Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Тема №6: Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.

 

-1-

Бюджетное законодательство  определяет бюджет  как  форму образования  и расходования  денежных средств,  предназначенных для финансового  обеспечения  задач и  функций  государства и местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

В действующем  до введения БК РФ  законе «об основах  бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РФ» также  закреплялось понятие бюджета но оно предусматривало финансовое обеспечение, прежде всего, деятельности органов государственной власти, что является не совсем корректным.

В связи с тем, что в 1993 году была принята  КРФ, закрепившая  основы федерального  устройства РФ и  самостоятельности  местного самоуправления.

Понятие бюджета рассматривается  в 3 аспектах:

  1. как материальная категория – это централизованный  фонд денежных средств, являющийся  собственностью государства, его субъекта или муниципальных образований, от имени которых  непосредственные полномочия по формированию и расходованию данных денежных средств осуществляют  органы государственной власти и органы местного самоуправления. 
  2. как экономическая категория – экономические денежные отношения  возникающие в связи с формированием, распределением и использованием централизованных  фондов денежных средств государства и муниципальных образований  
  3. как правовая категория – правовой акт а именно финансово-плановый акт отдельно взятой территории.

 

Бюджетное законодательство  определяет   юридическую форму  закрепления  таких актов – это ФЗ о бюджетах, законы субъектов федераций, решения  представительных органов  местного самоуправления.

В Российский бюджет  входит  в состав  государственной казны. Местный бюджет формирует муниципальную казну.

Наряду с  понятием бюджета  рассматривается  понятие  консолидированного  бюджета, применяемое  к  отдельным  территориальным уровням.

Консолидированный бюджет – свод/совокупность  бюджетов на  отдельно взятой  территории.

Консолидированный бюджет РФ – совокупность федерального бюджета, бюджетов  субъектов  федераций, бюджетов муниципальных образований.

Консолидированный бюджет субъекта  федераций – совокупность бюджетов самого  субъекта федераций и муниципальных образований входящих  в состав субъекта

Консолидированный  бюджет муниципального образования – совокупность бюджета  данного муниципальных  образований, входящих  в его состав.

Роль бюджета:

  • обеспечивает финансовую основу РФ, в целом, ее субъектов, муниципальных образований, а также финансово обеспечивает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • реализуется финансовая политика государства на всей его  территории, единая политика;

Ежегодно  Президент РФ выступает  с бюджетным посланием  Федеральному Собранию, в котором определяет  приоритетные направления  бюджетной  и налоговой политики на  очередной финансовый год, делая акценты на социальной составляющей данной политики.

В федеральном  государстве  благодаря  бюджету реально может  осуществляться  национальная и региональная политика.

Что касается  международных отношений, благодаря бюджету, в частности, федеральному, возможно осуществление совместных  программ и проектов РФ со странами  ближайшего и дальнейшего зарубежья.

 

-2-

Бюджетное  право РФ. Бюджетные правоотношения.

Бюджетное право РФ наряду с налоговым  правом представляет собой  центральный структурированный элемент финансового права, как отрасли права.

Особенности правового регулирования БП:

  • субъекты регулируемых бюджетным правом правоотношений – РФ, ее субъекты, муниципальные образования, органы представительной и исполнительной власти всех территориальных уровней;
  • данные отношения возникают в связи с формированием, распределением, использованием  централизованных  фондов денежных  средств государства и муниципальных образований, имеющих  публичный характер

Методы бюджетного права аналогичны методам, используемым в целом финансовом праве.

Бюджетное право – это  подотрасль финансово права; совокупность  финансово-правовых норм, регламентирующих отношения по организации бюджетной системы  РФ определенного состава и порядка  разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную  компетенцию, как государства, так и муниципальных образований, а так же бюджетный процесс.

Нормы, составляющие бюджетное право, можно  подразделить:

  1. нормы, определяющие общее положение бюджетного права;
  2. нормы, определяющие  бюджетное устройство РФ;
  3. нормы, определяющие состав расходов и доходов по  РФ и отдельных ее территориальных образований;
  4. нормы, определяющие бюджетный процесс на всех  территориальных уровнях

 

бюджетное право строится на ряде основополагающих  принципов, закрепляемых  КРФ:

    • принцип федерализма
    • принцип самостоятельности местного самоуправления
    • принцип единства бюджетной системы
    • принцип равенства бюджетных прав субъектов федераций и муниципальных образований в рамках  соответствующих территориальных уровней;
    • разграничение  состава доходов и расходов бюджетов согласно компетенции РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

 

Все нормы бюджетного права делятся  на:

    • материальные – определяют  материальное содержание бюджета, в частности, состав  доходов и расходов
    • процессуальные – определяют отдельные процедуры, в частности, нормы, регулирующие бюджетный процесс.

 

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, - бюджетные правоотношения, которым свойственны особенности:

  1. возникают в связи с  образованием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств государства и муниципальных образований;
  2. права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обуславливаются формированием и использованием бюджета как основание финансово-планового акта;
  3. субъекты бюджетных  правоотношений – государство и муниципальные образования, уполномоченные органы государственной  власти и местного самоуправления.

