Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа
1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Существуют следующие виды дефицита:
Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято также различать фактический,
структурный и циклический
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.
Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически.
Существует 3 теоретических концепции сбалансированности бюджета:
1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год.
2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу.
3. Концепция функциональных
Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса.
Также необходимо раскрыть понятие бюджетного федерализма как определенного типа межбюджетных отношений.
Под бюджетным федерализмом понимают форму организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. В силу этого в российской экономической системе он является адекватной формой осуществления межбюджетных отношений. Российская система бюджетного федерализма включает в себя следующие элементы:
- два полюса
бюджетных потоков (
- налоговый федерализм как систему федеральных, региональных и местных налогов;
- блок межбюджетных
трансфертов (средств одного
- блок взаимных расчетов;
- блок целевых
бюджетных фондов (Федеральный фонд
финансовой поддержки
Особую подсистему межбюджетных связей составляют связи внутри субъектов Федерации. Здесь межбюджетные потоки циркулируют от бюджета субъекта Федерации (республиканского, областного, краевого, окружного) к местным бюджетам. Этот блок, входя в общую систему межбюджетных отношений, выпадает юридически из отношений бюджетного федерализма, поскольку местные органы не являются субъектами федеративных отношений, а органы местного самоуправления в Российской Федерации по ее Конституции не входят в систему органов государственной власти.
Одним из центральных вопросов бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание. Различаются вертикальное и горизонтальное выравнивания.
Вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между равными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.
Что касается региональных и местных властей, то принцип вертикальной сбалансированности возлагает на них, во-первых, ответственность за финансовое обеспечение закрепленных за ними функций и предоставление населению соответствующих услуг либо непосредственно государственными учреждениями и организациями, либо через частный сектор; во-вторых, обязанность эффективно использовать свои права по сохранению и увеличению собственного доходного потенциала.
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях различных территорий. Такие проявления неравенства регионов рассматриваются в теории бюджетного федерализма как форма проявления социального неравенства, вызываемая территориальным фактором.
Постепенно появляется понятие трансфертов, субвенций, дотаций.
Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.
Субсидия – невозвращаемая сумма бюджетных средств вышестоящего бюджета - нижестоящему для покрытия дефицита.
Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов.
Понятие «трансферты» (бюджетные) означает перевод средств в любой форме в нижестоящие бюджеты, но в России его связывают с исчислением по формуле долей субъектов Федерации в ФФПР. Имелось в виду через механизм трансфертов исключить субъективное влияние как вышестоящих, так и нижестоящих органов власти на результаты определения финансовой помощи территориям.
Заменяя большую часть плановых дотаций нормативно-долевым методом их определения исходя из фактических поступивших средств в федеральный бюджет, ставилась задача учитывать не только инфляционный фактор, но и задействовать стимулирующий фактор, - установить прямую зависимость между наличием средств в ФФПР и размером выделяемых трансфертов субъектам Федерации.
С введением механизма трансфертов у Министерства финансов РФ появилась возможность при ежемесячных перерасчетах производить зачет незаконно оставляемых некоторыми субъектами Федерации в своих бюджетах средств, принадлежащих федеральному бюджету.
В то же время принимается во внимание, что бюджетное регулирование не должно сводиться лишь к трансфертам, определяемым указанным методом. Есть и другие формы такого регулирования. Лишь совершенствуя их в комплексе, можно наиболее полно обеспечить эту функцию.
Наряду с признанием определенных положительных особенностей механизма трансфертов он подвергается критике. Количество дотационных бюджетов увеличилось.
Это приводит к тому, что, несмотря на принимаемые меры по внесению изменений в механизм распределения федеральной поддержки, острота противоречий между центром и субъектами Федерации, как и последних, с органами местного самоуправления по бюджетным вопросам, не снижается.
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма.
Сущность проведенной реформы межбюджетных отношений заключается в разделении уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходов.
Главный ее результат — переход от «мягких» к «жестким» бюджетным ограничениям для каждого уровня бюджетной системы при реальном расширении законодательно установленной бюджетной автономии субнациональных властей.
Для устранения недостатков межбюджетных отношений Правительством РФ была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:
1) упорядочение бюджетного
устройства субъектов РФ (законодательное
закрепление особенностей орган
2) четкое разграничение
расходных полномочий и
3) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий за бюджетами разных уровней, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, законодательное закрепление налогов за региональными и местными бюджетами на постоянной основе;
4) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, четкое закрепление в законе процедур и методик бюджетного выравнивания.
Таким образом,
субъекты Федерации имеют
12. Государственные внебюджетные фонды, их виды и место в финансовой системе страны.
Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу либо социальных слоев населения, либо отдельных отраслей экономики в целях обеспечения их развития.
Контрольная функция проявляется в информировании общества о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессах.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
2. децентрализованные внебюджетные фонды формируют для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и др. задач, к ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
• по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
• для решения отраслевых задач.
Источниками формирования внебюджетных фондов служат:
Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органа ми соответствующих фондов и представляются органами исполни тельной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проекта ми соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Пенсионный фонд РФ создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан.
Средства Фонда формируются за счет следующих источников:
• страховых взносов работодателей;
• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
• ассигнований из федерального бюджета РФ.
• добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Фонда и других поступлений.
До 01.01.2010г. предприятия и организации всех форм собственности были обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 20% размера начисленной заработной платы. Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда, из которых исчисляется пенсия один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда. С 01.01.2012г. внесены изменения 24%.