Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

      С 1990 г.  было  покончено с государственной   монополией  в страховом деле.  Наряду с государственными страховыми  организациями (СОАО «Росгосстрах»,  «Ингосстрах») страхование осуществляют  акционерные  страховые компании, получившие  лицензию на проведение страховых операций.

 В настоящее время  на  страховом рынке  действуют   700-800 крупных негосударственных страховых компаний, лидируют из них такие, как «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия», «Спасские ворота»,  «Энергогарант», «АСКО» «МАКС», «Россия» и др.                         

 

В). ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) -

различных форм собственности  (государственные, муниципальные, частные) составляют основу  финансов. Здесь формируется  преобладающая часть  финансовых ресурсов. От состояния  финансов  организаций (предприятий) во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою  деятельность на началах  коммерческого расчета, при  котором расходы  должны покрываться  за счет  собственных доходов. Главным источником  производственного  и социального  развития трудовых коллективов является прибыль.

        Предприятия стали обладать  реальной  финансовой  независимостью, самостоятельно  распределяют выручку  от реализации  продукции, по своему усмотрению  распоряжаются  прибылью, формируют  производственные и  социальные фонды, изыскивают  необходимые им средства  для инвестирования, используя,  в том числе,  и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Предприятия свободны от мелочной  опеки со стороны государства, но вместе с тем,  резко повысилась  их ответственность  за экономические  и финансовые  результаты работы.      

 

Кроме того,  огромную роль в обеспечении  экономического роста играют также  финансы населения.    

 

Финансовая система  РФ включает  следующие звенья финансовых отношений:


 

 




 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Современная финансовая политика Российской Федерации.

 

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства, но, в то же время, имеет самостоятельное значение, является важнейшим  средством реализации  политики государства в любой области общественной  деятельности (экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения).

Можно сказать, что:

Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения  финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения  отдельных  конкретных  потребностей  воспроизводства.


 

Финансовая политика  - основополагающий элемент в системе управления финансами, при организации финансов, она определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и финансовой системой, а главная цель финансовых отношений во все времена – это обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса, и, прежде всего,  воспроизводства  производительных сил, как необходимого  условия  жизнедеятельности, существования и развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Воспроизводственный процесс представляет собой  совокупность различных  общественных потребностей, степень удовлетворения которых  зависит,  прежде всего,  от финансовых возможностей, т. е. от имеющихся  финансовых ресурсов и от финансового потенциала   государства. Поэтому второй  главной и непреходящей  целью  финансовых отношений  является  такая их организация, которая была бы  направлена на обеспечение  роста общественного богатства.  Достижение этой цели  возможно лишь при эффективности конкретных форм  распределения, перераспределения и использования  имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.

Основу финансовой политики  составляют  стратегические направления, которые определяют  долгосрочную  и среднесрочную перспективу использования финансов  и предусматривают  решение главных задач, вытекающих  из особенностей  функционирования  экономики и социальной  сферы страны. Одновременно с этим, государство осуществляет  выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Они связаны  с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного  использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой  и взаимозависимы

Итак, задачи финансовой политики можно сформулировать следующим образом:

    1. обеспечение условий  для формирования  максимально возможных  финансовых ресурсов;
    2. установление  рационального,  с точки зрения   государства, распределения  и использования  финансовых ресурсов;
    3. организация  регулирования  и стимулирования  экономических  и социальных  процессов  финансовыми методами;
    4. выработка  финансового механизма  и его развитие  в соответствии с изменяющимися  целями и задачами  стратегии;
    5. создание  эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно-обоснованной  концепции развития финансов;

2. Концентрация части  финансовых ресурсов в централизованных  фондах государства;

3.  Определение основных направлений использования  финансовых ресурсов государства;

4. Осуществление  практических действий, направленных на достижение  поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики;

5. Регулирование  финансовых  отношений  с использованием  научно-обоснованной  фискальной  политики;

  Результативность финансовой политики  тем выше, чем больше  она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни.

       Развитие государства связано с  изменением финансовой политики. Анализ применяющейся  различными государствами финансовой политики  позволяет выделить три ее основных типа:

  • классическая;
  • регулирующая;
  • планово-директивная.

Содержание  финансовой политики, ее основные направления  зависят от уровня  развития  науки о роли государства в развитии  общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих  степень участия государства в управлении  экономикой и использовании отдельных инструментов  реализации финансовой политики, т. е.  конкретных  форм организации финансовых отношений.    

Как правило, в составе  финансовой политики  выделяют  относительно самостоятельные бюджетную (внутри которой приобретает относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика бюджетного федерализма)  и кредитно – денежную политику  государства (т. е. обеспечение устойчивости денежного обращения через управление  эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве через регламентацию  и регулирование  деятельности банковской системы и др.)

