Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
Финансы – это экономические, денежные отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

По информационному  обеспечению различают методы документального и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

    • Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
    • Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
    • Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.
    • Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
    • Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
    • Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Можно выделить следующие принципы финансового контроля.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности  означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию РФ  и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

В развитых странах государственные  органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику.

 

7 Система органов государственного финансового контроля и их функции.

Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Финансовый  контроль со стороны счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из председателя, назначаемого Государственной думой, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная дума и шесть Совет Федерации, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.

Объектом контроля выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Субъектами контроля являются:

  1. Все государственные органы учреждения, федеральные внебюджетные фонды.
  2. Органы местного самоуправления, предприятия, организации банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, использующие средства из федерального бюджета или пользующиеся федеральной собственностью и имеющие налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
  3. Общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, использующие средства из федерального бюджета или пользующиеся федеральной собственностью и имеющие налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Функции Счетной палаты РФ:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  2. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных вне6южетных фондов;
  3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и  иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  4. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение;
  5. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, и в финансово-кредитных учреждениях;
  6. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;
  7. контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Особо выделены полномочия Счетной  палаты по контролю за стоянием государственного внутреннего и внешнего долга  РФ и за использованием кредитных  ресурсов

Финансовый  контроль со стороны Президента РФ.

Он осуществляется в соответствии  с Конституцией РФ путём издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и  освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатур на должность председателя Банка России. Определённые функции финансового контроля выполняет Главное управление Президента РФ. Оно подчиняется непосредственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти. В его функции входит:

  1. Контроль за исполнением указов и распоряжений Президента.
  2. Контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации.
  3. Рассмотрение жалоб и обращение физических и юридических лиц.

Финансовый  контроль со стороны Правительства  РФ.

Правительство РФ контролирует процесс  разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный для координации контроля над государственными средствами. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.

Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ. Его структуру входят следующие управления:

  1. налоговых реформ;
  2. государственных ценных бумаг и финансового рынка;
  3. финансирования программ развития сельского хозяйства;
  4. финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка;
  5. финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии;
  6. финансирования социальной сферы науки;
  7. финансирования обороны, правопорядка и безопасности;
  8. валютно-финансового регулирования;
  9. методологии бухгалтерского учёта и отчетности.

В задачи Министерства финансов входит:

  1. контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов;
  2. организация и составление на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированного бюджета РФ, а также составление проекта федерального бюджета и представление в Правительство РФ;
  3. анализ хода проведения экономической реформы;
  4. регулирование рынка ценных бумаг;
  5. анализ валютно-финансовых проблемы, связанных с международным экономическим сотрудничеством;

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита.

Его задачами являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Функции –заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; за поступлением доходов от федерального имущества. Сотрудники этого департамента проводят документальные ревизии и проверки финансовой деятельности организаций. По результатам ревизий и проверок расходования федеральных средств департамент имеет право вносить министру финансов предложения об ограничении, приостановлении или прекращении финансирования из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета или в случае представления отчетности о расходовании средств.

Федеральное казначейство

Оно осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

Задачи органов Казначейства:

  1. организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ,
  2. регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами,
  3. краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими,
  4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов,
  5. управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ,
  6. подготовка проекта бюджетной классификации и ведение операций по учету Государственной казны.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"