Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей финансового планирования Российской Федерации.
В задачи представленной работы входит:
- Характеристика экономической сущности финансового планирования и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества.
- Рассмотреть виды финансовых планов.
-Анализировать последние показатели финансового планирования.
-Изучить основы планирования и прогнозирования.
-Рассмотреть содержание и технологию прогнозирования деятельности предприятия.
- Изучить планирование и прогнозирование финансово-экономических показателей, методы прогнозирования.
- Рассмотреть проблемы, лежащие в основе совершенствования бюджетной системы.
-Выявить особенности бюджетного планирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие, необходимость, задачи и этапы финансового планирования 6
1.2 Финансовое планирование некоммерческих организаций 12
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Реформа финансового планирования в России 19
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и
плановый период 2012 и 2013 годов 23
2.3 Преимущества и проблемы среднесрочного финансового
планирования (3-х летнего бюджета)
Глава З. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования Российской Федерации
3.1 .Проблемы финансового планирования в Российской Федерации................39
3.2.Пути совершенствования финансового планирования в РоссийскойФедерации..........................................................................................41
Заключение................................................................................ ..........44
Список литературы....................................................................................46

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
Введение............................................................................................ 3 
 
Глава 1. Сущность финансового планирования 
 
1.1.Понятие, необходимость и задачи финансового планирования.....................6 
 
1.2.Понятие перспективного финансового плана.......................................10 
 
1.3.Виды    финансовых    планов,    и    их    характеристика    в    РоссийскойФедерации.........................................................................................18 
 
Глава 2. Этапы     финансового    планирования     на     примере Тамбовского почтамта 
 
2.1 .Краткая характеристика Тамбовского почтамта.....................................21 
 
2.2. Расчет плановых показателей, составление финансового плана..................24 
 
2.3. Анализ выполнения финансового плана...............................................37 
 
Глава З. Проблемы   и   пути   совершенствования   финансового планирования в Российской Федерации 
 
3.1 .Проблемы финансового планирования в Российской Федерации................39 
 
3.2.Пути   совершенствования   финансового   планирования   в РоссийскойФедерации..........................................................................................41 
 
Заключение................................................................................ ..........44 
 
Список  литературы....................................................................................46 
 
Приложение 
Введение 
 
Актуальность исследования финансового планирования Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового планирования волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России. 
 
Целью курсовой работы является изучение особенностей финансового планирования Российской Федерации. 
 
В задачи представленной работы входит: 
 
- Характеристика экономической сущности финансового планирования и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества.  
 
- Рассмотреть виды финансовых планов. 
 
-Анализировать последние показатели финансового планирования.  
 
-Изучить основы планирования и прогнозирования. 
 
-Рассмотреть содержание и технологию прогнозирования деятельности предприятия.  
        - Изучить планирование и прогнозирование финансово-экономических показателей, методы прогнозирования. 
 
- Рассмотреть проблемы, лежащие в основе совершенствования бюджетной системы. 
 
-Выявить особенности бюджетного планирования. 
 
Объектом работы является совокупность отношений возникающих в процессе финансового планирования. 
 
Предмет данной работы особенности финансового планирования Российской Федерации. 
 
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально -ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансовое планирование. Важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи планирования, человечество пока не придумало. 
 
Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. 
 
Неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения -полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными. 
 
Степень разработанности в научной литературе:данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока. 
 
Проблема финансового планирования в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной, Давыдовой Л. В., Зозулюк, А. В., Ковалева В. В., Козырева В. А., Лобанова А., Чугунова А., Романова М. Н., Синько И. В., Тумасянца Р. И., и других авторов. 
 
Анализ степени разработанности проблемы финансового планирования, несмотря на большое внимание отечественных и зарубежных исследователей к данной проблеме, многие ее аспекты, недостаточно исследованы.   
 
Кроме того, существуют большие различия в концептуальных и методологических рекомендациях относительно финансового планирования в неопределенной среде, способов снижения финансовых рисков, методов управления финансовым планированием, комплексного анализа  финансового планирования его управления.  
 
 
Глава 1.Сущность финансового планирования 
 
 
1.1.    Понятие,    и    необходимость    и    задачи    финансового 
  планирования 
 
В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объёма, направление наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом, реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность, как на микро -, так и на макроэкономическом уровнях. 
 
