Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования автор поставил следующие основные задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность миграции, ее видов. А также исследовать различные методы и методики анализа миграционных потоков, их количественных и качественных характеристик ;

- проанализировать современные миграционные потоки в Республике Башкортостан;

- дать оценку влияния анализа миграционных потоков на формирование социальной политики Республики Башкортостан;

- сформулировать основные выводы проведенных исследований и дать оценку государственной региональной политики в рамках исследуемой темы;

-выявить проблемы, связанные с реализацией социальной политики, направленной на регулирование миграционных процессов и предложить направления эффективного их решения.

Цель курсовой работы состоит в закреплении полученных в период обучения и расширении теоретических знаний по изучаемому курсу.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Понятия миграции и миграционной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методика анализа количественных и качественных характеристик миграционных потоков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Анализ миграционных потоков в РФ и Республике Башкортостан 20
2.1. Формирование основ миграционной политики в Российской Федерации и Республике Башкортостан.. . 20
2.2 Анализ миграционных потоков в РФ и Республики Башкортостан. 24
3. Проблемы реализации и направления совершенствования миграционной политики в РФ и Республике Башкортостан. . . . . . .
34
3.1. Проблемы реализации миграционной политики, выявленные по результатам анализа миграционных потоков в РФ и республике . . 34
3.2. Направления совершенствования миграционной политики в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

миграционная политика.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

  Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно  уменьшался практически до 2006 года. Увеличение миграционного прироста в последующие годы при сокращении естественной убыли привели к замедлению темпов сокращения численности населения. В 2008 г. естественная убыль была на 100,0% замещена миграционным приростом (в 2007 г.  – на 50%). В 2009 г.  миграционный прирост превысил в 2,7 раза естественный прирост и составил 72% от общего прироста численности населения республики.

  Из  графика на рис.2.4 видно, что 2007 год  стал переломным, в результате тенденция  снижения численности населения  сменилась на тенденцию роста  населения республики.

Рис.2.4 График изменения общего прироста (убыли) населения Республики Башкортостан по годам

Республика  Башкортостан в 2009 году в группировке  субъектов по степени влияния  показателей естественного движения и миграции на изменении численности населения вошла в число 27 регионов Российской Федерации, в которых наблюдался рост численности населения, кроме того в число 9 регионов, обеспечивших данный рост за счет естественного и миграционного приростов (Прил. 1).

Впечатляющий  по масштабам миграционный прирост населения России в постсоветский период, составивший, по оценкам, только за 1989-2002 гг. 5,6 млн. человек. По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.

     В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г. 

Перемещения мигрантов по направлениям приведены  в таблице 2.6

Таблица 2.6 Распределение числа мигрантов  по направлениям передвижения

(в процентах  от общего числа прибывших  и выбывших)

  Число прибывших Число выбывших
в пределах  
региона
из других регионов России из-за пределов России в пределах  
региона
в другие регионы России за пределы  
России
2000 2005 2009 2000 2005 2009 2000 2005 2009 2000 2005 2009 2000 2005 2009 2000 2005 2009
Российская  Федерация 48,3 52,5 47,3 38,2 39,0 38,6 13,5 8,5 14,1 53,1 55,3 54,1 40,9 41,2 44,0 6,0 3,5 1,9
Приволжский  
федеральный округ
57,0 63,6 57,7 30,2 29,3 26,7 12,8 7,1 15,6 62,6 63,6 62,0 33,6 34,1 36,8 3,8 2,3 1,2
Республика  Башкортостан 66,1 73,5 67,2 24,7 24,9 23,8 9,2 1,6 9,0 69,4 71,8 73,1 28,4 27,2 26,3 2,2 1,0 0,6

     Как видно из таблицы 2.6 перемещения  внутри региона в структуре прибывших  и выбывших по Республике Башкортостан значительно выше показателей в  целом по России и по Приволжскому ФО. Значительно меньше в республике показатели  выбывающих за пределы России и прибывающих из-за пределов России.

   Внутренние  миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах  регионов страны, их объемы и направления  оказывают заметное влияние на перераспределение  численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций.

