Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 348.00 Кб (Скачать)


Дисциплина  «Финансы» 

 

1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических  проблем России.

 

Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

      Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых  ими товарно-денежных отношений и роль в процессе  общественного воспроизводства определяются  экономическим строем  общества, природой  и функциями государства.

      Как историческая категория, финансы появились одновременно с государством  при расслоении общества на классы. На ранних стадиях развития государства не существовало  разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами  страны, как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением  ее от собственности монарха (16-17 вв), возникают понятия: государственные финансы; государственный бюджет; государственный кредит.

Финансы делятся на:

  • централизованные (государственные);
  • децентрализованные (предприятий)

    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение  завися от того,  какое место  денежные отношения  занимают  в экономических отношениях. Однако  не всякие денежные отношения   выражают  финансовые отношения. Финансы отличаются  от денег,  как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого,  прежде всего,  измеряются затраты труда ассоциируемых производителей, а финансы – экономический инструмент  распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и  использованием  фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов  и фондов  обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием  финансовых ресурсов.

     По своему материальному  содержанию финансы – это целевые  фонды денежных средств, в совокупности  представляющие  финансовые ресурсы страны. Главное  условие роста финансовых  ресурсов  - увеличение национального  дохода. Финансы и финансовые  ресурсы  - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы  сами по себе  не определяют сущности финансов, не раскрывают  их  внутреннего содержания  и общественного назначения.

Хотя финансы относятся  к базисной категории, они во многом зависят от проводимой  правительствами финансовой политики.

Финансы – это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью  осуществляется  вторичное распределение или перераспределение  национального дохода.

Крупные  перераспределительные  процессы  протекают  в сфере  кредитных отношений. Финансы и  кредит – взаимосвязанные категории.  В сочетании они обеспечивают  кругооборот  денежных фондов  предприятий  на расширенной основе. В РФ кредитные ресурсы привлекаются для  покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой  движение  ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные  финансово- кредитные ресурсы.

 Сущность финансов  проявляется в их функциях. Финансы  выполняют 2  основные функции:

  • распределительную
  • контрольную

 Эти функции осуществляются  финансами одновременно. Каждая  финансовая операция  означает  распределение общественного продукта  и национального дохода и контроль  за этим  распределением.

Распределительная функция – проявляется при распределении НД, когда происходит  создание  основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы делятся  на две группы:

1). Зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства;

2). Доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные доходы  еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для  развития приоритетных  отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения  материальных и культурных потребностей.

Необходимо  дальнейшее  распределение  или перераспределение  НД, связанное с  образованием  вторичных (производственных) доходов, к которым относятся: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы  служат для  формирования конечных пропорций  использования НД.

 

Итак, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами  населения


 

     Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит  в развитии  производительных сил, создании рыночных структур  экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения. При этом роль финансов

 

Контрольная функция финансов – проявляется в контроле за распределением  ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важнейших  задач  финансового контроля –  проверка точного соблюдения  законодательства  по финансовым  вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств  перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  проявляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы  осуществляют  финансовый контроль  в процессе  финансового планирования,  при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.  В условиях развития рыночных отношений  направления  контрольной работы, формы и методы  финансового контроля  существенно меняются.

Помимо распределительной  и контрольной функции, финансы  выполняют также  регулирующую  функцию, которая связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе  воспроизводства. Однако на сегодняшний день  регулирующая функция  в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений  финансы также должны выполнять  стабилизационную функцию. Ее содержание  заключается в том, чтобы обеспечить  для всех  хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях (особенно стабильность финансового законодательства).  

 

 Переход к новым  экономическим отношениям – рыночной экономике -  процесс длительный и болезненный. Об этом свидетельствует мировой опыт. Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и бывшими  союзными республиками, переход на новые  производственные отношения, структурная перестройка  экономики, привели к глубокому  экономическому падению  производства.

      О состоянии финансов  страны свидетельствуют данные сводного финансового баланса, составляемого Министерством экономики РФ.  Финансовые  ресурсы страны складываются из трех источников:

  • средства, аккумулируемые  в государственной  бюджетной системе;
  • средства внебюджетных фондов (прежде всего социальных);
  • ресурсы, используемые  самими предприятиями (прибыль, амортизация).

        Финансовые ресурсы используются для финансирования  расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных  средств предприятий.

