Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. ланированию

Файлы: 1 файл

курсач кудрявому.docx

— 97.03 Кб (Скачать)

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии  отводится анализу факторов внешней  среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия; кроме этого, особое внимание отводится  учету факторов риска.

Формирование стратегических целей  финансовой деятельности предприятия  является следующим этапом стратегического  планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости  предприятия. Система стратегических целей предприятия должна формироваться  четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях  – нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются:

    • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
    • минимальная доля собственного капитала;
    • коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;
    • соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и др.

На основе финансовой стратегии  определяется финансовая политика предприятия  по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются  «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности  их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия  является оценка эффективности разработанной  стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей. Прогнозирование базируется на обобщении  и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных  вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

3.2 Оперативное финансовое планирование

 

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное  планирование, которое дополняет  текущее. Это связано с тем, что  финансирование плановых мероприятий  должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует  эффективного контроля за формированием  и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана  и расчет потребности в краткосрочном  кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

    • организация временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
    • формирование информационной базы о движении денежных потоков;
    • ежедневный учет изменений в информационной базе;
    • анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
    • расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное привлечение заемных средств;
    • расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;
    • анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь  составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки  и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет  выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие  мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Информационной базой платежного календаря служат:

    • план реализации продукции;
    • смета затрат на производство;
    • план капитальных вложений;
    • выписки по счетам предприятия и приложения к ним;
    • договора;
    • внутренние приказы;
    • график выплаты заработной платы;
    • счета-фактуры;
    • установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря  можно разделить на пять этапов:

1. выбор периода планирования; как правило, это квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);

2. расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);

3. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;

4. определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;

5. подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

    • перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период;
    • ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;
    • принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени  говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях наряду с  платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором  указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством  должно уплатить предприятие, что позволяет  избежать просрочек и санкций. Некоторые  предприятия разрабатывают платежные  календари по отдельным видам  движения денежных средств, например платежный  календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т. п.

Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Исходные данные для составления  кассового плана:

    • предполагаемые выплаты по фонду заработной платы в части денежных средств;
    • информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
    • сведения о командировочных расходах;
    • сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план необходим не только предприятию, но и банку, обслуживающему предприятие, чтобы составить сводный  кассовый план на обслуживание своих  клиентов в установленные сроки.

3.3 Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

 

Бюджет – это смета доходов  и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемой элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения  экономии денежных средств, большей  оперативности в управлении этими  средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для  повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности предприятия приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)». Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Таким образом, в широком смысле бюджетирование можно понимать как  систему тотального планирования и  контроля целей, потенциала, мероприятий  и ресурсов, необходимых для их достижения. Бюджетирование является инструментом достижения более высоких  результатов деятельности организации  посредством повышения эффективности  процессов управления. И главный  смысл бюджетирования сводится к  повышению финансово-экономической  эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации  усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного  результата.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового  планирования достаточно полно характеризуются  функциями системы бюджетирования:

    • постановка плановых финансово-экономических целей;
    • контроль достижения плановых целей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;
    • анализ причин, вызвавших отклонения, и последующая корректировка планов.

Можно выделить шесть основных принципов  бюджетирования:

1. Согласование целей, требующее, чтобы процесс бюджетирования начинался «снизу вверх», так как нижестоящие руководители лучше владеют ситуацией на рынке и со своей стороны обеспечат реализуемость бюджетных величин. Далее, после согласования бюджетных планов с вышестоящими руководителями, обеспечивающим соответствие целям предприятия, процесс меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз».

2. Соподчиненность, предполагающая, что каждое подразделение предприятия планирует и отвечает только за те показатели, на которые оказывает влияние.

3. Ответственность, предусматривающая передачу каждому подразделению функции контроля за исполнением своей части бюджета вместе с полномочиями осуществлять при необходимости координирующие мероприятия.

4. Постоянство целей, предполагающее, что установленные базовые величины принципиально не меняются в течение планируемого периода.

5. Последовательность, которая предполагает, что бюджет формируется в соответствии с учетной политикой предприятия, применяемой последовательно от одного отчетного периода к другому.

6. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету, предусматривающее формирование бюджетных таблиц таким образом, чтобы прогнозные данные были идентичны сведениям, находящим отражение в бухгалтерских проводках, что позволит не только значительно облегчить процесс составления бюджета, но и достаточно оперативно осуществлять анализ его выполнения, не создавая при этом дополнительных информационных потоков.

Таким образом, современное внутрифирменное  планирование и управление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными  принципами действия, позволяющие разрабатывать  сбалансированные и оптимальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы составления финансового плана на предприятии

 

4.1 Структура финансового плана

 

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому  разработка финансового плана тесно  связана со всеми разделами бизнес-плана  и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.

1. Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление  о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется  составлять такой прогноз на три  года вперед с разбивкой по годам:

  • первый год — данные приводятся помесячно
  • второй год — данные приводятся поквартально
  • третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
  • 2. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность  предприятия при реализации данного  проекта. Полученная таким образом  информация служит основой для определения  общей стоимости всего проекта.

Информация о работе Финансовое планирование