Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:04, курс лекций

Краткое описание

Отличие государственных и частных финансов:
частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.
в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.
государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Файлы: 14 файлов

№1 Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

№10 Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

№11 Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

№12 Налоговое право.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

№13 Правовые основы государственного и муниципального кредита..doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№14 Правовое регулирование страхового дела..doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

№5 Правовые основы финансового контроля.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№2 Финансовое право как отрасть финансового права.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

№3 Финансовые правовые нормы и финансовые правоотношения.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Тема № 3: Финансово- правовые нормы и финансовые правоотношения

 

-1-

Понятие и виды финансово-правовых норм.

Это первичные элементы, составляющие  финансовое право в качестве отрасли права. Им свойственны как черты присущие всем правовым нормам, так и специфические черты, заключающиеся в следующем:

  1. содержание финансово-правовых норм - обусловлено наделением субъектов финансовых отношений таким объемом прав и обязанностей, которые обеспечивают планомерное эффективное формирование распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Содержание таких норм, определенных императивным характером, участие в финансовых отношениях органов государственной власти и местного самоуправления при этом зачастую такие права и обязанности  таких органов власти слиты воедино, образуя компетенцию. В характере установленных в них предписаний
  2. в мерах ответственности за нарушение данных предписаний
  3. в порядке защиты субъектов финансовых отношений

 

В целом финансово-правовая норма представляет собой – это установленное  государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественно финансовых отношениях возникающих в процессе планового образования и использования  государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которые закрепляют их юридические права  и обязанности  их участников.

 

финансово-правовая норма направлена на:

    1. урегулирование  поведения в сфере публичных финансов
    2. определяет меру свободу участников финансового правоотношения
    3. устанавливает единый финансовый правопорядок

 

-2-

Классификация норм ФП.

 

Нормы ФП могут быть классифицированы по ряду оснований:

  1. по содержанию или по способу воздействия на участника финансовых правоотношений
    • запрещающие
    • обязывающие
    • дозволяющие
    • нормы – дефиниции
    • Нормы – принципы
    • Нормы рекомендации
    • Оперативные нормы

В более узком:

    • запрещающие
    • обязывающие
    • дозволяющие
  1. по степени определенности:
    • императивные (наиболее распространены)
    • диспозитивные
  1. по предмету правового регулирования:
    • материальные
    • процессуальные

 

обязывающие нормы исходя из признака деления норм по содержанию являются наиболее широко представленными из представленных среди финансово-правовых норм.

Запрещающие широко представлены в  ФП (запрет использования выделенных бюджетных средств по нецелевому назначению)

Дозволяющие – определяющие права  участников правоотношений

 

-3-

Логическая структура  ФП.

 

  • гипотеза – указывает на условия, действия уголовно-правовой нормы. Имеет сложную структуру и содержит несколько четко обусловленных условий, которые позволяют совершать те или иные действия
  • Диспозиция – определяется содержание нормы, т.е. правило поведения – предусматривает права и обязанности именно в сфере планомерного образования распределения и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств.
  • Санкция – предусматривает негативное последствие решения нарушения правовой нормы. В целом они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на правонарушителя через его денежные фонды прямо или косвенно. Следует учитывать, что в подотраслях и институтах ФП согласно действующему финансовому законодательству под определение санкции  могут попадать различные меры ответственности,  применяемые в судебном порядке, между тем применение мер принуждения может обеспечиваться и административным порядком, несудебным.

 

-4-

Финансовые правоотношения их понятие, особенности, виды.

 

Финансовые правоотношения представляют собой урегулированные нормы  финансового права Общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей реализующие закрепленные в данных предписаниях обязанности по планомерному формированию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств. В финансовых правоотношениях наряду с общими для всех правоотношениях признаками присущи особенности:

  1. носят публичный характер, т.е. один из субъектов правоотношения – публичный субъект.
  2. имеют имущественный  денежный характер
  3. в основании возникновения финансовых правоотношений  лежат законодательные положения, а не частная инициатива.
  4. носят субординационный характер (отношения власти и подчинения)
  5. разрешения сопора возможно как в судебном, так и в несудебном административном порядке.
  6. непосредственная ответственность за нарушение своих обязанностей одними участниками правоотношений выступает перед государством и его территориальным образованием.

 

в основе финн отношений находятся  юридические факты в виде событий  и действий.

