Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучений теоретических аспектов финансового планирования, в том числе стратегического и тактического, основ системы бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Сущность и основные принципы финансового планирования 5
1.1. Стратегическое планирование 6
1.2. Бизнес-план 7
1.3. Бюджетное планирование 8
Глава 2. Технология бюджетирования 13
2.1. Формирование бюджетов 13
2.2. Анализ и контроль за выполнением бюджета 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

Глава 1 Сущность и основные принципы финансового планирования  5

1.1. Стратегическое планирование        6

1.2. Бизнес-план           7

1.3. Бюджетное  планирование        8

Глава 2. Технология бюджетирования       13

2.1. Формирование бюджетов        13

2.2. Анализ и  контроль за выполнением бюджета     18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           19

Список  использованной литературы       20

 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях развивающихся рыночных отношений  в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

     В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

     Кроме того, существующие форма и содержание плановой информации, а также оперативность  предоставления часто не позволяют использовать ее для целей управления.

     Нечеткие  цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать  оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.

     Особенно  следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный  механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется  на основе полной себестоимости и  заданного процента рентабельности.

     Выходом из такого положения в условиях рынка  является организации на предприятии  системы финансового планирования. Прежде всего, именно финансовый план дает четкое понимание и возможность  анализа различных вариантов  достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.). Начав планировать, руководители, как правило, начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты. Точность планирования при этом повышается.

     Планирование  и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как  основного инструмента гибкого  управления предприятием, обеспечивающего  точной, полной и своевременной информацией  высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

     Бюджет  представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

     Целью данной работы является изучений теоретических  аспектов финансового планирования, в том числе стратегического  и тактического, основ системы  бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.

     Следует отметить, что в России тема бюджетирования как метода управления финансовой деятельностью  предприятия недостаточно широко изучена и освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в работах, помещенных на страницах журналов и газет.

 

Глава 1 Сущность и основные принципы финансового планирования

     Планирование  является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование - не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный открыть любую дверь. Однако серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.

     Сегодня, пройдя этап отвержения прошлых достижений, многие столкнулись с проблемой, когда вопросы планирования встают на повестке дня как наиболее важные, от которых зависит дальнейшее успешное развитие предприятия. Этап «вхождения» в рыночную экономику требовал принятия быстрых, безотлагательных мер, когда краткосрочное, а тем более долгосрочное планирование не имело смысла. Цель во многом определялась достижением максимума прибыльности при минимальных издержках. По мере развития рынка стало очевидным, что для успешного продвижения и стабильности необходимы стратегия развития, наличие планов, ясное понимание целей и задач.

       Образовавшийся вакуум инструментов планирования каждое предприятие заполняло по своему видению вопроса, многообразие методов привело к тому, что общепринятые методы до сих пор не выработаны.

     Стратегическое  планирование является одним из видов  управленческой деятельности, направленной на:

  • Совершенствование инвестиционной политики предприятия;
  • Адаптацию предприятия к внешней среде;
  • Организацию координации подразделений предприятия
  • Прогнозирование развития предприятия.

     Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс определения будущих  действий по формированию и использованию  финансовых ресурсов. Оно обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов предприятия. Цель данного вида планирования в обеспечении производственного процесса финансовыми ресурсами, соответствующего объема и структуры.

Основными задачами финансового планирования являются:

  • определение объекта планирования;
  • разработка системы финансовых планов с выделением оперативных административных, и стратегических планов;
  • расчет необходимых финансовых ресурсов;
  • расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
  • прогноз доходов и расходов предприятия.

     Процесс планирования на предприятии, как правило, имеет многоуровневую систему. Подробный анализ каждого звена представлен ниже.

1.1 Стратегическое планирование

     Стратегическое  планирование является основой любой системы планирования. Без четкого понимания целей и задач, поставленных перед предприятием в целом и перед отдельными его работниками, трудно проводить оценку и анализ деятельности предприятия.

