Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа
1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Дисциплина «Финансы»
1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Как историческая категория, финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны, как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв), возникают понятия: государственные финансы; государственный бюджет; государственный кредит.
Финансы делятся на:
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение завися от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда ассоциируемых производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения.
Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
Финансы – это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.
Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит – взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В РФ кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.
Кредит представляет
собой движение ссудного фонда,
осуществляемого через
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют 2 основные функции:
Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция – проявляется при распределении НД, когда происходит создание основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы делятся на две группы:
1). Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
2). Доходы предприятий
сферы материального
Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД, связанное с образованием вторичных (производственных) доходов, к которым относятся: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования НД.
Итак, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения |
Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов
Контрольная функция финансов – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция проявляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Помимо распределительной и контрольной функции, финансы выполняют также регулирующую функцию, которая связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
В условиях рыночных отношений финансы также должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях (особенно стабильность финансового законодательства).
Переход к новым
экономическим отношениям – рын
О состоянии финансов страны свидетельствуют данные сводного финансового баланса, составляемого Министерством экономики РФ. Финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:
Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.
Начиная
с 1990-х годов, и до
Роль финансов в становлении и развитии рыночных отношений в России состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.
2. Финансовая система Российской Федерации, ее сферы и звенья.
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:
В РФ в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему страны, выделяют следующие крупные сферы:
А). государственные финансы (федеральные, региональные, местные);
Б). фонды страхования;
В). финансы организаций (предприятий);
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Рассмотрим более подробно сферы и звенья финансовой системы РФ (см. рис.)
А) ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Государственные финансы представлены такими звеньями, как:
-бюджетная система,
- государственный кредит;
- государственные внебюджетные фонды
1). Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства:
В унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная система включает два звена:
В федеративных государствах ( в т.ч. в РФ) бюджетная система состоит из трех уровней:
Бюджетная система РФ в 1991 году претерпела кардинальные изменения. В настоящее время она включает три уровня:
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Местные (муниципальные) финансы в условиях рыночных отношений совершенствуются, повышается их роль, усиливается самостоятельность, что закрепляется соответствующими законодательными актами.
Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
2). Государственный кредит – это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами , при которых государство или местные органы власти выступают, главным образом, в качестве заемщика средств.
Для покрытия бюджетного дефицита выпускались государственные ценные бумаги (в 1993 г. - ГКО, в 1995 г.- ОФЗ, ОГСС ), что привело к развитию в РФ рынка ценных бумаг.
В настоящее время внутренний долг России состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных отношений с ЦБ РФ. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.
3). Государственные внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонды обязательного медицинского страхования РФ, которые являются государственными, но автономны от бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Основными источниками их формирования являются средства организаций (предприятий) и местных бюджетов. Отчисления составляют с 01.01.12г. - 30%, от их фонда оплаты труда.
Б). ФОНДЫ СТРАХОВАНИЯ -
- занимают в настоящее время довольно значительное место в финансовой системе РФ, т. к. с переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития отечественного страхования.