Финн отношения принято классифицировать по ряду признаков

  1. по содержанию
    1. бюджетный
    2. налоговой
    3. денежный
    4. валютный
    5. контрольный
    6. расчетный
    7. и другие
  2. в зависимости от объекта правового регулирования
    1. материальные – связаны с правами и обязанностями участников финансовых правоотношений по формированию распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов
    2. процессуальные – определяются процедурами, процессами – бюджетный процесс – процесс принятия бюджета.
  3. В зависимости от статуса субъекта:
    1. субординационные – финансовые отношения власти и подчинения
    2. Координационные – выработка принципов
  4. в зависимости от выполняемых функций
    1. регулятивные
    2. охранительные

 

-5-

Субъекты финансового  права.

 

Субъект - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е потенциальная способность быть участником  финансовых правоотношений поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями .

Субъекты финансовых правоотношений – это реальный участник в конкретных правоотношениях.

Субъект классифицируется:

Признак – состав субъектов, выделяют:

  1. публично-территориальное образование,
  2. коллективные субъекты
  3. индивид субъекты

 

в составе РФ выделяет:

1. РФ

2. субъекты

3. муниципальные образования

4. ЗАТО 

 

В составе коллективных субъектов  выделяют:

1. органы государственной власти

2. федерального уровня

3. уровня субъектов федерации

4. органов местного самоуправления

5. предприятия организации учреждения, в том числе коммерческие и  некоммерческие различных форм  собственности

 

Индивидуальные субъекты:

  1. граждане РФ
  2. иностранные граждане
  3. апатриды

 

сюда можно включить должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, т.к. они вступают во взаимосвязь с другими субъектами.

Особая роль принадлежит  индивидуальным предпринимателями в частности  налоговых правоотношений.

Другая градация субъектов по содержанию финн правоспособности (т.е. права и обязанности)

  1. РФ
  2. субъекты
  3. муниципальные образования
  4. органы государственной власти и их лиц
  5. органы местного самоуправления и их лица
  6. организации
  7. физические лица

 

в зависимости  от вида финансовых правоотношений, выделяют участников:

  1. бюджетных правоотношений
  2. налоговых правоотношений
  3. отношений  в области государственного и муниципального долга
  4. в области валютного регулирования
  5. денежных обращений и расчетов
  6. обязательного государственного страхования

 

субъект ФП может стать субъектом финансовых правоотношений

 

-6-

Финансово правовая ответственность.

Финансовая правовая ответственность  - ограничение прав лица, прилагаемое при решении уполномоченных органов с совершением финансового правонарушения, в целях восстановления нарушенных прав и интересов в сфере финансов и  предупреждения совершения иных правонарушений.

Задачами финансово-правовой ответственности  выступают:

  1. обеспечение законности, поддержание правопорядка и финн дисциплины
  2. пресечение правонарушения в сфере публичных интересов
  3. устранение и возмещение причиненного вреда
  4. предупреждение правонарушений в сфере публичных финансов.

 

Финансовая правовая ответственность по своему содержанию носит комплексный характер, поскольку включает в себя меры принуждения, обеспечивает функционирование финансово правового механизма в различных сферах бюджетной налоговой банковской обязательного страхования и т.д.

Функции финансовой правовой ответственности:

  1. компенсационная – направлена на компенсацию потерь, т.е. вреда и восстановление в первоначальном положении лица или субъекта, которому был причинен вред
  2. карательная – связана с наказанием правонарушителя,
  3. воспитательная – направлена на пресечение и предупреждение финн правонарушений, как лицами, совершившими преступление итак и не совершившими

 

признаки  финансовой правовой  ответственности:

  1. является разновидностью юр ответственности применяемой в сфере публичных финансов
  2. носит предупредительный, восстановительный, и карательный характер
  3. основанием наступления ответственности является совершенное правонарушение
  4. предполагается как организационное, так и имущественное воздействие на правонарушителя

В отношении финансовой правовой ответственности отсутствует единый акт, определяющий меры данной ответственности за финансовые правонарушения. Данные меры закреплены в различных НПА, в том числе в налоговом кодексе, бюджетном кодексе, законе о банках и банковской деятельности.

 

-7-

Порядок защиты прав и законных интересов  субъектов финансовых отношений.

Предусмотрено 2 порядка защиты прав и законных интересов:

  1. судебный
  2. несудебный (административный)- обращение к вышестоящим ДЛ или органам власти

 

для обязанных  субъектов  административный порядок  защиты обеспечивается к вышестоящим  должностным лицам или органам  государственной власти. Для публичных образований – со счетов списываются средства.

Особая  роль принадлежит  Конституционному суду. Когда внутри государства все  методы используются, то появляется возможность  выхода на международный уровень.

 


№4 Правовые основы финансовой деятельности государства и органгов местного самоуправления.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№6 Бюджетное право и бюджетное устройство РФ.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№7 Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований..doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№8 Правовые основы бюджетного процесса..doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№9 Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фрндов.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"