Финансовое планирование - осуществляемое планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов. Информационной базой для финансового планирования на макроуровне являются прогнозы социально-экономического развития (страны или региона), программы, национальные проекты, бизнес-планы. 
 
Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обуславливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.[1]  
 
Его специфика состоит в то, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. 
 
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов.. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития регионов, отраслей, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций. 
 
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчётный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. 
 
В этой связи финансовое планирование на макроуровне можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. 
 
Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики государства, обеспечение устойчивых темпов экономического роста. 
 
Следовательно, финансовое планирование создаёт условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объёмом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объёмом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределении средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разного уровней, государственных внебюджетных фондов; создаёт предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. 
 
Можно сделать вывод, что финансовое планирование на макроуровне представляет совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, документах, определяющих финансовую политику. 
 
Цель финансового планирования на макроуровне — обеспечение финансовыми ресурсами (по объёму, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и с учётом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. 
 
Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объёмов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ - финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение разделов целевых программ. 
 
Финансовый план - это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. 
 
 
1.2.Перспективный финансовый план 
 
Перспективный финансовый план - документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется по укрупненный показателям бюджетной классификации.. 
 
Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 года; в настоящее время разработан и используется перспективный план на 2006-2008 гг. (табл. 1.1.). 
 
20 апреля 2005 года Правительство России утвердило перспективный финансовый план России на 2006-2008 годы. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Михаил Фрадков. План определяет основные параметры бюджетной системы России на эти годы. Согласно плану, в ближайшие годы будут расти как доходы, так и расходы федерального бюджета. 
 
 
 
Таблица 1.1. 
 
Перспективный финансовый план на 2006 — 2008 

 
Показатели

 
2006 

 
2007

 
2008

 
млрд. 
 
 руб.

 
% к ВВП

 
млрд. 
 
 руб.

 
% к ВВП

 
млрд.  
 
руб.

 
% к ВВП

 
Доходы

 
4093

 
17,8%

 
4406

 
16,9%

 
5022

 
17,1 %

 
Расходы

 
3689

 
16%

 
4095

 
15,7%

 
4680

 
16%

 
Профицит

 
404

 
1,8%

 
311

 
1,2%

 
342

 
1,2%


 
В своем интервью во «Время новостей» 29 декабря 2005 года министр экономического развития и торговли Герман Греф сказал: «2006 год – это будет первый год реализации трехлетнего финансового  плана. Начнется перевод всех бюджетных программ на более качественное планирование с 2007 года. Нам предстоит огромная работа по этим направлениям» 
 
Методические указания по формированию бюджетных проектировок на 2007-2009 годы являются дополнением к Методическим материалам Министерства финансов РФ от 24 апреля 2006г. №02-02-14/1026. 
 
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах. 
 
Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год является основой для составления проекта бюджета.[2] 
 
Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов. 
 
Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел -Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами определяет дефицит финансового баланса и требует указания источников его покрытия. Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах. 
 
Баланс финансовых ресурсов на макроуровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России (табл. 1.2.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1.2. 
 
Схема сводного финансового баланса Российской Федерации

 
Доходы 

 
Расходы

 
1.  Прибыль 
 
2.  Амортизация 
 
3.  Налоговые доходы 
 
4.  Единый социальный налог 
 
5.  Неналоговые доходы 
 
6. Средства целевых бюджетных               фондов 
 
7 . Безвозмездные перечисления 
 
8. Средства государственных внебюджетных фондов

 
1.Средства, остающиеся в распоряжении  организаций 
 
2.Затраты на государственные инвестиции 
 
3.Фундаментальные исследования и содействие НТП 
 
4.Расходы на социально-культурные мероприятия 
 
5. Расходы на национальную оборону 
 
6. Расходы на проведение военной реформы 
 
7. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 
 
8. Расходы на судебную власть 
 
9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление 
 
10.Расходы по международной деятельности 
 
11. Обслуживание государственного           и муниципального долга 
 
12.Финансовая помощь бюджетам других уровней  
 
13.Целевые бюджетные фонды 
 
14.Прочие расходы

 
Итого расходов

 
Итого доходов


 
 
 
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому  планированию, т.е. составлению проекта  бюджета. Сбалансированность баланса  служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена 
 
сбалансированность бюджета.  
 
В условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создаёт условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.[3] 
 
Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. 
 
К основным задачам финансового планирования можно отнести: 
 
•определение объёма финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объёма финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования; 
 
•определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств; 
 
•обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов; 
 
•создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 
 
•определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами. 
 
Итогом финансовой стратегии является разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, эмиссионной и другие. Большое внимание также уделяется учету факторов риска. 
 
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов: 
 
•прогноза отчета о прибылях и убытках 
 
•прогноза движения денежных средств 
 
•прогноза бухгалтерского баланса 
 
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований. 
 
Прогнозы продаж выражаются, как в денежных, так и в финансовых единицах, и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства    и    инфляции    на    потоки    наличных    денежных   средств предприятия. 
 
Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы: Эвристические методы основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он определяет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры. 
 
Анализ временных рядов используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (работ, услуг). Включает метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности. Метод экстраполяции заключается в распротранении выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течении выбранного периода времени, на будущее. Причем, большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности. Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.[4] 
 
Экономические   модели   позволяют   определить   корреляцию   размера продаж    от    изменений   внешней    среды    предприятия,    в    том    числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а так же от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, емкости отраслевого рынка). Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике. Отчет о прибылях и убытках. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи: 
 
1. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов) 
 
2. Себестоимость реализации продукции 
 
3. Коммерческие расходы 
 
4. Управленческие расходы 
 
5. Прибыль (убыток) от реализации 
 
6. Проценты к получению 
 
7. Проценты к уплате 
 
8. Доходы от участия в других организациях 
 
9. Прочие операционные доходы 
 
10.Прочие операционные расходы 
 
11 .Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 
 
12.Прочие внереализационные доходы 
 
13.Прочие снереализационные расходы 
 
14.Прибыль (убыток) планового периода 
 
15.Налог на прибыль 
 
16.Отвлеченные средства 
 
17.Нераспределенная прибыль (убыток) планового периода 
 
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод "издержки - объем - прибыль". Он представляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли; увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж). Этот метод также называют методом "безубыточности". 
 
Для коммерческих компаний очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль.  

1.3.Виды финансовых  планов 
 
Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по 
 
типу составляемого плана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).[5]

 
Виды

 
Перспективное

 
Текущее

 
Оперативное

 
 

 

 
финансового

 
(стратегическое)

 
финансовое

 
финансовое

 
 

 

 
планирования

 
Финансовое 

 
планирование

 
планирование

 
 

 
 

 
планирование 
 
 

   

 
 

 

 
Формы

 
Прогноз отчета 

 
План   доходов  и

 
Платежный 

 
 

 

 
разрабатываемых

 
прибылях и

 
расходов  по

 
календарь, 

 
 

 

 
финансовых

 
убытках;  прогноз

 
операционной

 
кассовый план

 
 

 

 
планов

 
движения

 
деятельности;

 

 
 

 
 

 
денежных

 
план  доходов  и

 

 
 

 
 

 
средств;  прогноз

 
расходов  по

 

 
 

 
 

 
бухгалтерского

 
инвестиционной

 

 
 

 
 

 
баланса

 
деятельности;

 

 
 

 
   

 
план  поступления

 

 
 

 
   

 
и  расходования

 

 
 

 
   

 
денежных

 

 
 

 
   

 
средств;

 

 
 

 
   

 
балансовый план 

 

 
 

 

 
Период

 
1 -3 года

 
1 год

 
Декада,  квартал,

 
 

 

 
Планирования

   

 
месяц

 
               

 
Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности. 
 
Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования. 
 
Мне кажется, очень важно осознавать тесную взаимосвязь всех видов финансового планирования. И то, что с переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими. 
 
Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики  российской  экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. 
 
Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. 
 
Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др. 
 
Основными финансовыми планами на макроуровне выступают бюджет 
 
(федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. 
 
Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях. 
 
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет по существу, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной социально-экономической политики. 
 
Глава 2. Этапы  финансового  планирования  на  примере Тамбовского почтамта 
 
2.1.Краткая характеристика 
 
ФГУП «Почта России» было основано в рамках проведения реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, направленной на обеспечение гарантированного предоставления универсальных услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации, расширение спектра услуг почтовой связи, создание современной почтовой инфраструктуры. 
 
