центральный аппарат,
  • территориальные учреждения,
  • расчетно-кассовые центры,
  • вычислительные центры,
  • полевые учреждения,
  • учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
 

  Национальные банки  республик являются  его территориальными  учреждениями.

Территориальные учреждения ЦБ России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Задачи  и функции территориальных учреждений ЦБ РФ определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

По  решению Совета директоров территориальные  учреждения Банка России могут создаваться  в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации. 

Полевые учреждения ЦБ РФ осуществляют банковские операции в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

    Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации.

    Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны. 
 

Высшим  органом ЦБ РФ является Совет директоров, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком.

  В Совет директоров  входят Председатель Центрального банка РФ и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

 Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ. 

Коллегиальным органом ЦБ РФ является национальный банковский совет, численность которого составляет 12 человек, двое из которых направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, три - Президентом РФ, трое – Правительством РФ.

В состав Национального банковского совета входит также Председатель Центрального банка РФ. 

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Совета.

Члены Национального банковского  совета, за исключением Председателя ЦБ РФ, не работают в Банке на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. 

Председатель  Национального банковского  совета избирается его членами из их числа большинством голосов от общего числа членов Совета.

Председатель  Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях.  

Национальный  банковский совет заседает не реже одного раза в квартал.

 Заседания  Национального банковского совета  назначаются Председателем Совета.

Члены Национального  банковского совета своевременно уведомляются о дате заседании.

В компетенцию Национального  банковского совета входит:

  • рассмотрение годового отчета Банка России;
  • утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
  • общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
  • общего объема капитальных вложений;
  • общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
  • утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно- хозяйственных расходов;
  • рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ; и др.
 

Председатель  ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка.

 В  случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения.

 В  случае отклонения предложенной  на должность Председателя Центрального банка РФ кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"