Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа
1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Бюджетный процесс включает:
Принципы бюджетного процесса:
Составление проекта бюджета
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов по поручению Правительства. Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев до начала планируемого года.
В основу разработки проекта
федерального бюджета закладываются
направления планируемой финанс
На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза.
На второй стадии федеральными органами исполнительной власти проводится рассмотрение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов РФ, министерств и ведомств. Эти материалы сначала рассматриваются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе рассмотрения уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. После этого расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов министерства, а затем направляются в бюджетный департамент. Бюджетный департамент рассматривает представленные расчеты, вносит в них, в случае необходимости, поправки и направляет их на решение руководства Министерства финансов.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами РФ бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство РФ.
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Получив от финансовых органов
проекты соответствующих
Правительство до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
Этапы рассмотрения и утверждения проекта бюджета:
1. После изучения этих
документов и работы с ними
Правительство вносит на
2. Получив все документы
и материалы, Совет
3. Затем проект федерального
закона о федеральном бюджете
в течение трех дней
4. После рассмотрения
проекта бюджета в комитетах
он с замечаниями и
Исполнение бюджета
Исполнение бюджета
начинается после его утверждения
органом представительной власти. В
финансовых органах готовятся
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. Это документ, содержащий детальные показатели доходов и расходов утвержденного бюджета в соответствия с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Она направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Исполнение бюджета по расходам.
Финансирование мероприятий, предусмотренных росписью расходов, обеспечивается поэтапно.
1. Утверждение и доведение
бюджетных ассигнований до
2. Принятие бюджетных
обязательств
З. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.
4. Расходы и платежи
по реализованным бюджетным
Казначейское исполнение федерального бюджета.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета — он же единый счет Федерального казначейства — находится в Центральном банке РФ.
1. Исполнение федерального бюджета по доходам включает:
• перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;
• распределение федеральных регулирующих налогов;
• возврат излишне уплаченных сумм доходов;
• учет доходов федерального бюджета.
2. Исполнение расходов
федерального бюджета
Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.
Бюджетный учет и отчетность
В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, а также все операции регистрируются в бюджетном учете. Бюджетный учет организуется и осуществляется финансовыми органами и ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.
Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством РФ. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.
Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей и представляют их в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета поступает в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты подлежат утверждению высшим исполнительным органом власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
После утверждения отчетов об исполнении бюджетов, исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.
10. Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает влияние на экономику.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.
Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.
Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.
Бюджетные доходы – это выражение экономических отношений, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. Форма выражения этих отношений – различные виды платежей государству.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые (см. БК РФ)
Основными видами налоговых доходов являются:
Основные виды неналоговых доходов:
Структура расходов бюджета включает в себя текущие и капитальные расходы.
Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.
Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.
Правительство любой страны старается сделать так, чтобы расходная статья равнялась доходной. Реально это, разумеется, не так, расходная статья превышает доходную. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом.
Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.
Начиная с 1990-х годов и вплоть до 2000 года, общее сальдо финансового баланса было отрицательным, т.е. бюджет составлялся с дефицитом. Затем ситуация изменилась в сторону превышения доходной части государственного бюджета над расходной. В 2001 году впервые был достигнут профицит федерального бюджета. Однако с 2008г. государственный бюджет составляется с дефицитом.
Значительный приток средств от реализации топливно-энергетических ресурсов за 2006-2007г.г. позволил сформировать Стабилизационный фонд, который позволил своевременно решать социально-экономические проблемы в РФ, а также досрочно возвращать внешние долги государства.
Дальнейший рост бюджетных доходов позволит полностью ликвидировать задолженность федерального бюджета перед социальной сферой, дополнительно профинансировать ряд важных государственных и социальных программ.
Основная причина