     В республике более интенсивная миграция и, соответственно, более существенные сдвиги в размещении населения осуществляются на внутрирегиональном уровне, между отдельными районами и городами (муниципальными образованиями) в пределах регионов. Обычно население в пределах региона переселяется в столицу и (при их наличии) в другие крупные города (Прил.2).

     На  рис.2.5 показано распределение мигрантов  по основным потокам передвижения в 2009 году в республике. Как было сказано  выше, основной поток миграции приходится на внутрирегиональные перемещения населения или 67 % от прибывших и 73% на выбывших мигрантов.

Рис.2.5 Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения в 2009 году в Республике Башкортостан.

     Прирост или убыль населения Республики Башкортостан за счет миграции идёт по трём направлениям: миграция с “дальним” зарубежьем; миграция с “ближним” зарубежьем (страны СНГ и Балтии); межрегиональная миграция (регионы России).

     Таблица 2.5 Миграционный прирост (убыль) населения по потокам из-за пределов региона (человек)

  1990 1992 1994 2002 2003 2004 2005 2006 2007
С регионами  России -1267 11991 11232 -3514 -2405 -2824 -3416 -2144 -3400
Со  странами СНГ и Балтии 5525 13231 23500 5108 4747 4223 1547 634 1229
С другими  зарубежными

странами

 

245

 

-194

 

-681

 

-484

 

-397

 

-462

 

-438

 

-195

-141

     Значения  и направленность этих потоков изменчивы. С 1992г. наблюдается миграционная убыль  населения по потоку “дальнее зарубежье”. С 2000г. “минусовым” стал также поток “межрегиональная“ миграция. Миграционный прирост по потоку “миграция со странами СНГ и Балтии” резко возрастал до 1994г. (+23,5 тыс. человек), но уже с 1995г. началось его снижение, и по итогам 2007г. прирост составил +1,2 тыс. человек.

     Миграционный  обмен с “дальним зарубежьем” характеризуется сохранением незначительных объемов. В 2006г. общий оборот миграции по данному потоку составил 295 человек. Из них 77 человек прибыли в нашу республику на постоянное проживание, 218 человек - выехали на жительство в другие страны. Миграционная убыль по данному потоку за 2006г. составила -141 человек. За период 1992-2008г. убыль населения по итогам миграционного обмена с “дальним” зарубежьем составила 7,2 тысяч человек.

     Из  общего числа эмигрантов данного  потока 53,8% приходится на Уфу. Большинство выезжающих направляется в Германию – 41,8% и США – 17,6%.

     На  результаты миграционных процессов  в Республике Башкортостан основное влияние оказывают изменения, происходящие в миграционном обмене между регионами  России и в объемах мигрантов, прибывающих из стран СНГ и Балтии.

     Уже в конце 80-х годов число прибывших  из союзных республик в Республику Башкортостан превышало число выбывающих в них. Такой поток миграции, как  миграция с “ближним” зарубежьем (странами СНГ и Балтии), за прошедшие 10-15 лет оказал самое существенное влияние на уровень миграционного прироста населения в республике. На 1990-е годы приходится увеличение численности вынужденных переселенцев.

Таблица 2.6 Численность вынужденных переселенцев и беженцев по годам (человек)

      1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Всего с 
начала регистрации на  
1 января 2010 г.
в том  числе
вынуж-денных  
пересе-ленцев 
(с 1июля 1992 г.)
беженцев  
(с 20 марта 1993 г.)
Российская  Федерация 271977 59196 4726 4291 8914 7177 6802 4337 4092       57999 57220 779
Приволжский  
федеральный округ
67861 12809 345 177 72 26 8 25 32       9589 9578 11
Республика  Башкортостан 6581 1111 22 7 2 - 1 - 1       737 736 1

     Пик численности вынужденных переселенцев по республике приходится на 1995 год. В 2000 году данный поток снизился в 6 раз и в последующие годы были зарегистрированы обращения в качестве вынужденных переселенцев от 1-2 человек.

     В Республике Башкортостан миграционное сальдо по данному потоку остается положительным, но незначительным. В 2006г. наблюдалось повышение активности (число прибывших за год на 53% больше, чем за соответствующий период 2005г.). Миграционный прирост достиг +1229 человек.

