Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций
Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.
Тема №6: Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.
-1-
Бюджетное законодательство определяет
бюджет как форму образования
и расходования денежных средств,
предназначенных для
В действующем до введения БК РФ законе «об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» также закреплялось понятие бюджета но оно предусматривало финансовое обеспечение, прежде всего, деятельности органов государственной власти, что является не совсем корректным.
В связи с тем, что в 1993 году была принята КРФ, закрепившая основы федерального устройства РФ и самостоятельности местного самоуправления.
Понятие бюджета рассматривается в 3 аспектах:
Бюджетное законодательство определяет юридическую форму закрепления таких актов – это ФЗ о бюджетах, законы субъектов федераций, решения представительных органов местного самоуправления.
В Российский бюджет входит в состав государственной казны. Местный бюджет формирует муниципальную казну.
Наряду с понятием бюджета рассматривается понятие консолидированного бюджета, применяемое к отдельным территориальным уровням.
Консолидированный бюджет – свод/совокупность бюджетов на отдельно взятой территории.
Консолидированный бюджет РФ – совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федераций, бюджетов муниципальных образований.
Консолидированный бюджет субъекта федераций – совокупность бюджетов самого субъекта федераций и муниципальных образований входящих в состав субъекта
Консолидированный бюджет муниципального образования – совокупность бюджета данного муниципальных образований, входящих в его состав.
Роль бюджета:
Ежегодно Президент РФ выступает с бюджетным посланием Федеральному Собранию, в котором определяет приоритетные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, делая акценты на социальной составляющей данной политики.
В федеральном государстве благодаря бюджету реально может осуществляться национальная и региональная политика.
Что касается международных отношений, благодаря бюджету, в частности, федеральному, возможно осуществление совместных программ и проектов РФ со странами ближайшего и дальнейшего зарубежья.
-2-
Бюджетное право РФ. Бюджетные правоотношения.
Бюджетное право РФ наряду с налоговым правом представляет собой центральный структурированный элемент финансового права, как отрасли права.
Особенности правового регулирования БП:
Методы бюджетного права аналогичны методам, используемым в целом финансовом праве.
Бюджетное право – это подотрасль
финансово права; совокупность финансово-правовых
норм, регламентирующих отношения по
организации бюджетной системы
РФ определенного состава и
Нормы, составляющие бюджетное право, можно подразделить:
бюджетное право строится на ряде основополагающих принципов, закрепляемых КРФ:
Все нормы бюджетного права делятся на:
Отношения, составляющие предмет бюджетного права, - бюджетные правоотношения, которым свойственны особенности:
Бюджетные правоотношения в зависимости от того, какие нормы направлены на их регулирование, бывают:
среди субъектов бюджетного права и, следовательно, бюджетных правоотношений различают:
бюджетное законодательство определяет права и обязанности всех перечисленных субъектов бюджетного права, вводит термин «бюджетное обязательство», т.е. обязанность органа власти, исполняющего бюджет, на совершение расходов согласно закону/решению о бюджете и свободной бюджетной росписи.
К числу основных источников бюджетного
права относятся бюджетный
Особое
место уделяется бюджетным
Бюджетный кодекс, ФЗ «о федеральном бюджете», законы субъектов федераций, решения представительных органов местного самоуправления образуют бюджетное законодательство.
-3-
Бюджетная система РФ: понятие и структура. Бюджетное устройство в РФ. Принципы бюджетной системы и бюджетного устройства.
Действующие на территории РФ федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты в своей совокупности составляют бюджетную систему РФ
Бюджетная система определяется федеративным устройством самой РФ и в совокупности с принципами построения бюджетной системы образует бюджетное устройство РФ.
Бюджетный кодекс, характеризуя бюджетную систему, включает в ее состав государственные внебюджетные фонды, но в данном случае законодатель не учитывает самой специфики бюджетной системы, тем более, не включая в ее состав внебюджетные фонды муниципальных образований.
Бюджетная система формирует федеральный бюджет субъектов и муниципальных образований, среди которых одновременно рассматриваются бюджеты образований с особым правовым режимом.
К принципам, на которых основывается бюджетная система РФ, относятся:
На основании данных принципов выделяется ряд детализирующих принципов бюджетной системы:
-4-
Доходы бюджетов. Порядок распределения между звеньями бюджетной системы.
ФЗ от 26.04.2007 внес существенные изменения в бюджетный кодекс, в том числе в определение понятия «доходы бюджетов»
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источником финансирования бюджетного дефицита.
Бюджетное законодательство разграничивает доходы, т.е. определят виды и объем доходов применительно к бюджетам бюджетной системы РФ.
Такое разграничение закрепляется в бюджетной классификации.
Ранее бюджетная классификация устанавливается законом «о бюджетной классификации». В настоящее время – БК.
Бюджетная классификация - группировка расходов и источников финансирования бюджетных дефицитов, используемая для формирования и использования бюджетов составления бюджетной отчетности.
Вся работа, связанная с бюджетной классификацией, возложена на Минфине.
Все доходы принято подразделять на 3 группы в зависимости от признаков:
налоговые расходы устанавливаются согласно ст. 12-15 НК РФ
Деление доходов в зависимости от формы на налоговые, неналоговые и безвозмездные, определяет их содержание. Налоговые доходы определяются ст. 12-15 ч.1 НК РФ с градацией на федеральные, региональные и местные. Неналоговые доходы образуются за счет использования государственного муниципального имущества, его приватизации, оказания услуг органами государственной власти и местного самоуправления, в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административно-правовой ответственности и т.д. Безвозмездные доходы представлены в виде дотаций, субсидий и субвенций, безвозмездных перечислений от юридических и физических лиц, международных организаций, иностранных правительств.
Деление доходов на
-5-