Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа
1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
С 1990 г. было
покончено с государственной
монополией в страховом деле.
Наряду с государственными
В настоящее время на страховом рынке действуют 700-800 крупных негосударственных страховых компаний, лидируют из них такие, как «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия», «Спасские ворота», «Энергогарант», «АСКО» «МАКС», «Россия» и др.
В). ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) -
различных форм собственности (государственные, муниципальные, частные) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов организаций (предприятий) во многом зависит общее финансовое положение страны. В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов является прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Предприятия свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем, резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
Кроме того, огромную роль в обеспечении экономического роста играют также финансы населения.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства, но, в то же время, имеет самостоятельное значение, является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности (экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения).
Можно сказать, что:
Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. |
Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами, при организации финансов, она определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и финансовой системой, а главная цель финансовых отношений во все времена – это обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса, и, прежде всего, воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития, как отдельного человека, так и общества в целом. Воспроизводственный процесс представляет собой совокупность различных общественных потребностей, степень удовлетворения которых зависит, прежде всего, от финансовых возможностей, т. е. от имеющихся финансовых ресурсов и от финансового потенциала государства. Поэтому второй главной и непреходящей целью финансовых отношений является такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим, государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы
Итак, задачи финансовой политики можно сформулировать следующим образом:
В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:
1. Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов;
2. Концентрация части
финансовых ресурсов в
3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства;
4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики;
5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно-обоснованной фискальной политики;
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно – исторические условия и особенности жизни.
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Анализ применяющейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:
Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т. е. конкретных форм организации финансовых отношений.
Как правило, в составе финансовой политики выделяют относительно самостоятельные бюджетную (внутри которой приобретает относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика бюджетного федерализма) и кредитно – денежную политику государства (т. е. обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы и др.)
Все большее значение в конце 20 в. приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными процессами в сфере международных отношений.
Отказ во 2-й половине 80-х годов от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР. Свидетельством этого кризиса являются огромный дефицит бюджета, нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция, рост внутреннего и внешнего долга государства, наличие большого количества убыточных предприятий, платежный кризис в народном хозяйстве; значительные суммы непроизводительных расходов и потерь, рост незавершенного строительства, кризис платежных отношений государства во внешнеэкономической сфере.
В 1991-1996 г.г. стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.
Основа современной финансовой политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, таможенная финансовая политика РФ направлена на развитие регулируемого рынка.
На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм, основными задачами которого стали:
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста ВВП и НД – основного источника роста благосостояния. Содержание финансовой политики достаточно сложное, т. к. охватывает широкий комплекс мероприятий:
В условиях рыночных отношений применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
4. Управление финансами.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе финансовой.
Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью приемов и методов для достижения определенного результата.
Управление основано на знании
объективных закономерностей
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов (экономический и финансовый анализ, экономико-математические методы, автоматизированные системы управления финансами, административные методы), в том числе разнообразных стимулов и санкций. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.
Однако в нашей стране недооцениваются такие инструменты и финансовые рычаги управления финансами, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и др. Слабо развиваются формы государственного кредита , применение субвенций, целевых дотаций их бюджета. Финансовый кризис потребовал разработки и осуществления новой финансово–кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиление государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы (банковский сектор, фондовый рынок, инвестиционные институты, рынок страховых услуг и др).