Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:23, лекция

Краткое описание

Долгосрочное финансовое планирование является планированием «осуществления». Охватывает период 1—2 года. Основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Файлы: 1 файл

1вопрос.docx

— 46.68 Кб (Скачать)

Долгосрочное  финансовое планирование является планированием  «осуществления». Охватывает период 1—2 года. Основывается на разработанной  финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового  планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность  предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов: плана движения денежных средств; плана  отчета о прибылях и убытках; плана  бухгалтерского баланса.

Основной  целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого периода. Текущий  финансовый план составляется на период, равный 1 году. Это объясняется тем, что за 1 год в основном выравниваются  сезонные колебания конъюнктуры  рынка. Годовой финансовый план разбивают  поквартально или помесячно, поскольку  в течение года потребность в  денежных средствах может меняться и в каком-то квартале (месяце) может  оказаться недостаток финансовых ресурсов.

Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования.

Значение финансового  планирования для внутренней среды  организации определяется тем, что  оно:  облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;  устанавливает стандарты для организации финансовой информации;  определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;  в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.

Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней  средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость  активов организации и возможность  ее эффективной деятельности, поэтому  финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Система финансовых планов включает в себя следующие элементы:

Прогноз баланса.  Прогноз отчета о прибылях и убытках.  Прогноз финансовых бюджетов.  Прогноз ключевых финансовых показателей. Письменное изложение результатов финансового планирования.

Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках относят  к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование имеет оперативный характер.

К финансовому планированию тесно примыкают, однако относятся  к более общим элементам финансового  менеджмента составление долгосрочного  бюджета капиталовложений и оценка инвестиционных проектов, а также  долгосрочная стратегия финансирования организации.

Суть долгосрочной стратегии финансирования заключается  в: определении источников долгосрочного финансирования, способов использования резервов, выпуска акций и других ценных бумаг;   выборе способов наращивания долгосрочного капитала;   определении структуры и затрат капитала.

Несмотря на близость двух названных проблем  к сфере финансового планирования, настоящая лекция включает описание только тех элементов, которые традиционно  составляют его содержание.

Процесс финансового  планирования состоит из следующих  этапов.      Анализ финансовых показателей фирмы за предыдущий период. Расчет показателей производится на основе основных финансовых документов фирмы - баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении наличности.        Долгосрочное финансовое планирование.     Оперативное финансовое планирование.

Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Цель финансового  плана — представить достоверную систему данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности фирмы. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслужить долг.

Конечно всякий финансовый анализ будущего характеризуется неопределенностью, поэтому возможны несколько сценариев, свидетельствующих о предложениях в отношении будущего и позволяющих лучше понять перспективы фирмы. Для того, чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать реально складывающейся обстановке.

Первая заповедь — финансовый план не должен расходиться  с данными, представленными в  остальной части бизнес-плана.        Несоответствия в финансовом плане свидетельствуют либо о недобросовестности, либо о недостаточной компетенции авторов. В сжатой форме должны быть изложены все предпосылки, которые стали основой разработки плана.      Подготовленный надлежащим образом финансовый план, может быть использован для оценки резервов фирмы разработки ее детального бюджета. Бизнес-план является руководящим документом, в котором детально расписано, как, когда и на что будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.

Наиболее важным элементом здесь является ожидаемый объем продаж. Достоверность данного прогноза очень важна. Остальные разделы финансового плана базируются в основном на этом важном элементе.

Второй важнейший  прогноз относится к себестоимости реализованной продукции и валовой прибыли.

Себестоимость реализованной продукции - затраты  на производство продуктов и услуг, выручка от реализации которых получена в течение конкретного периода  включает в себя:  прямые затраты труда — заработная плата;   сырье; материалы; некоторые затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.

Валовая прибыль - разница между чистым объемом  реализации продукции, услуг и прямыми  затратами на их производство.

Оба показателя зависят от затрат, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также политики цен.

При изложении  материалов раздела полезно сослаться  на конкретные источники информации.

Итак, финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана  и просчитывается по результатам  прогноза производства и сбыта продукции  или услуг.

При его разработке учитываются характеристики среды, в которой предполагается реализация намеченного:  налоговые условия; изменения курса валют, по которым ведутся расчеты; дифференцированная инфляционная характеристика среды; дата начала и время реализации проекта.

Финансовая  стратегия компании представляет собой  сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена  финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых  отношений в области финансов.

Практически речь идет о выработке базовой  финансовой концепции компании, связанной  с эффективным управлением денежным оборотом компании, формированием денежных средств в определенных пропорциях, использованием финансовых ресурсов по целевому назначению.