Тамбовский почтамт Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области - филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», создан на основании приказа ФГУП «Почта России» от 06.10.2005 года №407, действует в соответствие с законодательством РФ, Уставом ФГУП «Почта России», Положением о филиале, Положением о Тамбовском почтамте от 31.10.2005 г. 
 
Тамбовский почтамт является обособленным структурным подразделением УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России» и осуществляет часть его функций на территории г. Тамбова и Тамбовского района Тамбовской области. 
 
Тамбовский почтамт не является юридическим лицом. Руководство и контроль за деятельностью Тамбовского почтамта осуществляет директор УФПС Тамбовской области. Для осуществления своей деятельности Тамбовский почтамт имеет круглую печать, штампы и бланки, с указанием на принадлежность к ФГУП «Почта России».[6] 
 
Основной задачей Тамбовского почтамта является оказание услуг почтовой связи и осуществление других видов деятельности, предусмотренных положением, с целью получения прибыли.   
 
Другими направлениями деятельности Тамбовского почтамта являются: оказание всех видов услуг почтовой связи; 
 
- оказание универсальных услуг почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей почтовой связи в обмене письменной корреспонденции в пределах территории РФ; 
 
- оказание услуг международной почтовой связи; 
 
- оказание услуг по хранению почтовых отправлений, грузов и товаров, оказание складских услуг; 
 
- оказание услуг гибридной почты; 
 
- осуществление рекламной деятельности, оказание услуг по размещению рекламы, в том числе на почтовых отправлениях и объектах почтовой связи, распространению и доставке рекламно-информационных материалов; 
 
- оказание транспортных и экспедиционных услуг физическим и юридическим лицам; 
 
- оказание услуг по доставке и выдаче пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, прием жилищно-коммунальных и прочих платежей; 
 
- оказание услуг по подписке, экспедированию, доставке и распространению периодических печатных изданий (в том числе розничная реализация); 
 
- экспедирование и реализация государственных знаков почтовой оплаты и почтовой продукции, специальных почтовых штемпелей РФ, почтовых марок, блоков, маркированных и немаркированных почтовых конвертов и карточек (открыток), картмаксимумов, иллюстрированных каталогов, альбомов почтовых марок, филателистических наборов; 
 
- техническое обслуживание франкировальных и контрольно-кассовых машин; типографские работы (услуги); 
 
оказание услуг местной, междугородной телефонной и факсимильной, телеграфной связи и связи персонального радиовызова (пейджинговой связи), услуги телематических служб, коллективного доступа в Интернет, услуги КиберПресса, оказание услуг провайдера, услуг передачи данных, бюро-факс; реализация средств программного обеспечения компьютеров, программных продуктов; 
 
- организация и осуществление выставочной деятельности, проведение профессиональной подготовки и обучения; 
 
- осуществление (розничной и оптовой) торговли продукцией производственно-технического назначения, продовольственными товарами, товарами народного потребления (в том числе товаров почтой); осуществление торгово-посреднической и закупочной деятельности, открытие торговых точек на объектах почтовой связи; 
 
- формирование банков данных и их реализация по согласованию с филиалом ФГУП «Поста России»; 
 
- осуществление деятельности по инкассации денежных средств; 
 
- оказание (по договору) услуг по распространению и реализации лотерейных билетов, страховых полюсов. 
 
Имущество Тамбовского почтамта находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) в том числе между работниками почтамта, принадлежит на праве хозяйственного ведения филиалу ФГУП «Почта России и отражается на отдельном балансе филиала, являющимся частью консолидированного баланса ФГУП «Почта России». Продукция и доходы от использования имущества, переданного Тамбовскому почтамту. 
 
 
2.2.Расчет плановых показателей, составление финансового плана 
 
На   этом   этапе   финансового   планирования   осуществляется   расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. 
 
Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.[7] 
 
Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложных решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов. 
 
В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: 
 
• Экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом; 
 
• Нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование; 
 
• Индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен -индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены); 
 
• Программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. 
 
Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России. 
 
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения. 
 
Таблица 2.1. 
 
 Группировка активов баланса Тамбовского почтамта по степени ликвидности.

Информация о работе Финансовое планирование