Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций
Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.
Тема №9: правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
-1-
Понятие, значение, классификация
и основы правового регулирования
целевых государственных и
Целевой денежный фонд – особая форма аккумуляции и расходования денежных средств, направленных на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее острых участках экономического и социального развития.
Виды целевых фондов:
признаки целевых денежных фондов:
виды целевых фондов:
-2-
Правовой режим целевых бюджетных фондов.
Целевые бюджетные фонды создаются в рамках бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ для оказания финансовой помощи отдельным регионам и муниципальным образованиям финансирования отраслей экономики государственных и муниципальных программ социально-экономического развития.
Особенности бюджетных целевых фондов – статьи доходов и расходов определяются ФЗ, законами субъектов федераций, решениями представительных органов местного самоуправления о соответствующем бюджете на очередной год, учитывается в составе указанных бюджетов.
Период функционирования фондов определяется временем действия соответствующих бюджетов, после чего фонды прекращают свое существование или вновь образовавшиеся.
К таким фондам условно можно отнести фонды финансовой поддержки и резервные фонды.
Впервые бюджетные целевые фонды были созданы в 1993 году.
В настоящее время в федеральном бюджете сформированы:
1. федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ
2. фонд реформирования региональных и муниципальных финансов
3. Фонд софинансирования
4. Федеральный фонд развития.
Особое место отведено стабилизационному и инвестиционному фонду.
Средства федеральных фондов финансовой поддержки субъектов РФ предназначены для предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов, для субсидий на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, субвенцию на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов:
субсидии из фондов предоставляются субъектам и МО на конкурсной основе.
Фонд софинансирования расходов выделяет дотации на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ (на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммерческих услуг)
Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового транспорта в случае недостаточности нефтегазовых доходов.
Также существует резервный фонд президента РФ и резервный фонд Правительства РФ.
В соответствии с БК в расходной части бюджетов субъектов федераций также предусматривается образование резервных фондов.
Помимо
этого в бюджетах субъектов РФ
могут формироваться фонды
-3-
Правовой режим
В системе целевых государственных
и муниципальных денежных фондов
различают государственные
Средства внебюджетных фондов не включаются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, но предназначены для исполнения расходных обязательств РФ и ее субъектов.
Среди этих фондов выделяют внебюджетные фонды социальной и экономической направленности.
БК определяет правовые основы деятельности социальных государственных внебюджетных фондов: ПФ РФ, ФСС, Фонд ОМС.
Цель создания социальных государственных внебюджетных фондов – реализация конституционных прав граждан на:
Особенность этих фондов – они
предоставляют собой
-4-
Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и Правительств субъектов.
Целевые фонды Правительства РФ и правительств субъектов относятся к числу экономических денежных фондов.
Создаются они для решения различных задач в сфере экономики.
Основные черты целевых фондов правительств:
1. создаются правительствами в использование принимаемых законов о бюджете на соответствующий финансовый год или на основании других НА, а также по собственному усмотрению
2. основной источник финансирован
3. имеют строго определенную цель создания и функционирования
4. правовой режим определяется
положениями, которые
Основные фонды Правительства РФ:
государственный фонд конверсий (1995)
Основной источник финансирования - средства федерального бюджета
Особенности целевых бюджетных фондов:
-5-
Государственные отраслевые (ведомственные) денежные фонды.
Отраслевые денежные фонды создаются при министерствах или ведомствах РФ, а иногда при министерствах и иных органах исполнительной власти субъектов РФ на основе постановлений Правительства и иных На органов исполнительной власти.
Средства денежных фондов
имеют конкретные цели использования
в рамках отрасли
Они позволяют финансировать мероприятия внутриотраслевого характера, т.е выступают дополнительными источниками финансирования деятельности министерств, ведомств и иных исполнительных органов, а также предприятий, учреждений, организаций, входящих в систему данных органов. Бюджетные ассигнования не являются источниками образования данных фондов.
Основной документ – порядок по образованию и использованию внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Утвержден данный порядок постановлением правительства РФ 13 октября 1999 года.
Существует несколько
Существуют и иные отраслевые денежные фонды, которые функционируют с целями данного фонда но создаются они по согласованию с министерством промышленности и энергетики РФ.
Правовой режим федеральных органов исполнительной власти определяются отдельными НПА. В случае нецелевого расходования средств министерства или иной орган власти либо самостоятельно или по представлению министерства финансов имеет право отменить регистрацию внебюджетного фонда или исключить из реестра.
Основные цели отраслевых фонда:
централизованный фонд социального и материального развития МИД РФ, Резервный фонд министерства транспорта РФ.
Виды:
Лизинговый фонд
Инвестиционный фонд
Резервный фонд
Президентский фонд
Фонд нац благосостояния
Фонд софинансирования
Фонд научной деятельности.