      Начиная   с 1990-х годов, и до недавнего  времени, общее сальдо  финансового  баланса  было отрицательным.  В настоящее время ситуация  меняется  в лучшую сторону,  но все же финансы  РФ находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается  в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны. В условиях развития рыночных отношений происходит  децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства перераспределяются через внебюджетные социальные фонды (ПФ РФ, ФОМС, ФСС), Одновременно  сократились централизованные  доходы, аккумулируемые  в государственной  бюджетной системе (в условиях командно-административной системы более 70%  концентрировалось  в госбюджете, а в настоящее время около 20%). Резко сократились централизованные  средства на капитальные вложения. Возросли дотации на  продукцию угольной промышленности  и ряда других отраслей. Недостаточные средства направляются на социально-культурные  мероприятия. Развитие внебюджетных фондов ведет к распылению  средств, не дает возможности  маневренного  их использования, концентрации  на приоритетных направлениях  развития экономики, при внебюджетных фондах  ослабляется контроль за  расходованием государственных средств.    

      Роль финансов в становлении и развитии рыночных отношений в России состоит в том, чтобы  остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать  инвестиционную деятельность для обеспечения  структурной перестройки  народного хозяйства, преодолеть  бюджетный дефицит, совершенствовать  систему налогообложения  и все финансовые отношения в целях достижения  финансовой стабилизации.

 

2.  Финансовая система Российской Федерации, ее сферы и звенья.

 

Финансовая  система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются  фонды денежных средств.

В развитых зарубежных странах государственная финансовая  система  включает  следующие звенья   финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • государственный кредит и кредиты  местных  органов власти, а в федеративных  государствах –  и кредиты  членов  федерации;
  • специальные внебюджетные фонды;
  • финансы  государственных корпораций.

В РФ в общей совокупности  финансов, образующих  финансовую систему страны, выделяют следующие крупные сферы:

А).   государственные финансы (федеральные, региональные, местные);

Б).  фонды страхования;

В).  финансы организаций (предприятий);

Каждая из этих сфер имеет  организационную структуру  и складывается из нескольких  звеньев.

Рассмотрим более подробно сферы  и звенья финансовой системы РФ (см. рис.)

 

А) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Государственные финансы представлены такими звеньями, как:

-бюджетная система,

- государственный кредит;

- государственные внебюджетные  фонды

1). Структура бюджетной системы  зависит от государственного устройства:

В унитарных  (единых, слитных) государствах бюджетная система  включает  два звена:

  • государственный бюджет;
  • многочисленные  местные бюджеты  (бюджеты городов, округов, сельских округов и т. д.); Местные бюджеты в унитарных государствах  своими доходами  и расходами не входят  в государственный бюджет.

В федеративных  государствах ( в т.ч. в РФ) бюджетная система состоит из трех уровней:

  • государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;
  • бюджеты членов  федерации (штаты в США, провинции в Канаде, ланды – земли в ФРГ, кантоны в Швейцарии и т. д.);
  • местные бюджеты. Причем , местные бюджеты  своими доходами и расходами не входят в бюджеты  членов федерации, а последние не включаются в государственный  федеральный бюджет.

Бюджетная система РФ  в 1991 году претерпела  кардинальные изменения. В настоящее время она включает три уровня:

  • республиканский (федеральный) бюджет РФ;
  • бюджеты национально-государственных и административно-территориальных  образований (республиканские бюдже6ты  республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Это бюджеты субъектов Федерации;
  • местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют  автономно.  Местные бюджеты  своими доходами и расходами  не входят  в бюджеты территорий, а последние не включаются  в федеральный республиканский бюджет.

Местные (муниципальные) финансы в условиях рыночных отношений совершенствуются, повышается их роль, усиливается самостоятельность, что закрепляется  соответствующими законодательными актами.

Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближена  к структуре бюджетных систем  западных стран.

2). Государственный кредит – это особая  форма кредитных отношений между государством  или местными органами власти и юридическими и физическими лицами , при которых  государство  или местные  органы  власти выступают, главным образом, в качестве заемщика средств.

Для покрытия бюджетного дефицита выпускались государственные  ценные бумаги (в 1993 г. -  ГКО, в 1995 г.- ОФЗ, ОГСС ), что привело к развитию  в РФ рынка ценных бумаг.

 В настоящее время   внутренний долг  России состоит  из государственных ценных бумаг, выпущенных  Министерством финансов  РФ от имени Правительства России, а также в виде  кредитных отношений  с ЦБ РФ. Все виды заимствований являются срочными  и по ним выплачиваются  проценты.

3). Государственные  внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонды обязательного медицинского страхования РФ, которые являются государственными, но автономны от бюджета. Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение – расширить  социальные услуги населению, обеспечить  дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Основными источниками их формирования являются средства организаций (предприятий)  и местных бюджетов. Отчисления  составляют с 01.01.12г. - 30%,   от  их фонда оплаты труда.

Б). ФОНДЫ СТРАХОВАНИЯ -

- занимают в настоящее время довольно значительное место в финансовой системе РФ, т. к. с переходом к рыночной экономике созданы  объективные условия для  активного развития отечественного страхования.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"