Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций
Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.
Расходы бюджетов: понятие и классификация, порядок распределения расходов между звеньями бюджетной системы. Принцип сбалансированности бюджета.
Под расходами понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источником финансирования бюджетного дефицита. Расходование денежных средств строиться по следующим направлениям:
- на обеспечение
- на образование
- на содержание ОГВ и МСУ
- на финансирование отдельных отраслей экономики и т.д.
Реализация расходов возлагается на главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Перечни указанных субъектов определяются ведомственной классификацией расходов применительно к законам и решениям о бюджете на очередной финансовый год. При этом в обязательном порядке учитываются расходные обязательства РФ, ее субъектов и муниципальных образований по предоставлению денежных средств юридическим и физическим лицам, иным территориальным образованиям, субъектам международного права. Распределение расходов основано на ряде принципов:
Соотношение расходов доходам бюджетов определяет основной принцип формирования бюджета, их сбалансированность. Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета, превышение доходов – профицит бюджета. В настоящее время бюджеты территориальных образований, включая РФ, формируются с бюджетным дефицитом. Между тем, на протяжении ряда последних лет, федеральный бюджет формировался с бюджетным профицитом, чему способствовали высокие цены на нефть.
-6-
Формы финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов.
В целях формирования бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов, из вышестоящих бюджетов может оказываться финансовая поддержка. Формами такой поддержки являются дотации, субвенции, субсидии.
Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без определения условий и направления расходования таких средств.
Субвенции предполагают целевое расходование выделяемых бюджетных средств.
Субсидии, наряду с целевым использованием,
предполагают долевое участие бюджета
в финансировании того или иного
направления и формируют в своей совокупности,
при выделении их из федерального бюджета,
федеральный фонд софинансирования расходов.
В свою очередь, выделяемые из федерального
бюджета дотации, формируют федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ. А совокупность выделяемых субвенций
из федерального бюджета, образует федеральный
фонд компенсаций бюджетам субъектов
РФ и муниципальных образований. Необходимо
учитывать, что предоставление таких форм
финансовой поддержки, как дотации, субвенции
и субсидии закрытым административно-
-7-
Резервный фонд. Фонд национального благосостояния.
В соответствии с ФЗ от 26 апреля 2007 года, доходы бюджета стали обозначаться как нефтегазовые и не нефтегазовые. Особое внимание уделяется нефтегазовым доходам. За счет таких доходов формируются резервный фонд и фонд национального благосостояния. Резервный фонд и фонд национального благосостояния вобрали в себя средства стабилизационного фонда, прекратившего свое существование с 1 января 2008 года. Резервный фонд предназначен для обеспечения расходов на среднесрочную перспективу в случае значительного снижения цен на экспортируемую нефть. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, обособленно учитываемых и управляемых, также образуется за счет доходов от нефти. Непосредственное управление данными фондами осуществляет Минфин России. Порядок управления устанавливает правительство РФ. Помимо указанных фондов, в рамках федерального бюджета действует инвестиционный фонд, за счет средств которого осуществляется государственная поддержка для наиболее приоритетных и значимых инвестиционных проектов. Отбор данных проектов определяется правительством РФ, и проекты предполагают долевое участие частного капитала.