Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. ланированию
Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия; кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.
Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях – нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются:
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. п.
В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.
Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.
Информационной базой
Процесс составления платежного календаря можно разделить на пять этапов:
1. выбор периода планирования; как правило, это квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);
2. расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);
3. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;
4. определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
5. подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.
Превышение планируемых
Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
На многих предприятиях наряду с
платежным календарем составляется
налоговый календарь, в котором
указывается, когда и какие налоги
в соответствии с законодательством
должно уплатить предприятие, что позволяет
избежать просрочек и санкций. Некоторые
предприятия разрабатывают
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
Исходные данные для составления кассового плана:
Кассовый план необходим не только предприятию, но и банку, обслуживающему предприятие, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Бюджет – это смета доходов
и расходов фирмы. Составление бюджетов
является неотъемлемой элементом общего
процесса планирования, а не только
его финансовой части. Механизм бюджетного
планирования доходов и расходов
целесообразно внедрять для обеспечения
экономии денежных средств, большей
оперативности в управлении этими
средствами, снижения непроизводительных
расходов и потерь, а также для
повышения достоверности
Для организации эффективной
Таким образом, в широком смысле
бюджетирование можно понимать как
систему тотального планирования и
контроля целей, потенциала, мероприятий
и ресурсов, необходимых для их
достижения. Бюджетирование является
инструментом достижения более высоких
результатов деятельности организации
посредством повышения
Роль и место бюджетирования
в общей системе финансового
планирования достаточно полно характеризуются
функциями системы
Можно выделить шесть основных принципов бюджетирования:
1. Согласование целей, требующее, чтобы процесс бюджетирования начинался «снизу вверх», так как нижестоящие руководители лучше владеют ситуацией на рынке и со своей стороны обеспечат реализуемость бюджетных величин. Далее, после согласования бюджетных планов с вышестоящими руководителями, обеспечивающим соответствие целям предприятия, процесс меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз».
2. Соподчиненность, предполагающая, что каждое подразделение предприятия планирует и отвечает только за те показатели, на которые оказывает влияние.
3. Ответственность, предусматривающая передачу каждому подразделению функции контроля за исполнением своей части бюджета вместе с полномочиями осуществлять при необходимости координирующие мероприятия.
4. Постоянство целей, предполагающее, что установленные базовые величины принципиально не меняются в течение планируемого периода.
5. Последовательность, которая предполагает, что бюджет формируется в соответствии с учетной политикой предприятия, применяемой последовательно от одного отчетного периода к другому.
6. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету, предусматривающее формирование бюджетных таблиц таким образом, чтобы прогнозные данные были идентичны сведениям, находящим отражение в бухгалтерских проводках, что позволит не только значительно облегчить процесс составления бюджета, но и достаточно оперативно осуществлять анализ его выполнения, не создавая при этом дополнительных информационных потоков.
Таким образом, современное внутрифирменное планирование и управление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные и оптимальные.
4.1 Структура финансового плана
Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.