Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. ланированию

Файлы: 1 файл

курсач кудрявому.docx

— 97.03 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Финансы занимают особое место в  экономических отношениях. Их специфика  проявляется в том, что они  всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование  различных видов доходов и  накоплений субъектов хозяйственной  деятельности сферы материального  производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы  предприятий, будучи частью общей системы  финансовых отношений, отражают процесс  образования, распределения и использования  доходов на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства и  тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

В современных условиях рыночных отношений  возникает объективная необходимость  финансового планирования. Без финансового  планирования невозможно добиться настоящих  результатов на рынке. Финансовое планирование напрямую связано с планированием  производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости  продукции. Планирование финансовых показателей  позволяет находить внутренние резервы  предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера  прибыли и других финансовых показателей  возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия  для эффективного использования  производственных мощностей, повышения  качества продукции. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению  развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению  эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:  воплощает  стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными  в производственном плане экономические  пропорции развития;                                   предоставляет возможность определения  жизнеспособности проекта предприятия  в условиях реальной рыночной конкуренции; служит очень важным инструментом получения  финансовой поддержки от внешних  инвесторов.

Планирование помогает предотвращать  ошибочные действия в области  финансов, а также уменьшает число  неиспользованных возможностей.

Очевидно, что финансовое планирование требует специальных навыков. Данная курсовая работа посвящена рассмотрению финансового планирования на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и принципы финансового планирования

 

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основная цель внутрипроизводственного  финансового планирования – определение  возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования  величины денежных потоков, формируемых  за счет собственных, заемных и привлеченных источников.

Исходя из этого основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

    • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
    • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
    • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
    • установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
    • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
    • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Значение финансового планирования состоит в том, что в его  процессе выработанные стратегические цели воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.; устанавливаются  стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении; определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия; оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной  финансовой стратегии.

Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации  финансов, но имеют и свои особенности.

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможным в рамках вертикального единства фирмы.

2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла.

5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).

6. Принцип обеспечения платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

7. Принцип предельной рентабельности – при планировании инвестиций следует выбирать те проекты, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

8. Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков; при этом особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Ключевыми понятиями процесса финансового  планирования в организации являются:

1. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий формирование и использование финансовых ресурсов на плановый период.

2. Бюджет – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в ресурсах в рамках до одного года с поквартальной и помесячной разбивкой. В практике управления используются два основных вида бюджетов: операционные и финансовые.

3. Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

 

2.Методы финансового планирования 

 

Планирование финансовых показателей  осуществляется посредством определенных методов, т. е. конкретных способов и приемов расчетов показателей. Среди известных методов планирования можно выделить следующие:

    • нормативный;
    • расчетно-аналитический;
    • балансовый;
    • оптимизации плановых решений;
    • экономико-математические;
    • бюджетного планирования.

2.1 Нормативный  метод

 

Сущность и содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

1. федеральные нормативы. Они являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и предприятий. К ним относятся ставки федеральных налогов; ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование; ставки рефинансирования коммерческих банков, утвержденных Банком России, и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в Центральном банке России; минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ открытого и закрытого типа и др.;

2. нормативы отдельных субъектов Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных образований) действуют в отдельных регионах Российской Федерации. К ним относятся ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и т. д.;

3. отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества и т. п.). Эти нормативы включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению и др.;

4. нормативы предприятия – это нормативы, разрабатываемые непосредственно предприятием и используемые им для регулирования производственно-торгового процесса и финансовой деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах; нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия; нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли; норматив отчисления в ремонтный фонд и др.

Как уже было сказано выше, процесс  разработки нормативов внутри предприятия  является достаточно трудоемким. Однако создание нормативной базы, являющейся основой рационального планирования и бюджетирования, обеспечит эффективную  работу предприятия. В связи с  этим на предприятии рекомендуется  разрабатывать группы нормативных  показателей, на основе которых, в свою очередь, будет составляться обоснованный план прибыли и реализации, бюджет денежных поступлений и платежей по компании, а также отдельным  входящим в нее подразделениям.

Среди основных можно выделить следующие  группы нормативов.

Главным нормативом любой компании является норма прибыли на инвестированный капитал. Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющих ее показателей – объема продаж и суммы издержек.

Продажные цены со скидками, находящиеся под постоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролирует рынок.

Третья группа нормативных характеристик, которые должны быть основой организации  труда и заработной платы, обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции.

Четвертая группа нормативных показателей  связана с установлением оптимального уровня складских запасов. В первую очередь это касается запасов сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования, объемами реализации и сроками поставки.

Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность управления денежными  потоками. Еженедельные и ежемесячные  нормативы денежных остатков обеспечивают контроль за финансовой деятельностью  подразделений и компании в целом. Важным показателем здесь также  является предельный размер дебиторской  задолженности по каждому покупателю.

2.2 Расчетно-аналитический метод

 

Сущность и содержание расчетно-аналитического метода планирования показателей заключается  в том, что на основе анализа достигнутой  величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения  в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических  нормативов, а взаимосвязь показателей  может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы  прибыли и доходов, прогнозировании  динамики активов и пассивов и  др. Разновидностями расчетно-аналитических  методов являются рассмотренные  в теме 3 аналитических метода планирования прибыли, а также метод составления  бухгалтерской отчетности на основе «процента от продаж».

Сущность метода процента от реализации заключается в решении двуединой  задачи:

1. на основе запланированного роста объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж;

2. на основе полученных финансовых параметров составить сбалансированные форматы прогнозной информации:

Информация о работе Финансовое планирование