     В 2008г. наибольший миграционный прирост  по странам СНГ и Балтии остается у Узбекистана (+725 человек), Киргизии (+88), Казахстана (+69), Таджикистана (+62), Туркмении (+45) и Украины (+50) (рис.2.5)

    Рис.2.5 Сумма миграционного прироста по странам СНГ и Балтии за 2003-2008гг.

    Если  рассматривать изменение составных  частей миграционного обмена с регионами  страны по отдельным субъектам России, то можно отметить, что число прибывающих  в Республику Башкортостан из других регионов находится близко к уровню таких регионов как Республика Татарстан, Самарская, Челябинская и Нижегородская области, тогда как число выбывающих из республики в регионы страны больше, чем в приведенных выше субъектах.

     Республика  Башкортостан имеет миграционный обмен  со многими регионами страны, что  обусловлено сложившимися экономическими, культурными, бытовыми связями. Наиболее привлекательными для жителей республики в миграционном плане остаются г. Москва (миграционная убыль в 2006г. -742 человека), Московская область (-655), Республика Татарстан (-689), г. Санкт - Петербург (-360), Свердловская область (-748), Тюменская область (-372). Положительным для Республики Башкортостан остается сальдо миграции с такими регионами как Удмуртская Республика (+185 человека) и Республика Коми (+158), Красноярский край (+182), Оренбургская (+339)) область.

     Значительные  миграционные передвижения в первую очередь влияют на возрастную структуру населения. Объективно наиболее высокую мобильность имеют люди трудоспособного возраста. В 2007-2008гг. на них приходится 80% миграционных передвижений между республикой и другими регионами и странами.

     

     Рис.2.6 Сальдо межрегиональной миграции по отдельным возрастным группам за 2002-2008 годы

     Особенно  интенсивно мигрируют молодые возрастные группы (от 15 до 29 лет).

     В последние годы ситуация складывается таким образом, что по межрегиональным  потокам численность прибывающей  в республику трудоспособной молодежи (особенно в возрастах 18-29 лет) ниже численности выбывающей. Стабильный прирост наблюдается по возрастным группам от 40 до 59 лет.

     Прирост за счет стран СНГ и Балтии по большей части складывается также  за счет возрастных групп старше 30 лет. Продолжение такой тенденции может существенно повлиять на возрастные пропорции, ускорить и без того совершающийся процесс “старения” населения, когда доля людей старших возрастов возрастает. Постепенно может сказаться на возрастной структуре и то, что уезжающая молодежь (находящаяся в периоде наибольшей интенсивности брачности и деторождения) увозит с собой детей, численность которых и без того постепенно падает в силу довольно низкой рождаемости. Возрастная группа 0-5 лет имеет стабильную миграционную убыль .

     Анализ  межрегиональных потоков по половому составу показывает, что в последние годы складывается ситуация, при которой убыль женского населения держится на более высоком уровне, в сравнении с мужской убылью, в том числе и в трудоспособных возрастах.

     Одной из важных характеристик, связанных  с социально-экономическим потенциалом региона и качеством трудовых ресурсов, является уровень образования населения. На сегодняшний день миграционные потоки складываются таким образом, что республика вынуждена терять высокообразованную часть своего населения. В 2006г. из всех выехавших в другие регионы страны мигрантов старше 14 лет около 55% имели уровень образования – среднее профессиональное и выше. За 2005-2008гг. миграционная убыль специалистов с высшим образованием составила –3103 человека, со средним профессиональным – 2739 человек. Значительную часть этой убыли составляют молодые мигранты в возрасте 20-29 лет.

     Мотивы, по которым люди совершают переезд  с одного места жительства на другое, различны. Среди причин, вызвавших  необходимость смены жительства наших сограждан, наиболее весомыми являются четыре: в связи с учебой, в связи с работой, личные, семейные причины и возврат к прежнему месту жительства. По первым трем причинам для республики характерно отрицательное миграционное сальдо с регионами России.

     Традиционным для нашего региона является выезд на работу в Тюменскую область (-1615 человек в 2008г.). Превышение выезда над въездом в связи с работой наблюдается и с соседними регионами Поволжья и Урала: Свердловская (-246 человек) и Челябинская области (-178), Республика Татарстан (-22) и Самарская область(-97) и др.

Информация о работе Понятия миграции и миграционной политики. Миграционная политика как элемент социальной политики