Место и роль финансовой стратегии неоднозначно оценивается в экономической  литературе. Чаще всего финансовая стратегия компании как инструмент регулирования используется в связке с инвестиционной стратегией, что в общем понятно, имея в виду перспективность и временной шаг инвестиционных решений и их тесную связь с финансовыми процессами (Г. Клейнер, А. Мовсесян). Отдельные исследования трактуют финансовую стратегию как часть финансового менеджмента (Л. Павлова), с чем можно согласиться. Однако более обоснованным, по нашему мнению, было бы рассматривать финансовую стратегию как органичный элемент финансово-бюджетного регулирования компании :     - в методологическом плане сущность и механизмы формирования финансовой стратегии компании должны анализироваться как одна из проблем финансовых отношений, финансовой оценки реализации стратегических целей компании;    - в схеме экономического регулирования финансовая стратегия должна рассматриваться как компонент общей стратегии компании в ряду с продуктовой, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегический решений.        Вместе с тем финансовая стратегия является базовой стратегией, поскольку обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов финансового менеджмента и др.) реализацию других базовых стратегий , а именно - конкурентной, инновационной. Это требует исследования взаимосвязи финансовой стратегии с выше названными стратегиями. Задачи реформирования отечественного бизнеса предполагают решение взаимосвязанных проблем, формирование стратегии и внедрение нового качественного уровня управления финансами на базе достижения и реализации конкурентных преимуществ. Необходимость идентификации финансовой стратегии в рамках общей компании обособлено: 

- диверсификацией  деятельности крупных компаний  в плане охвата ими различных  рынков, в том числе финансовых;  - потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов; - наличием единой для всех компаний конечной цели при выборе стратегических ориентиров и их оценки - максимизации финансового эффекта; - развитием международных и национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.   

Стратегическая  цель финансовой стратегии обеспечивается комплексом вспомогательных финансовых задач, представленных в конкретных программах. Учитывая изменчивость коньюктуры и тенденции развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют компании, их значительную зависимость от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и проектов по реализации финансовой стратегии.

Среди них:  - выявление приоритетных для компаний финансовых рынков и целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; это предполагает наличие у компании сильного целевого блока развития, опирающегося на обработку существующих информационных баз данных;  - анализ и обоснование устойчивых источников финансирования;  - выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, эффективно сотрудничающих с компанией в долгосрочном аспекте; - разработка долгосрочной инвестиционной программы, согласованной с приоритетными направлениями развития видов бизнеса, обусловленными общей стратегией компании; - создание условий на будущее по поддержанию поступательного роста рыночной стоимости компании и курсов выпущенных ею ценных бумаг;

- формирование  и совершенствование внутрифирменных  финансовых потоков, механизмов  трансфертного ценообразования; - разработка с позиции стратегии программы эффективного централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций;  - прогнозные расчеты финансовых индикаторов экономической безопасности и устойчивости компании при стратегическом планировании деятельности компании.

Гипотетическая  модель финансовой стратегии может  включать следующие взаимосвязанные блоки:  - цели и задачи;  - уровни реализации;  - внешние и внутренние факторы формирования; - инструменты и методы реализации;  - результативность стратегии.

Компания  добивается своих стратегических финансовых целей, когда финансовые отношения  соответствуют ее внутренним финансовым возможностям, а также позволяют  оставаться восприимчивой к внешним  социально-экономическим требованиям. Рассматривая понятие и содержание финансовой стратегии, необходимо подчеркнуть, что ее формируют в основном те же условия макро- и микросреды, факторы, воздействующие на общую стратегию  компании, и другие составляющие, о  которых было сказано выше.

Важным  блоком модели финансовой стратегии  компании являются уровни ее реализации. Правомерно рассматривать два уровня: корпоративный и бизнес-уровень (уровень проектов). Различия в реализации финансовой стратегии компании на этих уровнях определяются:  - разными стратегическими целями;

- масштабом  деятельности и охвата рынка;  -выполняемыми функциями (при соответствующей степени централизации или децентрализации в рамках предприятия);  -факторами внешней среды (налоговое регулирование, антимонопольное законодательство и т.д.).

Модель  финансовой стратегии компании показывает, через систему каких инструментов (программы, проекты, реструктуризация, глобализация, диверсификация и др.) и методов (моделирование, планирование, анализ, прогнозирование и др.) она  реализуется.

Применение  инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические  и политические, определяют выбор  той или иной их комбинации в различных  вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением  компании позволяет сделать вывод  о важнейшей роли финансовой стратегии.

Исследование  методологии формирования финансовой стратегии и теоретических основ  функционирования компании в условиях рынка предполагает учет интеграционных тенденций, значение которых все  более возрастает. Интеграция в ее разных формах и проявлениях в  настоящее время превратилась в  мощный структурообразующий фактор рынка. Интеграция банковского и  промышленного капитала рассматривается  как фактор формирования стратегии  российских компаний, направления их реформирования в рамках реструктуризации.

Объединение компаний на основе интеграции банковского  и промышленного капитала - одно из ключевых направлений структурной  перестройки экономики России, инструмент формирования финансовой стратегии  отечественных компаний. В современных  условиях правомерно идентифицировать понятие финансового капитала крупных  корпораций, ФПГ, ТНК.

При выработке  финансовой стратегии компании эффективно использование метода сценариев (приближенное к реальности описание тенденций, которые  могут проявляться в финансово-экономической  сфере деятельности компании). В  экономической литературе анализируются  особенности реализации «метода  сценариев». К наиболее общим подходам в рамках этого метода можно отнести  выделение трех основных видов сценариев: оптимистический, пессимистический (комплекс ключевых факторов, отражающих наиболее негативный вариант развития событий), реальный (как правило, занимающий среднее положение между первым и вторым из названных).

Информация о работе Финансовое планирование