Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:12, курсовая работа
Разработка регулярных производственных и финансовых планов является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Планирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Оперативное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом казахстанских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА МИКРОУРОВНЕ………………………………………………..………...5
1.1. Сущность, значение и задачи финансового планирования…………….………….5
1.2. Виды финансовых планов и методы их разработки………………………………7
1.3 Организация финансового планирования………………………………………….11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ…………...14
2.1 Экономическая характеристика предприятия…………………………………….14
2.2 Методы финансового планирования на предприятии на примере
ТОО «Строй-Плюс»………………………………………………………………….17
2.3 Анализ финансового планирования на предприятии на примере
ТОО «Строй-плюс»………………………………………………………………....21
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАНИРОВАНИЯ……………………..32
3.1 Проблемы и улучшения состояния планирования на предприятии…………………………………………………………………………...…32
3.2 Совершенствования финансового планирования на предприятии………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изменения к 2009, % | Изменения к 2011, % | ||
абсол. | % | абсол. | % | ||||
Объем строительно-монтажных работ, тыс. тенге | 169802 | 175268 | 191490 | 21688 | 112,77 | 16222 | 109,26 |
Полная себестоимость, тыс. тенге | 158859 | 175268 | 180575 | 21716 | 113,67 | 5307,1 | 103,03 |
Прибыль, тыс. тенге | 26189 | 32939 | 36974 | 10785 | 141,18 | 4035 | 112,25 |
Рентабельность строительно-монтажных работ | 15,42 | 18,79 | 19,3 | 3,88 | 125,16 | 0,51 | 102,71 |
Рентабельность производственной деятельности | 16,49 | 18,79 | 20,48 | 3,99 | 124,2 | 1,68 | 108,99 |
Основными конкурентами ТОО «Строй плюс» являются: ТОО «БК-Промстрой», ТОО «БК-Строй», основной деятельностью которых является строительно-монтажные работы.
К основным конкурентным преимуществам, способствующим успехам ТОО «Строй плюс» можно отнести: использование гибких схем расчетов с потребителями и поставщиками; хорошую кредитную историю, позволяющую получать банковские кредиты. Немалую роль в успешном функционировании фирмы играют технологии работы с персоналом и в первую очередь использование современных мотивационных систем, заинтересовывающих работников в максимальной реализации своих творческих и интеллектуальных способностей.
2.2 Методы финансового планирования на предприятии на примере ТОО «Строй-Плюс»
Планирование прибыли - это составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчётов прибыли служит прогнозируемый объём продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы от объёма продаж. Однако этот объём может ограничиваться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно объём продаж является отправной точкой для планирования. После определения объёма продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.
Важным моментом в планировании прибыли является учёт трудовых затрат. С учётом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их ещё называют расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок.
Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объёма производства.
В результате проведённых расчётов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учётом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынке сбыта.
На основании этих расчётов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.
Приведённый метод планирования прибыли носит название метод прямого счёта. В основе её лежит поассортиментный расчёт прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупнённый расчёт по позициям плана.
Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода.
Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объёмом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объём выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяется с учётом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно – постоянные и условно- переменные и расчёте маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитываются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитываются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности – это такой объём выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.
После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объём реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно- переменных затрат на финансовый результат при изменении объёма производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объёма продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.
Планирование прибыли в ТОО «Строй плюс»:
Выручка от реализации продукции составила на данном предприятии за 2011 год 500 млн. тенге, условно-переменные затраты - 250 млн. тенге, условно-постоянные затраты – 100 млн. тенге Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага.
Точка безубыточности и эффект операционного рычага на 2011 г.(тыс. тенге)
Показатель | Сумма | Процент |
Выручка от реализации | 500 | 100 % |
Переменные затраты | 250 | 50% |
Маржинальная прибыль | 250 | 50% |
Постоянные затраты | 100 |
|
Финансовый результат (прибыль)
| 150 |
|
Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации, применив формулу:
Ро = (По : Стп) *100%
где:
По – ожидаемая прибыль (расчёт прибыли ведётся в конце базисного года, когда точный);
Сст – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
250 : 500 * 100% = 50%
Точа безубыточности в данном случае будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:
100 : 50% * 100% = 200 млн. тенге
Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. В данном примере сила воздействия операционного рычага будет равна:
250 : 150 = 1,67
Другими словами, любое изменение выручки влечёт за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%, в этом случае прибыль возрастёт на 16,7%. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастёт, что влечёт за собой серьёзное снижение прибыли. В данном примере уменьшение реализации на 5% повлечёт за собой снижение прибыли на 8,35% (5 *1,67).
Метод воздействия операционного рычага широко используется в планировании прибыли в современных условиях.
2.3 Анализ финансового планирования на предприятии на примере ТОО «Строй-плюс»
Финансовый план ТОО «Строй-плюс» будет приведен в форме баланса доходов и расходов. Для его составления необходимо определить:
- сумму балансовой и налогооблагаемой прибыли предприятия;
- размер платежей в бюджет;
- размер прибыли, что остаётся в распоряжении предприятия, направленную в финансовый резерв, фонд дивидендов и др.;
- амортизационный фонд предприятия, что есть одним из основных источников формирования фонда производственного и социального развития и затрачивается на полное обновление основных производственных фондов и финансирование капитальных вложений;
- другие плановые доходы и затраты предприятия.
Произведенные расчёты будут сведены в таблицы, цифры в которых будут приведены в тыс. тенге с одним знаком после запятой. Исходные данные в таблице 3 будут приведены в млн. тенге (СМР – строительно монтажные работы).
Расчёт плановой суммы прибыли и её распределение.
Объём строительной продукции, который сдаваться заказчику по законченным зданиям, пусковым комплексам и объектам, подготовленным к выпуску продукции, и предоставленных услуг, определяется, исходя из следующих условий: