Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа
1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством (государственные финансы, финансы организаций (предприятий), фонды страхование, финансы домашних хозяйств).
Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
На современном этапе развития остается острой проблема дальнейшего совершенствования структуры управления финансами, в основе которой должна быть активизация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долгосрочных финансовых нормативов, экономических методов управления. Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельностью субъектов РФ, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.
В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.
Финансовое планирование – выступает важнейшим элементом управления финансами. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы.
Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней.
При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином уровне экономического развития.
В условиях рыночной экономики планирование как функция управления не может охватывать все стороны экономической и социальной деятельности. Оно опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, производимых при их производстве и реализации. Определяющем при этом способе связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рыночный механизм, включающий деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода с элементами планирования результатов производства и обмена.
Прогнозные и плановые расчеты
финансовых показателей базируются
на использовании различных методо
- метод экстраполяции (когда финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений).
- нормативный метод – основан на использовании установленных норм и нормативов.
- метод математического моделиро
- балансовый метод – применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов.
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.
5. Система государственных органов управления финансами и их функции.
Общее (стратегическое) управление финансами в РФ , в соответствии с ее Конституцией, возложено на высшие органы государственной власти – Государственную Думу и Совет Федерации (Федеральное собрание), Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.
Федеральное собрание рассматривает и утверждает федеральный бюджет России, утверждает отчет о его исполнении, рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.
Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
В центральном аппарате
как:
Важное подразделение Министерства финансов - Главное Управление федерального Казначейства РФ, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу РФ и его органы на местах – Инспекции Федеральной налоговой службы РФ (ИФНС), которые обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять
- информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов.
За поступление таможенных пошлин
ответственность несет Федераль
Основные задачи и функции Министерства финансов РФ
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
- выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, государственный долг), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
- организация и
- федерального бюджета на
- разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
- финансовых взаимоотношений
федерального бюджета с
- налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;
- регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
- эмиссии и обращения
- управления государственным долгом и финансовыми актами РФ;
- регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
6. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.
Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:
Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной таможенной службой РФ, Государственными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).
Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти.
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.
Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
В общем и целом, цель государственного финансового контроля - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению - включая стадии планирования, формирования, распределения и использования - государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.