 

Бюджетные правоотношения в зависимости  от того, какие нормы направлены на их регулирование, бывают:

    • материальные
    • процессуальные

 

среди субъектов бюджетного  права  и, следовательно, бюджетных  правоотношений различают:

  1. РФ, ее субъекты и муни3ипальные образования;
  2. территории со  специальным правовым режимом (ЗАТО и особые экономические зоны);
  3. законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;
  4. исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;
  5. органы денежно-кредитного регулирования;
  6. кредитные организации;
  7. главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных  средств;
  8. администраторы

 

бюджетное законодательство определяет права и обязанности всех  перечисленных  субъектов бюджетного права, вводит термин  «бюджетное обязательство», т.е.  обязанность  органа власти,  исполняющего бюджет, на совершение расходов согласно закону/решению о бюджете и свободной бюджетной росписи.

К числу основных источников бюджетного права относятся бюджетный кодекс, ФЗ «о федеральном бюджете», законы  субъектов  федераций о бюджетах субъектов, решения представительных органов местного самоуправления о местных  бюджетах.

Особое  место уделяется бюджетным посланиям  Президента ежегодного характера и  НА, издаваемым Минфином РФ.

Бюджетный кодекс, ФЗ «о федеральном бюджете», законы субъектов федераций, решения представительных органов местного самоуправления образуют бюджетное законодательство.

 

-3-

Бюджетная система РФ: понятие и  структура. Бюджетное устройство в  РФ. Принципы бюджетной системы и  бюджетного устройства.

Действующие  на территории РФ федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты в своей совокупности составляют бюджетную систему РФ 

Бюджетная система  определяется федеративным устройством самой РФ и в совокупности с  принципами  построения  бюджетной  системы  образует  бюджетное  устройство РФ.

Бюджетный кодекс, характеризуя бюджетную систему, включает в ее состав государственные  внебюджетные фонды, но в данном случае  законодатель  не учитывает  самой  специфики  бюджетной системы, тем  более, не включая  в ее состав  внебюджетные фонды муниципальных образований.

Бюджетная система  формирует  федеральный  бюджет субъектов  и муниципальных  образований, среди которых одновременно  рассматриваются  бюджеты  образований  с особым  правовым режимом.

К принципам, на которых  основывается  бюджетная система  РФ, относятся:

  • принцип единства – означает единое  бюджетное законодательство, документация, форма бюджетной отчетности, бюджетная классификация и т.д.
  • принцип  самостоятельности бюджета – определяет  самостоятельность органов  государственной  власти и местного самоуправления  в обеспечении сбалансированности  бюджетов  соответствующих территориальных уровней, в том числе  самостоятельность  установления налогов и сборов в соответствии с  НК РФ
  • принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – закрепляется единые требования  к определению полномочий  органов государственной власти субъектов  федераций, органов  местного  самоуправления  и к  правилам  формирования  доходов  и расходов.

 

На основании данных принципов выделяется  ряд  детализирующих принципов  бюджетной системы:

  • разграничение  доходов и расходов  между  бюджетами  различных уровней  бюджетной системы
  • сбалансированность бюджетов
  • принцип  эффективности использования  бюджетных средств и другие

 

-4-

Доходы  бюджетов. Порядок  распределения между  звеньями  бюджетной системы.

 

ФЗ от 26.04.2007 внес существенные изменения  в бюджетный кодекс, в том числе  в определение понятия «доходы  бюджетов»

Доходы бюджета – поступающие  в бюджет  денежные средства за исключением средств, являющихся  источником  финансирования  бюджетного дефицита.

Бюджетное законодательство разграничивает доходы, т.е. определят  виды  и  объем доходов  применительно  к бюджетам бюджетной системы  РФ.

Такое разграничение  закрепляется  в бюджетной классификации.

Ранее бюджетная классификация  устанавливается законом   «о бюджетной классификации». В настоящее  время – БК.

Бюджетная классификация  - группировка  расходов  и источников  финансирования бюджетных  дефицитов, используемая для  формирования и использования бюджетов  составления бюджетной отчетности.

Вся работа, связанная с бюджетной  классификацией, возложена  на  Минфине.

Все доходы  принято  подразделять на  3 группы в зависимости от признаков:

  1. по социально-экономическому  признаку:
    1. доходы, поступающие  от государственных и муниципальных  предприятий
    2. доходы   от использования  государственного и имущества
    3. доходы от внешней  экономической  деятельности 
  2. в зависимости от формы:
    1. налоговые
    2. неналоговые
    3. безвозмездные  поступления

налоговые расходы устанавливаются  согласно ст. 12-15 НК РФ

  1. по порядку  зачисления в бюджет:
    1. закрепленные
    2. регулирующие

 

Деление доходов в зависимости  от формы на налоговые, неналоговые  и безвозмездные, определяет их содержание. Налоговые доходы определяются ст. 12-15 ч.1 НК РФ с градацией на федеральные, региональные и местные. Неналоговые доходы образуются за счет использования государственного  муниципального имущества, его приватизации, оказания услуг органами государственной власти и местного самоуправления, в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административно-правовой ответственности и т.д. Безвозмездные доходы представлены в виде дотаций, субсидий и субвенций, безвозмездных перечислений от юридических и физических лиц, международных организаций, иностранных правительств.

 Деление доходов на закрепленные  и регулирующие в зависимости  от порядка зачисления в бюджет, определяет , что закрепленные доходы  – это доходы в полном объеме  или в твердо фиксированных  суммах, установленных в процентах на постоянной основе закрепляются за определенным уровнем бюджета. Регулирующие доходы – это доходы, образующиеся за счет поступлений из вышестоящих бюджетов для урегулирования бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов. Как правило, закрепленные доходы представлены в виде налогов, закрепляемых в полном объеме или фиксированной доле за отдельным уровнем бюджета. БК РФ называет такие доходы собственными.

 

-5-

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"