Все большее значение в конце 20 в. приобретает международная  финансовая политика. В ее основе лежит управление  валютно-финансовыми и кредитными процессами в сфере международных отношений. 

       Отказ во 2-й половине 80-х годов  от монополии  государственной собственности на средства производства  стал причиной кризиса  планово-директивной финансовой политики СССР. Свидетельством  этого кризиса являются  огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция, рост внутреннего и внешнего долга государства, наличие большого количества  убыточных предприятий, платежный  кризис в народном хозяйстве; значительные суммы непроизводительных  расходов  и потерь, рост  незавершенного строительства, кризис платежных  отношений государства во внешнеэкономической сфере.

В 1991-1996 г.г. стала проводиться  принципиально новая  финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе  государственного регулирования экономики.

Основа современной финансовой политики – это признание свободы   предпринимательской деятельности, введение  разнообразных форм хозяйствования, приватизация  государственной собственности и переход к смешанной  экономике, базирующейся  на умелом  сочетании  частных  и государственных  хозяйствующих субъектов.

Бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, таможенная финансовая политика РФ направлена на развитие регулируемого рынка.

На этой основе  разрабатывается  принципиально новый финансовый  механизм, основными задачами которого стали:

  • отказ государства от  директивного руководства  внутрихозяйственными  отношениями на предприятиях, перевод их отношений с бюджетом на налоговую основу, не допускающую  произвольного изъятия доходов;
  • изменение организации бюджетной системы (на смену централизованной  бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней);
  • изменение расходов бюджета (сокращение расходов в целях бюджетного дефицита и изменение порядка  предоставления бюджетных средств)
  • появление  нового направления в системе государственного кредита (он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита, государство стало использовать его рыночные формы)
  • новое развитие бюджетных взаимоотношений (начиная с 1994 г. применяется система трансфертных платежей, позволяющая увязать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты  субъектов  Федерации со среднедушевым доходом отдельных регионов);
  • изменение практики  перераспределения финансовых ресурсов (через финансовый рынок);
  • широкое распространение системы внебюджетных фондов государства;
  • демонополизация страхового дела  и  появление страхового рынка  в РФ;
  • кардинальное изменение  системы управления финансами;
  • осуществление налоговой реформы;
  • государственная поддержка  структурной перестройки  экономики (льготная налоговая и кредитная политика, прямые бюджетные ассигнования);
  • совершенствование бюджетного устройства (проведение бюджетной реформы);
  • увеличение расходов на социальные нужды;
  • развитие и регулирование рынка ценных бумаг;
  • повышение качества работы государственных финансовых органов.

Функции финансов реализуются  через финансовый механизм, включающий совокупность  организационных форм финансовых отношений  в народном хозяйстве, порядок формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовый механизм  подразделяется на  директивный и  регулирующий.

Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста ВВП и НД – основного источника роста благосостояния. Содержание  финансовой политики  достаточно сложное, т. к.  охватывает  широкий комплекс мероприятий:

  • разработку  общей концепции  финансовой политики, определение  ее основных направлений, целей, главных задач;
  • создание  адекватного финансового механизма;
  • управление  финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

В условиях рыночных отношений применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается  взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами  имущественного и личного страхования и др. 

 

4. Управление финансами.

 

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том  числе финансовой.

Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект  с помощью приемов и методов для достижения  определенного результата.

Управление основано на  знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем, на управление оказывает государство в лице  соответствующих управленческих структур.

Важной областью  управленческой деятельности  является управление финансами. Его осуществляет  специальный аппарат с помощью особых приемов  и методов (экономический и финансовый анализ, экономико-математические методы, автоматизированные системы управления финансами, административные методы), в том числе разнообразных  стимулов и санкций. Управленческие решения по финансам  оформляются  в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.

Однако в нашей стране недооцениваются  такие инструменты и финансовые рычаги управления финансами, как плата за землю, долговременные  нормативы  амортизационных отчислений,  удельные капитальные вложения и др. Слабо  развиваются формы  государственного кредита , применение субвенций, целевых дотаций их бюджета.  Финансовый кризис потребовал разработки и осуществления  новой финансово–кредитной политики, перехода  на принципиально новые методы управления  финансами. Они должны  обеспечить  усиление  государственного воздействия финансов на  развитие реального сектора экономики, способствовать  росту эффективности общественного производства и социальной сферы (банковский сектор, фондовый рынок, инвестиционные институты, рынок страховых услуг и др).  

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"