Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 348.00 Кб (Скачать)
  1. Представительные органы власти.
  2. Исполнительные органы власти.
  3. Банк России.
  4. Главный распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями.
  5. Бюджетополучатель — это организация, созданная для осуществления функций некоммерческою характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
  6. Контрольно-счетные органы.

Бюджетный процесс  включает:

  1. бюджетное прогнозирование;
  2. составление бюджета;
  3. рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
  4. исполнение бюджета в течение бюджетного года;
  5. анализ и контроль исполнения бюджета.

Принципы  бюджетного процесса:

  1. Единство (правовые базы, бюджетная классификация, формы документации).
  2. Самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс.
  3. Использование балансового метода, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, а также в создании финансовых резервов. Этот принцип – главная цель всей финансовой политики страны.

Составление проекта  бюджета

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов по поручению Правительства. Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев до начала планируемого года.

В основу разработки проекта  федерального бюджета закладываются  направления планируемой финансово-бюджетной политики и показатели прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год.

На  первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза.

На  второй стадии федеральными органами исполнительной власти проводится рассмотрение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета  в Министерстве финансов используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов РФ, министерств  и ведомств. Эти материалы сначала рассматриваются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе рассмотрения уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. После этого расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов министерства, а затем направляются в бюджетный департамент. Бюджетный департамент рассматривает представленные расчеты, вносит в них, в случае необходимости, поправки и направляет их на решение руководства Министерства финансов.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей  проекта федерального бюджета и  сопутствующих ему материалов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами  и субъектами РФ бюджетный департамент  Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в  Правительство РФ.

Рассмотрение  и утверждение проекта бюджета

Получив от финансовых органов  проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают  и, при необходимости, вносят поправки и дополнения.

Правительство до 15 августа  года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.

Этапы рассмотрения и утверждения проекта  бюджета:

1. После изучения этих  документов и работы с ними  Правительство вносит на рассмотрение  Государственной Думы, Федерального  Собрания РФ проект федерального  закона о федеральном бюджете  на планируемый год.

2. Получив все документы  и материалы, Совет Государственной  Думы направляет его в Комитет  Государственной Думы по бюджету,  налогам, банкам и финансам  для подготовки заключения о  принятии проекта бюджета к  рассмотрению в Государственной  Думе либо возвращению в правительство на доработку. В случае необходимости доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами представляется в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и вновь рассматривается Советом Государственной Думы.

3. Затем проект федерального  закона о федеральном бюджете  в течение трех дней направляется  Советом Государственной Думы  Президенту РФ, в Совет Федерации,  комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.

4. После рассмотрения  проекта бюджета в комитетах  он с замечаниями и предложениями  депутатов выносится на обсуждение  Государственной Думы, которая может  обсуждать его в трех чтениях (см БК РФ) .

Исполнение  бюджета

Исполнение бюджета  начинается после его утверждения  органом представительной власти. В  финансовых органах готовятся организационный  план, в котором предусматриваются  задачи подразделений каждого финансового  органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета. Она направлена на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. Это документ, содержащий детальные показатели доходов и расходов утвержденного бюджета в соответствия с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Она направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Исполнение  бюджета по расходам.

Финансирование мероприятий, предусмотренных росписью расходов, обеспечивается поэтапно.

1. Утверждение и доведение  бюджетных ассигнований до распорядителей  и получателей бюджетных средств. 

2. Принятие бюджетных  обязательств бюджетополучателями.

З. Подтверждение и  выверка исполнения бюджетных обязательств.

4. Расходы и платежи  по реализованным бюджетным обязательствам.

Казначейское  исполнение федерального бюджета.

Федеральному  казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета — он же единый счет Федерального казначейства — находится в Центральном банке РФ.

1. Исполнение федерального  бюджета по доходам включает:

• перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;

• распределение федеральных  регулирующих налогов;

• возврат излишне  уплаченных сумм доходов;

• учет доходов федерального бюджета.

2. Исполнение расходов  федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.

 

Бюджетный учет и отчетность

В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, а также все операции регистрируются в бюджетном учете. Бюджетный учет организуется и осуществляется финансовыми органами и ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством РФ. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.

Финансовые органы готовят  отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей и представляют их в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета поступает в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты подлежат утверждению высшим исполнительным органом власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.

После утверждения отчетов  об исполнении бюджетов, исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.

 

 

10. Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает влияние на экономику.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.

Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.

Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.

Бюджетные доходы – это выражение экономических отношений, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. Форма выражения этих отношений –  различные виды платежей государству.

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в  бюджет зависят от системы и методов  хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Все доходы государственного бюджета  можно разделить на налоговые и неналоговые (см. БК РФ)

Основными  видами налоговых доходов являются:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины и сборы.

Основные виды неналоговых доходов:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной
  • собственности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и
  • муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Структура расходов бюджета включает в себя текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

Капитальные расходы  – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Правительство любой страны старается сделать так, чтобы расходная статья равнялась доходной. Реально это, разумеется, не так, расходная статья превышает доходную. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом.

Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. 

Начиная с 1990-х годов и вплоть до 2000 года, общее сальдо финансового баланса было отрицательным, т.е. бюджет составлялся с дефицитом. Затем ситуация изменилась в сторону превышения доходной части государственного бюджета над расходной. В 2001 году впервые был достигнут профицит федерального бюджета. Однако с 2008г. государственный бюджет составляется с дефицитом.

Значительный приток средств от реализации топливно-энергетических ресурсов  за 2006-2007г.г. позволил сформировать Стабилизационный фонд, который позволил своевременно решать социально-экономические проблемы в РФ, а также досрочно возвращать внешние долги государства.

Дальнейший рост бюджетных доходов  позволит полностью ликвидировать  задолженность федерального бюджета  перед социальной сферой, дополнительно  профинансировать ряд важных государственных и социальных программ.

Дефицит (профицит) бюджета и условия его образования

Основная причина возникновения  бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов  по сравнению с увеличением бюджетных  расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

  • кризисные явления в экономике;
  • неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта;
  • низкая эффективность общественного производства;
  • резкое снижение налоговых поступлений вследствие изменения экономической конъюнктуры;
  • нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам;
  • резкий, неожиданный рост расходов,  связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями;
  • крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"