     Осуществляя стратегическое планирование руководство  предприятием должно осознавать, что для его успешного решения иногда необходимы новые методы и способы мышления. Поддержка новых начинаний может обеспечить предприятию более высокий уровень составления планов и как результат увеличение эффективности всего планирования. Сотрудники должны знать, что любое их предложение будет рассмотрено, а инициатива поддержана.

     Стратегическое  планирование представляет собой систему  действий и решений, предпринимаемых  руководством предприятия, для выработки  специфических стратегий, предназначенных для достижения целей и задач, поставленных перед данным, конкретным предприятием. Принимая управленческие решения, руководство предприятием использует при этом стратегическое планирование как инструмент для этих решений. В рамках процесса стратегического планирования можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности:

  • организационное стратегическое предвидение;
  • внутренняя координация;
  • распределение ресурсов;
  • адаптация к внешней среде.

     Стратегическое  планирование представляет собой совокупность главных целей предприятия, а также способов достижения этих целей. Поставленная цель и стратегический план не одно и тоже. Стратегическое планирование должно исходить из реальных возможностей предприятия. Оно направлено на: прогнозирование развития предприятия, организацию координации подразделений предприятия, совершенствование инвестиционной политики, адаптацию к внешней среде.

Прогнозирование развития предприятия.

Осуществляя стратегическое планирование руководство  должно получить прогноз дальнейшего развития. Полученный прогноз позволяет понять в каком направлении движется предприятие и какие результаты будут достигнуты при определенном значении экономических показателей.

Организация координации подразделений.

Включает  в себя координацию стратегической деятельности для отражения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Достижение полной координации действий подразделений предприятия является частью управленческой деятельностью.

Адаптация к внешней среде.

Адаптация охватывает все действия стратегического  планирования по взаимодействию предприятия  с внешней средой.

     Стратегическое  планирование - это не будущие решения, а скорее будущее решений, принимаемых сегодня. Правильно ли была разработана стратегия и как быстро окупятся инвестиции покажет бизнес-план, являющийся следующим этапом процесса планирования на предприятиях.

1.2 Бизнес-план.

     Бизнес-план - это план обоснования эффективности  инвестиций. Его разработка ни в  коем случае не подменяет составление оперативных планов.

Бизнес-план может быть двух видов в зависимости  от типа инвестора. Если предприятию  необходимы внешние инвестиции, то составляется бизнес-план для внешнего инвестора.

     Внешним инвестором может выступить коммерческий банк, инвестиционная компания, какое-либо юридическое или физическое лицо и т.п. При этом, данные хозяйствующие субъекты могут быть как российскими, так и зарубежными.

     Бизнес-план для внутреннего использования  составляется в том случае, когда  предприятие желает использовать часть своей чистой прибыли в виде инвестиций в собственный бизнес.

     Основная  часть бизнес-плана имеет организационный  и производственный характер. Соответствующие  разделы бизнес-плана в обобщенном виде дают представления о продукции, планируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи.

       Обязательно обосновывается примерная цена продажи и затраты на ее производство. В состав бизнес-плана входит детально проработанный производственный план, а также результаты маркетинговых исследований, так как для организации сбыта необходимо оценить конкуренцию на рынке, насыщенность аналогичными видами продукции. Это, в свою очередь, определяет методику проведения рекламной компании и т.д.

     Завершающая часть бизнес-плана представляет собой финансовый план, обобщающий все предыдущие разделы в стоимостном выражении. В нем должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций, использовании собственных средств, а также заемных – с указанием источников и сроков погашения задолженности, срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (если речь идет об акционерных обществах).

     В состав финансового плана также входит план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы, которые разрабатываются для первого года помесячно, для второго – поквартально, для третьего – в целом за год.

1.3 Бюджетное планирование

     Одним из проверенных мировой практикой  эффективных способов управления предприятием в рыночных условиях является бюджетный метод управления. Этот метод в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями (фирмами), а в последнее время стал популярен и в малом бизнесе.

Информация о работе Финансовое планирование