Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

По истечении установленных  сроков уплаты страховых взносов  невнесенная сумма считается  недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются на выплату государственных пенсий; пособий по уходу за детьми старше полугора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

 

Фонд социального  страхования РФ (ФСС) был создан в 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования.

Средства  Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей и граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов; ассигнований из федерального бюджета РФ.

Средства  Фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата и другое.

Денежные средства Фонда  представляют собой государственную  собственность, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации трудового коллектива или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Они решают вопросы о расходовании средств социального страхования.

До 01.01.2010г. норматив отчислений в Фонд установлен 2,8% от фонда оплаты труда. С 01.01.2012г. условия отчислений изменены 2,9%. Наибольшая часть мобилизованных в Фонд средств используется для выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Во всех субъектах  РФ функционируют региональные отделения  Фонда. Фонд также имеет 14 центральных  отраслевых отделений и филиалы  отделений.

Фонд обязательного  медицинского страхования РФ создан в 1991г. в соответствия с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. изменённом 02.04.94.г.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах:

1. Обязательное  медицинское страхование является всеобщим и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской, лекарственной помощи гражданам.

2. Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добро вольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам по лучение добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Источниками финансирования здравоохранения являются: средства федерального, региональных и местных бюджетов; средства государственных и общественных организаций, предприятий; личные средства граждан; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями в соответствии с  Положением о порядке уплаты страховых  взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего  населения осуществляют правительства  субъектов РФ за счет средств, предусматриваемых  в соответствующих бюджетах при  их формировании.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование устанавливается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.

До 01.01.2010г. он установлен в размере 3,2% начисленной оплаты труда, в том числе в федеральный фонд - 0,2%, в территориальные фонды - 3,0%. В настоящее время отчисления составляют 5,1%. Плательщики страховых взносов производят страховые взносы в установленных законодательством размерах по отношению к начисленной оплате труда. При нарушении порядка уплаты страховых взносов, применяются санкции.

Контроль за своевременным  и полным перечислением страховых  осуществляется совместно федеральным  и территориальными фондами обязательного  медицинского страхования и органами Министерства РФ по налогам и сборам.

Общий размер отчислений во внебюджетные фонды с 01.01.2012г. составляет 34% от фонда оплаты труда.  
13. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом Российской Федерации.

 

 

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов  управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

      Основная  классическая форма кредитных  отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

      Как  экономическая категория государственный  кредит находится на стыке  двух видов денежных отношений  – финансов и кредита –  имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена  финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

      Государственный  кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

  1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных  денежных фондов государств или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно-развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
  2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
  3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако имеет свои специфические особенности.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов. 

Государство как  заемщик. Классификация  государственных  займов.

      Для  финансирования бюджетного  дефицита органы государственного  управления вынуждены привлекать  заемные средства (займы).

      Государственные займы классифицируются  следующим образом:                                  

  1. По эмитентам - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
  2. В зависимости от места размещения – внутренние и внешние займы.
  3. В зависимости от обращения на рынке – рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев.
  4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (от 5 лет и свыше).
  5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.
  6. По характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном.
  7. В зависимости от метода определения дохода – долговые обязательства с твердым или плавающим доходом.

В зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдают сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске, - обязательства  с правом досрочного  погашения  и без права досрочного погашения.

Исследование причин возникновения государственного долга показало, что с  переходом к рыночным отношениям  федеральный бюджет, кроме последних трех лет, принимался с дефицитом. Например, в 1999 году предельный размер  дефицита  федерального бюджета  установлен в сумме 101,4 млд.руб. или 2,5 % по отношению к ВВП. Этот дефицит был профинансирован  за счет доходов  от эмиссии  государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения  доходов над расходами по государственным запасам  драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных  финансовых организаций , банков, фирм, средств от покупки  Центральным Банком РФ облигаций    федерального займа.

С 1990 по 1995 годы для покрытия  бюджетного дефицита  в России, в  основном, использовалась  эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 года  эмиссия денег для финансирования  дефицита бюджета не применяется. С этой целью использовались:

  • различные  ГКО  (государственные ценные бумаги), с 3- месячным, 6-ти месячным и годовым сроками погашения;
  • казначейские обязательства;
  • облигации  внутреннего  валютного  государственного  облигационного займа, облигации  федеральных  займов  с переменным купоном (ОФЗ), государственные  сберегательные займы, золотые сертификаты.

    В связи  с  глубоким  финансовым кризисом, развернувшимся  в 1998 году, принято решение  о проведении  ограниченной  эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.  

    Внешними источниками финансирования  бюджетного дефицита  служат  кредиты  международных финансовых организаций (МВФ, Парижский и Лондонский клубы кредиторов и др.) 

Итак, в результате заемной деятельности, образуется государственный долг, т. е. долговые обязательства Правительства.  

В ст. 97 Бюджетного Кодекса  уточняются потенциальные кредиторы государства - это:

  • физические и юридические лица;
  • иностранные государства;
  • международные организации и иные  субъекты международного права.

  В практике государственного  управления  известны: государственный и общегосударственный долг, который является более широким понятием, т. к. включает в себя задолженность не только  Правительства РФ, но и  органов управления  низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Займы территорий (в т.ч. муниципальные) ограничиваются соответствующим законодательством. Они делятся также на внутренние и внешние.

Внутренние  займы – это в основном заимствования у юридических или физических лиц через выпуск субфедеральных  ценных бумаг. Внутренними займами пользуются около 80% субъектов РФ.

Внешние займы территорий осуществляются через выпуск внешних облигационных займов

В статье 98 Бюджетного кодекса  РФ  четко определены формы долговых обязательств   РФ.

       Государственный  долг состоит  из задолженности  прошлых лет и вновь  возникшей задолженности. Российская Федерация  не несет  ответственности  по долговым обязательствам  национально- территориальных образований  РФ, если они  не были  гарантированы  Правительством РФ.

        В РФ действует единая система  учета  и регистрации государственных заимствований РФ.

В зависимости от  места размещения, займы делятся на внутренние и внешние, отличаются  видами  заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займов.

Рассмотрим более подробно заемную деятельность государства на внутреннем рынке:

Внутренний долг РФ

       С  середины 90-х годов заемная деятельность  Правительства РФ на рынке  ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от  использования  кредитов Центрального  Банка РФ для покрытия бюджетного  дефицита. При этом  для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги, такие как ГКО - государственные краткосрочные обязательства и ОФЗ – облигации федерального займа (на 1 июля 1998 г. задолженность по ним составляла 453,3 млрд. руб.). Также были выпущены для реализации облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)- для оформления  задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц, в долларах США.

      В результате, все более  значительные средства  федерального бюджета направлялись  на покрытие расходов по обслуживанию долга, например, если в 1996 г. указанные расходы составляли 16% то в 1997 г. уже 28% всех расходов федерального бюджета, а в 2001 г примерно 1/3 всего федерального бюджета (около 14 млрд. долл.) Прогноз на 2003 год – 18 млрд. долл.

 Такое положение  свидетельствует о том, что   нарастание государственного долга   РФ стало самопорождающимся процессом. 

     Операции  с государственными ценными бумагами  осуществляются на рынке ценных бумаг, который входит  в состав  фондового рынка. Рынок ценных бумаг позволяет решить следующие задачи: осуществить заимствование временно свободных средств юридических и физических лиц в целях финансирования бюджетного дефицита:

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"