Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:23, лекция

Краткое описание

Долгосрочное финансовое планирование является планированием «осуществления». Охватывает период 1—2 года. Основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру ее активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Файлы: 1 файл

1вопрос.docx

— 46.68 Кб (Скачать)

Сценарии  позволяют выявить основные факторы  макро- и микросреды, которые необходимо учитывать при выработке эффективной  финансовой стратегии крупной компании.

Моделирование финансовой стратегии компании осуществляется на основе реализации следующих принципов:   - последовательной реализации принятой стратегии устойчивого развития компании;

- базировании на современной теоретической модели; - учете оргструктуры компании и предполагаемых в ней изменений; - вариантности формировании стратегии.

Общая схема  формирования финансовой стратегии  включает следующие этапы: - описание компании как открытой системы;  - выработку стратегических целей;  - разработку вариантов стратегии;  - определение критериев отбора вариантов;  - конкретизацию выбранного варианта фин стратегии;  - оформление фин стратегии, ее принятие и доведение до исполнителя; - организацию контроля за реализацией стратегии.

Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию  основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует  объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает  формы и способы выживания  и развития при новых условиях.

Финансовая  стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение  финансовой стойкости предприятия. «Всесторонне учитывая финансовые возможности  предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся  на рынке, - комментирует Лилия Кротова, - финансовая стратегия предусматривает  определение долгосрочных финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных  способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей  стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли  и рыночной стоимости предприятия».

На основании  финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:  - налоговая политика; - ценовая политика; - амортизационная  политика; - дивидендная политика;

- инвестиционная  политика.

В процессе разработки фин. стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т.п.

Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается  с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансовых рынков.

Стратегия экономического развития - это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Стратегическое планирование - единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус - приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.

Важным  принципом стратегического планирования является многовариантность плановых расчетов. Несоответствие между желательной стратегической целью и текущим состоянием определяется большим количеством путей достижения цели. Принимая во внимание факторы риска и неопределенность развития внешней среды, выбрать единую стратегию развития практически невозможно.

Большое значение имеет комплексность разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех без исключения вопросов его  финансовой, ресурсной и организационной  обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров. Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует  стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования.

Финансовая  стратегия - это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее: § планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния; § оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли.

Финансовая  стратегия предприятия обеспечивает: § формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;  § выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях; § соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; § определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами; § создание и подготовку стратегических резервов;

§ ранжирование и поэтапное достижение целей.

Задачи финансовой стратегии:  § определение способов успешного использования финансовых возможностей;  § определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами  § финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;  § изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.

Формирование  и реализация финансовой стратегии  как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании  инструментов:  § финансового управления - финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;  § рынка финансовых услуг - факторинг, страхование, лизинг.

Финансовое  планирование определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизведения и  является основной формой реализации главных целей предприятия. Перспективное  планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия  и включает в себя разработку и  прогнозирование его финансовой деятельности.

Финансовый  план компании (в современном формате  его понимания) - это определение  направлений множества продуктов  и товаров, пользующихся спросом  и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения  финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников)

Выделение финансового планирования как особого  вида планирования, обусловлено:

- относительной  самостоятельностью движения денежных  средств по отношению к материально-вещественным  элементам производства; - активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;  - необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Необходимость решения этих задач обусловливает  относительно сложную схему финансового  планирования, в которую кроме  вышеизложенной общей схемы может  быть включен ряд функционально-ориентированных  планов. В частности:   - план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы;

- финансовые  планы производственного отделения,  дочерних компаний, холдинга, ФПГ.

При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах наз финансовым рычагом или левериджем. Фин.рычаг - это повышение эфф-ти компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита.

Финансовое  планирование обеспечивает необходимый  контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

В процессе составления проекта финансового  плана осуществляется творческий подход к показателям производственного  плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные  резервы, находятся методы более  эффективного использования производственного  потенциала компании, более рационального  расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских  свойств выпускаемой продукции  и т.д.

Разработка  финансового плана связана с  определением затрат на реализуемую  продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый  период инвестиций, потребности в  оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании  прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.

Финансовое  планирование компании имеет следующую целевую направленность: 1. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании. 2. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место. 3. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами. 4. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов. 5. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом  с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в  целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются  финансовые (на верхнем уровне), а  также натуральные показатели. В  сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут  быть детализированы.

В процессе разработки проекта фин.плана целесообразно использовать следующие методы: экономического анализа и синтеза; экстраполяции; прямого счета; нормативный; многовариантный; балансовый.

Разработка финансовой стратегии - это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Внутри  корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и  управления предприятием: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы.

Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение  капитальных затрат по проектам программы  развития не в виде фиксированных  сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения  показателей деятельности предприятия.

Метод процента от продаж используется для получения  по каждому элементу прогнозируемого  бюджета и уровня прибыли с  запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые  имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или  прогнозным данным.

Метод безубыточности - метод анализа точки разрыва - разрешает:§ определить объемы пр-ва и продажи, кот удовлетворяют условиям безубыточности; §получить инф-ю для опр-я размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных фин планов за счет возможностей вариации расходов,цен,объемов продажи.

Метод управления расходами, в основе которого лежат  три принципа: полуфабрикатный метод  учета расходов, системосоставляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств, которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам.

Практика  показывает, что механизмы адаптации  планов предприятия к внешним  условиям целесообразно строить  на основе ситуационных планов. Традиционно  ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения  гибкости общекорпоративной стратегии.

Проблема  выбора финансовой стратегии деятельности предприятия является актуальной в  связи с необходимостью принятия решений в рыночных условиях. Здесь  основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной  деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений  развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных  ошибок и просчетов и констатирование  фактического состояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактического финансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.

В современных  условиях наиболее эффективной стратегией развития для крупных предприятий  является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных  подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает  его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически  важных для экономики страны областях, должны формировать собственные  финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергичный эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом.

Информация о работе Финансовое планирование