Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Оглавление

1. Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов …………………………………………………………………
2. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе………………………………………………………………… 8
3. Задача…………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………………… 13

Файлы: 1 файл

КР по финансам.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

Содержание 

ВАРИАНТ № 6 

    1. Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов …………………………………………………………………3

    2. Амортизационный    фонд    и    его    роль    в    воспроизводственном  процессе…………………………………………………………………  8

    3. Задача…………………………………………………………………….12

    Литература………………………………………………………………… 13

 

1. Денежные доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов 

     Чистый  доход в составе валового внутреннего  продукта (ВВП) является основным источником формирования финансовых ресурсов. Исходя из распределения и перераспределения части ВВП, создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов денежные фонды направляются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий по охране природы и т. д. Осуществление этих затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс элементов общественного труда и их расширенного воспроизводства.

     Финансовые  ресурсы – это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.

     Формирование  и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и  динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень  и структуру потребления населения  через систему специфических  финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются прежде всего методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных членов общества и для оказания различных видов экономической помощи населению.

     Финансово-кредитная  система оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, с помощью конкретных финансовых и кредитных методов через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения и др., во-вторых, используя средства финансово-кредитной системы посредством перераспределения аккумулируемых доходов. В этих случаях финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной системы на доходы населения является бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются конституцией. Источником для удовлетворения таких потребностей могут быть исключительно общегосударственные бюджетные средства (затраты на просвещение, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование); существуют потребности, которые за счет общегосударственных средств удовлетворяются частично (нормировано). К ним относятся потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, а также некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др. Есть потребности, которые удовлетворяются за счет нецентрализованных специальных фондов, формируемых из средств предприятий и организаций или самих работников и населения. В условиях перехода к рынку все большее значение приобретает направление удовлетворения потребностей.

     Бюджетные средства используются либо в форме  ассигнований, либо в форме дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие бесплатно или в льготном порядке услуги населению (просвещение, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).

     В бюджете 1992 г. доля возмещения разницы в ценах составила 27,3 % от всех расходов, направленных на финансирование городского хозяйства. Для того чтобы смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения, которая выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горючее, снижение налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий, выплата компенсаций за счет пенсионного фонда и др.

     Большое воздействие на доходы населения  оказывает кредитная система. Предоставление ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают, несмотря на то, что кредитные отношения между государством и населением носят возвратный характер. В условиях инфляции задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов.

     Вместе  с тем следует признать, что  процесс перехода к рынку в  Республике Беларусь происходит болезненно и социально незащищенная часть  населения испытывает существенные трудности (пенсионеры, студенты, низкооплачиваемые категории населения).

     В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса существенное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов.

     Сбережения  населения – часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов.

     Рациональные  мотивы образования сбережений населения  можно подразделить на три группы: стремление обеспечить себя в будущем, например после выхода сберегателя  на пенсию; создание дополнительных средств  для жизни детей, родственников  и др.; образование резерва для  непредвиденных потребностей и т. п. Сбережения населения первой группы обычно имеют форму вкладов в  сбербанки, облигаций Государственных  займов, в меньшей мере – заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций Государственного займа.

     Особой  формой сбережений в современных  условиях является сертификат как особый вид облигаций Государственного займа, размещаемый среди мелких и средних держателей. Сертификат может выступать в качестве свидетельства об участии в займе и на право получения облигаций. В нашей республике сертификат получает развитие как письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, удостоверяющее право на получение депозита и размера причитающегося процента.

     Своеобразной  формой обязанностей является акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда. Физическое или юридическое лицо может быть участником создания уставного фонда совместного предприятия, внося очередную сумму в этот фонд. Доход, полученный по результатам совместной деятельности, распределяется между учредителями этого предприятия в соответствии с принятым уставом.

     Нынешний  этап развития нашего общества характеризуется  ухудшением материального положения  отдельных слоев населения, неуверенностью в завтрашнем дне, инфляцией и  постоянным ростом цен. Это вынуждает население искать другие формы сбережения, вкладывать средства в недвижимость, в банки под процент, превышающий рост инфляции, в краткосрочные мероприятия.

     Личным  сбережениям населения придана  определенная специфика, позволяющая  утверждать, что прирост их правильно  использован для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться  как один из источников финансовых ресурсов государства, что не противоречит возвратному характеру каждого  вклада в страховую компанию и т. д. В качестве источника финансовых ресурсов государства выступают размещаемые среди населения Государственные займы и акции создаваемых государством акционерных предприятий.

 

2. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе 

     Второй  по величине источник формирования децентрализованных финансовых ресурсов – амортизационные отчисления – образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Учитывая долговременный характер замещения изношенных основных фондов, амортизационные отчисления в отличие от других элементов финансовых ресурсов несут в большей мере функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через долговременный период, то и замещение их происходит на принципиально новой технической основе (амортизационный фонд выступает не как источник простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно). Амортизационные отчисления совместно с другим основным источником, частью чистого дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий, что соответствует сложившейся практике использования средств амортизационного фонда. В результате долговременного характера замещения основных фондов происходит отрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Безусловно, в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

     Амортизационный фонд – это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов; амортизационный фонд имеет двойственную экономическую природу, т. е. одновременно обслуживает процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства. Двойственность амортизационного фонда, создаваемого путем периодических амортизационных отчислений по установленным нормам амортизации, обусловлена особенностями амортизации как экономической категории. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный характер, а расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт и ее использованию для замены в натуре.

     Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации  и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом  основных фондов. Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт  части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства.

     В большинстве развитых стран мира используется линейный (равномерный) способ начисления амортизации в течение  всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран допускается  и поощряется ускоренная амортизация, так как под влиянием научно-технического прогресса ускоряются темпы морального износа фондов во всех отраслях, причем наиболее быстро этот процесс происходит в сферах, приносящих монополиям наивысшие прибыли: военных, авиакосмических, радиоэлектронных, химических и других отраслях, определяющих экономический рост. Стремление фирм и монополий использовать амортизационный фонд в качестве дополнительного источника накопления определило следующие основные тенденции. Прежде всего наблюдается тенденция сокращения сроков амортизации. Эти сроки устанавливаются в законодательном порядке. Например, в обрабатывающей промышленности США средний срок финансирования оборудования сократился с 10 лет в 1962 г. до 10 – 11 лет в 1989 г., а в отдельных отраслях промышленности: в авиаракетной – соответственно с 15 до 6 – 7 лет, в цветной металлургии – с 23 до 11 лет, в судостроении – с 24 до 9 – 10 лет.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"