Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:31, контрольная работа
Чистый доход в составе валового внутреннего продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
1. Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов …………………………………………………………………
2. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе………………………………………………………………… 8
3. Задача…………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………… 13
Содержание
ВАРИАНТ № 6
1. Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов …………………………………………………………………3
2. Амортизационный
фонд и его
роль в воспроизводственном
процессе…………………………………………………………
3. Задача………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
1.
Денежные доходы и сбережения
населения в системе
финансовых ресурсов
Чистый доход в составе валового внутреннего продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий по охране природы и т. д. Осуществление этих затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс элементов общественного труда и их расширенного воспроизводства.
Финансовые ресурсы – это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.
Формирование
и использование финансовых ресурсов
тесно связано с уровнем и
динамикой доходов населения, решением
социальных задач. Воздействуя на уровень
и структуру потребления
Финансово-кредитная система оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, с помощью конкретных финансовых и кредитных методов через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения и др., во-вторых, используя средства финансово-кредитной системы посредством перераспределения аккумулируемых доходов. В этих случаях финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной системы на доходы населения является бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются конституцией. Источником для удовлетворения таких потребностей могут быть исключительно общегосударственные бюджетные средства (затраты на просвещение, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование); существуют потребности, которые за счет общегосударственных средств удовлетворяются частично (нормировано). К ним относятся потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, а также некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др. Есть потребности, которые удовлетворяются за счет нецентрализованных специальных фондов, формируемых из средств предприятий и организаций или самих работников и населения. В условиях перехода к рынку все большее значение приобретает направление удовлетворения потребностей.
Бюджетные средства используются либо в форме ассигнований, либо в форме дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие бесплатно или в льготном порядке услуги населению (просвещение, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).
В бюджете 1992 г. доля возмещения разницы в ценах составила 27,3 % от всех расходов, направленных на финансирование городского хозяйства. Для того чтобы смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения, которая выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горючее, снижение налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий, выплата компенсаций за счет пенсионного фонда и др.
Большое воздействие на доходы населения оказывает кредитная система. Предоставление ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают, несмотря на то, что кредитные отношения между государством и населением носят возвратный характер. В условиях инфляции задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов.
Вместе с тем следует признать, что процесс перехода к рынку в Республике Беларусь происходит болезненно и социально незащищенная часть населения испытывает существенные трудности (пенсионеры, студенты, низкооплачиваемые категории населения).
В
финансовом обеспечении всего
Сбережения населения – часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов.
Рациональные мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы: стремление обеспечить себя в будущем, например после выхода сберегателя на пенсию; создание дополнительных средств для жизни детей, родственников и др.; образование резерва для непредвиденных потребностей и т. п. Сбережения населения первой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций Государственных займов, в меньшей мере – заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций Государственного займа.
Особой формой сбережений в современных условиях является сертификат как особый вид облигаций Государственного займа, размещаемый среди мелких и средних держателей. Сертификат может выступать в качестве свидетельства об участии в займе и на право получения облигаций. В нашей республике сертификат получает развитие как письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, удостоверяющее право на получение депозита и размера причитающегося процента.
Своеобразной формой обязанностей является акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. Физическое или юридическое лицо может быть участником создания уставного фонда совместного предприятия, внося очередную сумму в этот фонд. Доход, полученный по результатам совместной деятельности, распределяется между учредителями этого предприятия в соответствии с принятым уставом.
Нынешний этап развития нашего общества характеризуется ухудшением материального положения отдельных слоев населения, неуверенностью в завтрашнем дне, инфляцией и постоянным ростом цен. Это вынуждает население искать другие формы сбережения, вкладывать средства в недвижимость, в банки под процент, превышающий рост инфляции, в краткосрочные мероприятия.
Личным
сбережениям населения придана
определенная специфика, позволяющая
утверждать, что прирост их правильно
использован для финансирования
инвестиционных расходов в рамках государственного
бюджета. Проектируемая величина прироста
сбережений населения может
2.
Амортизационный фонд
и его роль в воспроизводственном
процессе
Второй по величине источник формирования децентрализованных финансовых ресурсов – амортизационные отчисления – образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Учитывая долговременный характер замещения изношенных основных фондов, амортизационные отчисления в отличие от других элементов финансовых ресурсов несут в большей мере функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через долговременный период, то и замещение их происходит на принципиально новой технической основе (амортизационный фонд выступает не как источник простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно). Амортизационные отчисления совместно с другим основным источником, частью чистого дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий, что соответствует сложившейся практике использования средств амортизационного фонда. В результате долговременного характера замещения основных фондов происходит отрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Безусловно, в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.
Амортизационный фонд – это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов; амортизационный фонд имеет двойственную экономическую природу, т. е. одновременно обслуживает процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам амортизации, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт и ее использованию для замены в натуре.
Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.
В большинстве развитых стран мира используется линейный (равномерный) способ начисления амортизации в течение всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран допускается и поощряется ускоренная амортизация, так как под влиянием научно-технического прогресса ускоряются темпы морального износа фондов во всех отраслях, причем наиболее быстро этот процесс происходит в сферах, приносящих монополиям наивысшие прибыли: военных, авиакосмических, радиоэлектронных, химических и других отраслях, определяющих экономический рост. Стремление фирм и монополий использовать амортизационный фонд в качестве дополнительного источника накопления определило следующие основные тенденции. Прежде всего наблюдается тенденция сокращения сроков амортизации. Эти сроки устанавливаются в законодательном порядке. Например, в обрабатывающей промышленности США средний срок финансирования оборудования сократился с 10 лет в 1962 г. до 10 – 11 лет в 1989 г., а в отдельных отраслях промышленности: в авиаракетной – соответственно с 15 до 6 – 7 лет, в цветной металлургии – с 23 до 11 лет, в судостроении – с 24 до 9 – 10 лет.